Библиографическое описание:

Шурыгина О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 136-139.

В последнее время мир политики, бизнеса, управления и идей очень быстро меняется, что обусловливает изменения и в образовании. Именно системе высшего образования предстоит решить сложную задачу подготовки молодого поколения к жизни в современном мире. Возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития, выдвигается задача развития личности в поликультурном образовательном пространстве. Содержание поликультурного образовательного пространства отражается в учебно-воспитательном процессе гуманистических идей, идей свободы и ненасилия, общих культурных традициях, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости и гармонии. В данном контексте образование и культура тесно связаны друг с другом и взаимнообусловлены, т.к. образование является средством трансляции культуры, а развитие личности составляет содержание культуры. «Культура позволяет человеку развивать его внутренний мир. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней культуре, т.к. внутренняя культура реализуется в поведении и действиях человека»[1, с.33].

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. В настоящее время ученые насчитывают более 500 трактовок этого понятия, что является результатом многообразия проявлений культуры.

Культура – это «исторически определенный уровень развития общества, сил, и способности человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях»[7, с.126].

Определение «культура» прошло довольно длинный путь исторического развития. Первоначально латинское слово «cultura» употреблялось в значении «возделывании, обработки земли». Римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон, живший в I веке до н.э., первый использовал это понятие в качестве метафоры, говоря о «возделывании души человека», о воспитании и личном совершенствовании[3, с.8].

Следует отметить, что в европейских языках (немецком, английском, французском) слово «культура» долгие годы служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось как метафора. Многие десятилетия потребовались, для того, чтобы из метафоры сделать научное понятие и философскую категорию.

В настоящее время понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

Во-первых, под культурой понимают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление: министерства культуры, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, театры, музеи, занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, культура рассматривается как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу и нации (элитарная культура, русская культура, молодежная культура и др.)

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный и.т.д.)[4, с.11].

В психологии под культурой понимаются «напряженные связи между прошлым и будущим. Культура – это рост мира, культ разумения, язык, объединяющий человечество, среда, растящая и питающая личность»[2, с.85]. Как отмечают многие исследователи, ни одна из сфер жизни общества – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или религия, наука или мораль, досуг или спорт – невозможны вне культуры.

Принимая во внимание усиление культурологического компонента образования, многие ученые считают, что основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания высшего образования и развивать у подрастающего поколения духовную культуру, культуру мышления (Синюк А.В., Виноградов В.Н., Андреев А.П.), профессиональную культуру (Качуровская Н.М., Данилова М.М.), коммуникативную культуру (Берегова И.Л., Знаменская С.В.), психологическую культуру (Семикин В.В., Неговская С.Г, Полякова Л.С., Шубницина Т.В.), информационную культуру (Щербакова А.В.), экологическую культуру (Яковлева Л.А.) и конфликтологическую культуру (Самсонова Н.В., Черняева Т.Н., Почекаева И.С., Пидбуцкая Н.В., Щербакова О.И.).

В настоящее время проблеме формирования конфликтологической культуры молодого поколения уделяется большое внимание, т.к. современное общество характеризуется возрастающим уровнем конкурентности, непрерывными и стремителными изменениями и преобразованиями, что приводит к увеличению конфликтов. Признание конфликта как явления неизбежного, повседневного и часто встречающегося, актуализирует проблему развития конкретных норм и правил поведения в конфликтных ситуациях, а также индивидуально-личностных качеств, которые способствуют конструктивному решению возникающих проблем. Конфликтологическая осведомленность личности, ее способность прогнозировать, предотвращать, разрешать конфликты составляют понятие конфликтологическая культура личности.

Самсонова Н.В., анализируя проблему формирования конфликтологической культуры, выделяет понятие «конфликтологическая культура личности» и «конфликтологическая культура специалиста». При этом «конфликтологическая культура личности» выражается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные. Конфликтологической культуре специалиста свойственно усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний необходимых для восприятия профессиональной конфликтогенной среды и последующей реализации профессиональных функций в условиях профессионального конфликта. Под «конфликтологической культурой специалиста» Самсонова Н.В. понимает качественную характеристику способа жизнедеятельность специалиста в профессиональной конфликтогенной среде [6, с.18].

Самсонова Н.В. и Куклева Н.В. рассматривают конфликтологическую культуру как вид профессиональной культуры специалиста, которая интегрирует в себе функции других составляющих прфессиональной культуры (коммуникативной культуры, информационной культуры, методологической культуры и психологической культуры): реализуя конструктивные функции конфликта, конфликтологическая культура сигнализирует об очагах социальной напряженности, расширяет возможности получения информации о состоянии организации (обогащается информационная культура); способствует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и конфликтуемой проблемы (конкретизируются объекты социально-психологической, психологической культур); ослабляет психическую напряженность (поддерживается функция психологической культуры), создает интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий поиска решения (активизация методологической культуры); предотвращает разрушительное противоборство участников конфликта и сплачивает членов трудового коллектива (поддержка функций коммуникативной культуры).

Для определения базовых компонентов конфликтологической культуры специалиста важное значение имеют составляющие профессиональной культуры, которые можно представить как триаду: профессиональное знание – грамотность, специальный язык, и.т.п.; профессиональная психологическая готовность – мышление, интуиция, прогноз, рефлексия и.т.п.; профессиональная компетентность – способ деятельности, умения и.т.п. Принимая во внимание вышеперечисленные компоненты профессиональной культуры, Самсонова Н.В выделяет в структуре конфликтологической культуры специалиста три составляющие: конфликтологическую компетенцию специалиста (профессиональные знания), конфликтологическую готовность специалиста (профессиональная готовность) и конфликтологическую компетентность специалиста (профессиональная компетентность).

  • Конфликтологическая компетенция специалиста представляет собой область знаний о конфликте и его проявлениях. Конфликтологические знания, как и любые профессиональные знания, оказывают информационную поддержку для решения профессиональных задач в конфликтных ситуациях и являются важным компонентом конфликтологической культуры.

  • Конфликтологическая готовность специалиста включает в себя установки на осознание профессиональной задачи по управлению конфликтом, модели конфликтных стратегий, оценку своих возможностей в процессе решения профессиональных задач по управлению конфликтом. Оптимальный выбор специалистом стратегии поведения в конфликтах и самоуправление своим эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации являются показателями сформированности конфликтологической готовности.

  • Конфликтологическая компетентность специалиста включает в себя систему конфликтологических умений решения профессиональных конфликтологических задач по управлению профессиональным конфликтом[6, с.20].

Щербакова О.И. относит конфликтологическую культуру к высшему уровню конфликтологической подготовки, которая включает также уровни конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности. Изучая проблему формирования конфликтологической культуры, автор подчеркивает психологический контекст данного понятия. Согласно исследованиям Щербаковой О.И., конфликтологическая культура предполагает сформированность не только конкретных знаний и практических умений, но и ряда специфических способностей, являющихся основой для лучшего понимания других и самого себя, для самосовершенствования, самореализации, благодаря конструктивному решению проблем межличностного взаимодействия. Исходя из определения конфликта как противоречия, противоборства, сопровождающегося негативными эмоциями конфликтующих сторон, автор отмечает актуальность развития конкретных поведенческих умений, а также внутренних качеств, обеспечивающих конструктивное решение возникающих проблем.

По определению Щербаковой О.И., конфликтологическая культура личности представляет собой интегративное качество, основывающееся на экзистенциально-гуманистических ценностях, включающее культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру и поведенческую культуру, и проявляющееся в оптимальных, соответствующих контексту, стратегиях взаимодействия в конфликтах, обеспечивающих конструктивное решение проблем[9, с.80]. Описанные выше структурные компоненты конфликтологической культуры характеризуются следующими особенностями:

  • Культура мышления представляет собой способность рационально анализировать конфликтную ситуацию, на основе определенных теоретических знаний, формулировать суть проблемы, выделять главное и второстепенное, делать выводы, использовать их в своем поведении.
  • Культура чувств выражает способность воспринимать конструктивный и деструктивный характер своих переживаний и управлять ими, в частности, преодолевать деструктивные переживания – гнев, агрессию, страх, депрессию; способность проявлять оптимизм, сохранять спокойствие, уравновешенность, эмоциональную устойчивость в проблемных ситуациях, проявлять эмпатию, толерантность.
  • Коммуникативная культура проявляется в готовности и способности к диалогу, способности адекватно вербализовать свои и чужие переживания, владении «я-сообщением», техниками «активного слушания», «ассертивного общения» и др.
  • Поведенческая культура отражает способность действовать и решать проблемы таким образом, чтобы не допускать конфликта и его эскалации, управлять конфликтом на всех его этапах.

Почекаева И.С. разделяет точку зрения Щербаковой О.И., полагая, что конструктивному взаимодействию в ситуациях конфликта способствуют личностные качества участников конфликта, которые необходимо развивать. Почекаева И.С. исследует конфликтологическую культуру старшеклассников и определяет ее как «интегрально личностное образование старшеклассника, особенности которого определяют его ведущие специфические характеристики: в рациональной сфере – осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осмысление конфликта как позитивной ценности; в эмоциональной сфере – осуществление внутренней регуляции в конфликте; в поведенческой – умение применять данное личностное образование в практике предупреждения и конструктивного разрешения»[8, с.14]. Основываясь на определении, автор выделяет следующие структурные компоненты конфликтологической культуры: рациональный (объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуациях конфликтного взаимодействия) и поведенческий компонент (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению конфликтов).

Рассматривая структуру конфликтологической культуры, Марщин Т.А. считает, что ценностно-смысловое «ядро» конфликтологической культуры составляет конфликтная позиция личности, которая описывается как устойчивая иерархическая система отношений к конфликту, его структурным, динамическим компонентам, определяющая доминирующее, избирательное участие в конфликте и отношение к способам достижения конфликтных целей.[5, с.10]. Сформированная конфликтная позиция определяет устойчивое отношение к конфликту, объекту конфликта, способам и средствам достижения цели, детерминирует выбор оптимальной стратегии и повышает уровень конфликтологической культуры.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что конфликтологическая культура занимает «стержневую» позицию в структуре общей культуры, т.к. способствует гуманному развитию, как отдельной личности, так и общества в целом.


Литература:

  1. Драч, Г. В. Учебный курс по культурологи для учащихся средних и высших заведений / Г. В. Драч / Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 576 с.

  2. Зинченко, В. П. Человек развивающийся : Очерки рос. Психологии : учеб. для студентов, аспирантов и преподавателей ун-тов / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М. : Тривола, 1994. - 304 с.

  3. Кирамова, К. И. Культурология вопросах и ответах : учеб. пособие / К. И. Кирамова – М. : ТК Верби, Проспект, 2004. – 208 с.

  4. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов 4-е изд. / А. И. Кравченко. – М. : Академический Проект, 2003. – 496 с.

  5. Марщин, Т. А. Формирование конфликтной позиции у старшеклассников в процессе обучения : автореф. дис. …канд.пед.наук / Т. А. Марщин ; Рос. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2007. - 22 с.

  6. Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. В.Самсонова ; Российск. гос.ун-т им И. Канта. – Калининград, 2003. - 41 с.

  7. Современный словарь иностранных слов. – СПб. : Дуэт, Комета, 1994. – 325 с.

  8. Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников : автореф. дис. …канд. пед. наук / И. С. Почекаева ; Удмуртский гос. ун-т. – Ижевск, 2010. - 22 с.

  9. Щербакова, О. И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – С.78–83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle