Библиографическое описание:

Масалович Ю. М., Фотекова Т. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 55-58.

Любая познавательная деятельность включает в себя в той или иной мере прогноз того, что может произойти, и подготовку (преднастройка по Н. А. Бернштейну) субъекта к будущим событиям [1, с. 56]. Включение механизмов вероятностного прогнозирования проявляется в регуляции диапазона преднастройки психофизиологических систем и подсистем организма к ожидаемым вероятным изменениям в окружающем мире. При этом процесс вероятностного прогнозирования детерминирует функциональную структуру регуляции деятельности как в сфере психических, так и в сфере энергетических процессов [2, с. 118]. Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мнестических и мыслительных операций, т.е. прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды.

На сегодняшний день количество детей с умственной отсталостью не уменьшается. Для детей с данной аномалией свойственно стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности. Младшие школьники с умственной отсталостью характеризуются недостаточностью развития произвольности познавательных процессов. Вероятнее всего их способность к формированию прогноза будет отличаться от таковой у детей с нормальным развитием, а процесс формирования прогноза будет искажен. В связи с этим становится понятным, насколько важно изучение прогностической деятельности младших школьников с умственной отсталостью, т.к. формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования процесса интеллектуального развития.

Экспериментальное исследование, цель которого, изучить особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников проводилось в 2010 году на базе средней общеобразовательной школы № 19 г. Абакана, общеобразовательной коррекционной школы-интернат VIII вида №17 г. Абакана, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 14 г.Черногорска. В исследовании приняло участие 40 детей, в возрасте от 7-8 лет: 20 умственно отсталых детей составляли экспериментальную группу, и ещё 20 детей без отклонений в развитии - контрольную группу.

Для выявления типов прогнозирования использовалась методика «Угадайка», разработанная Л.И. Переслени, В. Л. Подобедом (1984г.). На основе экспериментального исследования Л. И. Переслени сформулированы критерии эффективного прогнозирования [3, с. 10]:

  • небольшое количество ошибок предсказания (до 11,5);

  • отсутствие ошибок отвлечения;

  • воспроизведение порядков чередования элементов всех трех наборов после окончания обследования;

  • использование рациональных стратегий.

Эти четыре показателя позволяют выделить типы прогностической деятельности и косвенно оценить память, мышление и такие свойства внимания, как устойчивость, переключаемость, распределяемость. Статистическая обработка данных производилась с помощью пакета программ SSPS for Windows, использовались описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты. У детей из контрольной и экспериментальной групп преобладают разные типы прогностической деятельности. Детям из экспериментальной группы свойственны III (30%) и IV (70%) типы прогностической деятельности. Так же важно отметить, что 45% из них имеет IV б тип прогностической деятельности, который не наблюдался у младших школьников без отклонений в развитии. У испытуемых контрольной группы способность к прогнозированию в целом хорошая. Чаще всего у них встречаются I (30%) и II (60%) типы прогнозирования, в экспериментальной же группе эти типы не встречаются совсем. Для 30% младших школьников без отклонений в развитии характерно прогнозирование по типу I, что указывает на малое количество ошибок предсказаний, отсутствие ошибок отвлечения, воспроизведение всех трех порядков наборов и использование рациональных стратегий. У 60% детей контрольной группы выявлен II тип прогностической деятельности, из них 35% относятся к подтипу II б и 25% к подтипу II а. Прогнозирование по типу II а, характеризуется не большим количеством ошибок предсказания (менее 11,5), наличием ошибок отвлечения (1-4 и более), воспроизведением всех трех порядков наборов и использованием рациональных стратегий. Младшим школьникам, у которых выявлен менее эффективный тип прогнозирования, в частности II б, свойственно наличие большого количества ошибок предсказаний (12-17,5 и более), воспроизведение выявленных порядков, использование рациональных стратегии, либо смена стратегий.

Таким образом, можно отметить, что для большинства младших школьников без отклонений в развитии свойственно хорошее прогнозирование, что подтверждается превалированием у них I и II типов прогностической деятельности.

Для всех умственно отсталых младших школьников характерно плохое прогнозирование. Это проявляется в неспособности быстро и точно воспринимать и перерабатывать информацию, учитывать при этом прошлый опыт, хранящийся в памяти, в неготовности к восприятию отдельных последовательностей событий внешней среды, следствием всего этого выступает трудности формирования адекватного прогноза. В результате страдает адаптивное поведение этих детей, что накладывает отпечаток на поведение в целом и отрицательно сказывается на осуществлении познавательной деятельности.

У умственно отсталых детей по сравнению со сверстниками без отклонений в развитии количество ошибок предсказания в два раза больше, что говорит о низкой эффективности формирования адекватного прогноза (рис 1.). Это коррелирует со слабостью процессов запечатления и плохой распределяемостью внимания. У 85% детей из экспериментальной группы наблюдается низкая эффективность запечатления и плохая распределяемость внимания, в контрольной группе это свойственно 30% испытуемых. Правильный прогноз у детей из контрольной группы обеспечивается функцией обобщения - 30%, либо формируется за счет эффективности запечатления - 40%.


Рис. 1 Показатели прогнозирования в контрольной и экспериментальной группах


Малое количество ошибок отвлечения в экспериментальной группе объясняется неспособностью большинства испытуемых к выявлению порядков чередования, что ведет к отсутствию ошибок такого рода, это характерно для 65% испытуемых экспериментальной группы. 35% испытуемых данной группы имели больше четырех ошибок отвлечения, что говорит о неустойчивости произвольного внимания. Для 75% младших школьников без отклонений в развитии характерна нормальная переключаемость и устойчивость произвольного внимания, что не свойственно 40% испытуемых экспериментальной группы, причиной этого может выступать дефицит регулирующих корковых влияний. Исходя из этого можно сказать, что умственно отсталым младшим школьникам в большей степени свойственна неустойчивость произвольного внимания, даже при том, что 65% этих детей не имели ошибок отвлечения.

Дети из экспериментальной группы менее успешны при воспроизведении порядков чередования, чем дети из контрольной группы. Для 90% детей с нормальным интеллектуальным развитием характерно воспроизведение выявленных порядков, также важно отметить, что 55% из них воспроизвели все три порядка, что не наблюдалось в экспериментальной группе. В экспериментальной же группе 40% выявили порядки, но в последствии воспроизвести их не смогли. Это говорит о слабости следообразования, плохой долговременной памяти, что связанно с нарушением нейрофизиологического механизма, который обеспечивает направленное считывания информации из памяти.

Успешность прогнозирования в значительной степени зависит стратегий, которые использует ребенок. Как известно, стратегии – это система правил, выбираемых человеком в процессе решения любой задачи. Каждую стратегию характеризуют два свойства эффективность (оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет в максимальной степени адекватно реализовывать поставленные цели) и степень трудности ее применения (определяется величиной умственных усилий, затраченных человеком при ее использовании). Рациональные стратегии способствуют отбору релевантной информации и обнаружению порядка поступления разновероятностных и значимых сигналов. Они формируются в онтогенезе и зависят от уровня развития ВПФ. Практически для всех умственно отсталых младших школьников (85%) свойственно использование в процессе прогнозирования нерациональных стратегий. При чем почти для половины из них (45%) свойственна наихудшая стратегия - стратегия репродуктивного предсказания, при которой испытуемые инертно повторяют порядок, который использовался в первом наборе, в контрольной группе такого не наблюдалось. Это демонстрирует инертность, неподатливость к изменениям и трудность переключения при выполнении мыслительной деятельности умственно отсталых младших школьников, а также отражает особенности их деятельности, проявляющиеся в подмене и упрощении поставленной задачи. Для 15% умственно отсталых школьников характерно использование рациональных стратегий, в контрольной же группе такие стратегии применяли 75%. При чем из них 45% использовали наиболее эффективную стратегию- стратегию сравнения априорного прогноза с реальной последовательностью. В этом случае дети учитывали опыт предсказаний предыдущего набора и полученную инструкцию при формировании априорного прогноза, что не наблюдалось в экспериментальной группе. Испытуемые последней группы использовали более элементарные рациональные стратегии.

Исходя из этого, можно сказать, что использование младшими школьниками без отклонений в развитии рациональных стратегий повышает эффективность прогнозирования. Это указывает на способность эффективного использования в новой ситуации прошлого опыта. Также способность к коррекции своих предсказаний, при изменении порядка следования букв, свидетельствует о пластичности мыслительной деятельности, гибкости установок и способов решения задач, что в малой степени проявляется у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование показало, что умственно отсталым младшим школьникам свойственны неэффективные типы прогностической деятельности, по сравнению с их сверстниками с нормальным развитием. Для 85% из них характерно использование в процессе прогнозирования нерациональных стратегий.

При этом они отличаются более высокими показателями ошибок предсказания и ошибок отвлечения, а также меньшим количеством воспроизведенных порядков наряду с детьми без отклонений в развитии (p≤0,01). Это отражает низкую эффективность формирования адекватного прогноза, слабость процессов запечатления и воспроизведения информации, плохую распределяемость внимания, неустойчивость и слабость произвольного внимания, трудности хранения информации в регистре кратковременной памяти. Это указывает на нарушение нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих запечатление следов и направленное считывания информации из памяти, а также связано с дефицитом регулирующих корковых влияний.

45% умственно отсталых детей практически неспособны к вероятностному прогнозированию. Для них характерно отсутствие сформированного процесса вероятностного прогнозирования наряду с неустойчивостью и слабостью переключения произвольного внимания, слабостью процессов запечатления и воспроизведения информации, поступившей на хранение в долговременную память.


Литература:
  1. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей (психо-физиологическое исследование). — М.: Педагогика, 1984. — 161 с.

  2. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. – № 2. – 1974. – С. 115 – 122.
  3. Переслени Л. И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития // Дефектология. — 1984. — № 5. — С. 7—14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle