Библиографическое описание:

Масалович Ю. М., Фотекова Т. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.

Любая познавательная деятельность включает в себя в той или иной мере прогноз того, что может произойти, и подготовку (преднастройка по Н. А. Бернштейну) субъекта к будущим событиям [1, с. 56]. Включение механизмов вероятностного прогнозирования проявляется в регуляции диапазона преднастройки психофизиологических систем и подсистем организма к ожидаемым вероятным изменениям в окружающем мире. При этом процесс вероятностного прогнозирования детерминирует функциональную структуру регуляции деятельности как в сфере психических, так и в сфере энергетических процессов [2, с. 118]. Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мнестических и мыслительных операций, т.е. прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды.

На сегодняшний день количество детей с умственной отсталостью не уменьшается. Для детей с данной аномалией свойственно стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности. Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов. Вероятнее всего их способность к формированию прогноза будет отличаться от таковой у детей с нормальным развитием, а процесс формирования прогноза будет искажен. В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности младших школьников с умственной отсталостью, т.к. формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования процесса интеллектуального развития.

Экспериментальное исследование, цель которого, изучить особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников проводилось в 2010 году на базе средней общеобразовательной школы № 19 г. Абакана, общеобразовательной коррекционной школы-интернат VIII вида №17 г. Абакана, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 14 г.Черногорска. В исследовании приняло участие 40 детей, в возрасте от 7-8 лет: 20 умственно отсталых детей составляли экспериментальную группу, и ещё 20 детей без отклонений в развитии - контрольную группу.

Для выявления типов прогнозирования использовалась методика «Угадайка», разработанная Л.И. Переслени, В. Л. Подобедом (1984г.). На основе экспериментального исследования Л. И. Переслени сформулированы критерии эффективного прогнозирования [3, с. 10]:

  • небольшое количество ошибок предсказания (до 11,5);

  • отсутствие ошибок отвлечения;

  • воспроизведение порядков чередования элементов всех трех наборов после окончания обследования;

  • использование рациональных стратегий.

Эти четыре показателя позволяют выделить типы прогностической деятельности и косвенно оценить память, мышление и такие свойства внимания, как устойчивость, переключаемость, распределяемость. Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программ SSPS for Windows, использовались описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты. У детей из контрольной и экспериментальной групп преобладают разные типы прогностической деятельности. Детям из экспериментальной группы свойственны III (30%) и IV (70%) типы прогностической деятельности. Так же важно отметить, что 45% из них имеет IV б тип прогностической деятельности, который не наблюдался у младших школьников без отклонений в развитии. У испытуемых контрольной группы способность к прогнозированию в целом хорошая. Чаще всего у них встречаются I (30%) и II (60%) типы прогнозирования, в экспериментальной же группе эти типы не встречаются совсем. Для 30% младших школьников без отклонений в развитии характерно прогнозирование по типу I, что указывает на малое количество ошибок предсказаний, отсутствие ошибок отвлечения, воспроизведение всех трех порядков наборов и использование рациональных стратегий. У 60% детей контрольной группы выявлен II тип прогностической деятельности, из них 35% относятся к подтипу II б и 25% к подтипу II а. Прогнозирование по типу II а, характеризуется не большим количеством ошибок предсказания (менее 11,5), наличием ошибок отвлечения (1-4 и более), воспроизведением всех трех порядков наборов и использованием рациональных стратегий. Младшим школьникам, у которых выявлен менее эффективный тип прогнозирования, в частности II б, свойственно наличие большого количества ошибок предсказаний (12-17,5 и более), воспроизведение выявленных порядков, использование рациональных стратегии, либо смена стратегий.

Таким образом, можно отметить, что для большинства младших школьников без отклонений в развитии свойственно хорошее прогнозирование, что подтверждается превалированием у них I и II типов прогностической деятельности.

Для всех умственно отсталых младших школьников характерно плохое прогнозирование. Это проявляется в неспособности быстро и точно воспринимать и перерабатывать информацию, учитывать при этом прошлый опыт, хранящийся в памяти, в неготовности к восприятию отдельных последовательностей событий внешней среды, следствием всего этого выступает трудности формирования адекватного прогноза. В результате страдает адаптивное поведение этих детей, что накладывает отпечаток на поведение в целом и отрицательно сказывается на осуществлении познавательной деятельности.

У умственно отсталых детей по сравнению со сверстниками без отклонений в развитии количество ошибок предсказания в два раза больше, что говорит о низкой эффективности формирования адекватного прогноза (рис 1.). Это коррелирует со слабостью процессов запечатления и плохой распределяемостью внимания. У 85% детей из экспериментальной группы наблюдается низкая эффективность запечатления и плохая распределяемость внимания, в контрольной группе это свойственно 30% испытуемых. Правильный прогноз у детей из контрольной группы обеспечивается функцией обобщения - 30%, либо формируется за счет эффективности запечатления - 40%.


Рис. 1 Показатели прогнозирования в контрольной и экспериментальной группах


Малое количество ошибок отвлечения в экспериментальной группе объясняется неспособностью большинства испытуемых к выявлению порядков чередования, что ведет к отсутствию ошибок такого рода, это характерно для 65% испытуемых экспериментальной группы. 35% испытуемых данной группы имели больше четырех ошибок отвлечения, что говорит о неустойчивости произвольного внимания. Для 75% младших школьников без отклонений в развитии характерна нормальная переключаемость и устойчивость произвольного внимания, что не свойственно 40% испытуемых экспериментальной группы, причиной этого может выступать дефицит регулирующих корковых влияний. Исходя из этого можно сказать, что умственно отсталым младшим школьникам в большей степени свойственна неустойчивость произвольного внимания, даже при том, что 65% этих детей не имели ошибок отвлечения.

Дети из экспериментальной группы менее успешны при воспроизведении порядков чередования, чем дети из контрольной группы. Для 90% детей с нормальным интеллектуальным развитием характерно воспроизведение выявленных порядков, также важно отметить, что 55% из них воспроизвели все три порядка, что не наблюдалось в экспериментальной группе. В экспериментальной же группе 40% выявили порядки, но в последствии воспроизвести их не смогли. Это говорит о слабости следообразования, плохой долговременной памяти, что связанно с нарушением нейрофизиологического механизма, который обеспечивает направленное считывания информации из памяти.

Успешность прогнозирования в значительной степени зависит стратегий, которые использует ребенок. Как известно, стратегии – это система правил, выбираемых человеком в процессе решения любой задачи. Каждую стратегию характеризуют два свойства эффективность (оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет в максимальной степени адекватно реализовывать поставленные цели) и степень трудности ее применения (определяется величиной умственных усилий, затраченных человеком при ее использовании). Рациональные стратегии способствуют отбору релевантной информации и обнаружению порядка поступления разновероятностных и значимых сигналов. Они формируются в онтогенезе и зависят от уровня развития ВПФ. Практически для всех умственно отсталых младших школьников (85%) свойственно использование в процессе прогнозирования нерациональных стратегий. При чем почти для половины из них (45%) свойственна наихудшая стратегия - стратегия репродуктивного предсказания, при которой испытуемые инертно повторяют порядок, который использовался в первом наборе, в контрольной группе такого не наблюдалось. Это демонстрирует инертность, неподатливость к изменениям и трудность переключения при выполнении мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников, а также отражает особенности их деятельности, проявляющиеся в подмене и упрощении поставленной задачи. Для 15% умственно отсталых школьников характерно использование рациональных стратегий, в контрольной же группе такие стратегии применяли 75%. При чем из них 45% использовали наиболее эффективную стратегию- стратегию сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью. В этом случае дети учитывали опыт предсказаний предыдущего набора и полученную инструкцию при формировании априорного прогноза, что не наблюдалось в экспериментальной группе. Испытуемые последней группы использовали более элементарные рациональные стратегии.

Исходя из этого, можно сказать, что использование младшими школьниками без отклонений в развитии рациональных стратегий повышает эффективность прогнозирования. Это указывает на способность эффективного использования в новой ситуации прошлого опыта. Также способность к коррекции своих предсказаний, при изменении порядка следования букв, свидетельствует о пластичности мыслительной деятельности, гибкости установок и способов решения задач, что в малой степени проявляется у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование показало, что умственно отсталым младшим школьникам свойственны неэффективные типы прогностической деятельности, по сравнению с их сверстниками с нормальным развитием. Для 85% из них характерно использование в процессе прогнозирования нерациональных стратегий.

При этом они отличаются более высокими показателями ошибок предсказания и ошибок отвлечения, а также меньшим количеством воспроизведенных порядков наряду с детьми без отклонений в развитии (p≤0,01). Это отражает низкую эффективность формирования адекватного прогноза, слабость процессов запечатления и воспроизведения информации, плохую распределяемость внимания, неустойчивость и слабость произвольного внимания, трудности хранения информации в регистре кратковременной памяти. Это указывает на нарушение нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих запечатление следов и направленное считывания информации из памяти, а также связано с дефицитом регулирующих корковых влияний.

45% умственно отсталых детей практически неспособны к вероятностному прогнозированию. Для них характерно отсутствие сформированного процесса вероятностного прогнозирования наряду с неустойчивостью и слабостью переключения произвольного внимания, слабостью процессов запечатления и воспроизведения информации, поступившей на хранение в долговременную память.


Литература:
  1. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психо-физиологическое исследование). — М.: Педагогика, 1984. — 161 с.

  2. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. – № 2. – 1974. – С. 115 – 122.
  3. Переслени Л. И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. — 1984. — № 5. — С. 7—14.
Основные термины: младших школьников, прогностической деятельности, отсталых младших школьников, типы прогностической деятельности, ошибок отвлечения, отношений младших школьников, произвольного внимания, ошибок предсказания, количество ошибок, взаимоотношения младших школьников, вероятностного прогнозирования, экспериментальной группы, межличностных отношений младших, отсталых детей, формирования адекватного прогноза, тип прогностической деятельности, контрольной группы, рациональных стратегий, умственной отсталостью, количество ошибок предсказания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle