Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В. Особенности распределения и характер устойчивости позитивных установок на детей у педагогов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 92-97.

Актуальность исследования

От того, насколько научно обоснованы методы, способы, приемы, которыми пользуются педагоги в процессе взаимодействия со своими воспитанниками, в процессе воздействия на них не только при обучении наукам, но и при формировании ценностных ориентаций, зависит эффективность педагогической деятельности в целом. В контексте этих идей главной составляющей в педагогической профессии, на наш взгляд, является личностное отношение к детям, которое дифференцированно и может оказывать различные, часто непредвиденные эффекты на результаты обучения и воспитания детей. Полностью картину феномена «личностного отношения педагога к детям» можно получить только при изучении этого явления в системе педагогических профессиональных установок, так как его сущность составляет такая психологическая категория, как «установка». Известно, что установки на детей могут быть как положительными, так и отрицательными, иметь разную степень выраженности и устойчивости.

Термин «установка», соответствующий английскому понятию attitude, в отечественную психологическую науку ввел представитель грузинской (советской) школы Д.Н. Узнадзе (1961). Согласно его теории, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности. Сама теория установки, согласно Д.Н. Узнадзе, возникла, как попытка понять активность психического, проблемы его развития и взаимодействия с окружающим миром. Установка относится к той категории фактов действительности, которая находит возможность проявления в самых разных условиях, где только имеют место отношения [9,с.156].

В условиях педагогической профессии важным является положительное отношение к детям (позитивная установка на детей), сигнализирующее о профессиональной компетентности педагога [1].

В «Педагогической энциклопедии» педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей [5,c.739]. По утверждению А.Н. Толстого, без любви к детям невозможна полноценная педагогическая деятельность [2].

Э.Фромм считал любовь искусством, требующим опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, которое необходимо постигать. Любовь по Э. Фромму, – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство [10,c.42].

По мнению Ситарова В.А., Маралова В.Г., любовь – одно из высших проявлений духовности человека, которая сама выступает как ценность [8].

Как отметил В.Д. Шадриков, любовь к ребенку – это, прежде всего, принятие его таким, каков он есть; любовь открывает новое измерение ученика – его индивидуальность и самоценность. Любовь к ученику порождает у педагога чувство душевного богатства, своей значимости, повышает интерес к жизни и открывает тайны педагогического мастерства [11,c.227-229].

Следовательно, несмотря на то, что в общем перечне личностных свойств (всего 50) идеального психологического портрета педагога, любовь к детям занимает только 25 место (!), она определяет характер личностного отношения к детям [3,с.21].

Наличие у педагога любви к детям говорит о его позитивной установке на детей и повышает эффективность педагогической деятельности. Следовательно, любовь к детям (позитивная установка на детей) является важным критерием профпригодности педагога. Более того, без любви к детям (позитивного отношения к детям) невозможно полноценное их обучение и воспитание.

Экспериментальных исследований, уточняющих специфику проявления, устойчивости и выраженности позитивных установок на детей, крайне недостаточно, чтобы ответить на многие вопросы, связанные с областью положительного личностного отношения педагогов к детям. В связи с этим данное исследование посвящено сравнительному изучению особенностей распределения и характера устойчивости позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий.

В нашем исследовании последовательно решались как общие, так и специфические задачи. К общим задачам мы относим выявление наличия позитивной установки у педагогов и сравнение с наличием таковой у представителей других профессий. К специфическим задачам мы относим определение некоторых факторов, способствующих проявлению и укреплению позитивной установки на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий.

Методика исследования

Для определения характера установки на детей в нашем исследовании мы использовали диагностический метод – тест «СОУЛ» (система оценочных установок личности), разработанный на базе семантического дифференциала. Метод семантического дифференциала (СД) получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Популярность метода можно объяснить тем, что исследователи получили возможность определять такие интимные процессы, как отношение субъекта к миру вещей, социальному окружению и самому себе [6,с.110-124]. Разработанный вариант теста СД - СОУЛ валиден и надежен при изучении иерархии ценностей. В нашем исследовании диагностический метод – тест «СОУЛ» позволяет обозначить структуру профессиональных ценностей (установок на детей) у педагогов образовательных учреждений и представителей других профессий [4,c.54-65]. Тест позволил нам проективным образом исследовать различного рода установки, определить знак установки и установить степень ее выраженности и представленности в исходной выборке испытуемых. В качестве контрольных слов нами были взяты следующие слова: «солнце», «друг», «человек» - это общечеловеческие ценности (ОЦ) и «тяжелая болезнь», «враг», «слякоть» - это общечеловеческие антиценности (ОАЦ). Поскольку в нашем исследовании предполагалось проективным образом исследовать личностное отношение педагогов к детям, мы ввели в список ценностей слова «дети», «дошкольник», «школьник», «трудный подросток». Таким образом, в линейке изучаемых нами объектов «дети», «дошкольник», «школьник», «трудный подросток», родовым понятием, символизирующим национально-культурное значение и отражающим атрибутивные характеристики объекта, является слово «дети». Исследование оценок по всем четырем объектам в родовидовой структуре «дети» позволяет нам определить характер установочного отношения к детям в исходной выборке испытуемых.

Всего в исследовании приняли участие 166 человек. Эмпирическая база исследования представлена двумя группами: в экспериментальную группу входят педагоги муниципальных образовательных учреждений г.Челябинска – N=112; в контрольную - представители других профессий - N=54. Группа «представители других профессий» исключает принадлежность к педагогической профессиональной деятельности. В нашем исследовании в эту группу входят представители торговли, пищевой промышленности, здравоохранения, ИТР и др.). Возраст респондентов составляет интервал от 21года до 69 лет.

Анализ результатов исследования и их интерпретация

Рассмотрим показатели положительного личностного отношения к детям, полученные нами при помощи СОУЛ, в различных группах испытуемых: у педагогов (N=112) позитивное отношение к детям наблюдается в 49,1 % случаев; у представителей других профессий (N=54) - в 57,4 % случаев. Следовательно, разница между двумя группами составляет 8,3 % в пользу представителей других профессий. Средние оценки в родовидовой структуре «дети» (дети, дошкольник, школьник, трудный подросток) у педагогов находятся в интервале от + 16,75 до +5,75 баллов; у представителей других профессий - в интервале от + 16,75 до +6 баллов, то есть различия не зафиксированы.

Однако, судить об устойчивости позитивной установки на детей, возможно только выстроив вариативный ряд оценок – от весьма позитивного до слабо позитивного отношения (табл.1).

Таблица 1

Распределение позитивной установки на детей в двух группах испытуемых (в %)

Испытуемые с позитивным отношением к детям

Весьма позитивное (+18…+13)

Позитивное

(+12…+7)

Слабо позитивное (+6…0)

Педагоги (N=55)

41,82 %

52,73 %

5,45 %

Представители других профессий (N=31)

29,03 %

67,74 %

3,23 %

Так «весьма позитивное» отношение наблюдается у 41,82 % педагогов; «позитивное» отношение – у 52,73 % педагогов; «слабо позитивное» отношение зафиксировано у 5,45 % педагогов. Следовательно, позитивная установка на детей у педагогов носит устойчивый характер, поскольку слабо позитивных оценок наблюдается всего 5, 45 %.

У представителей других профессий «весьма позитивное» отношение присутствует у 29,03 % респондентов; «позитивное» отношение – у 67,74 %; «слабо позитивное» отношение зафиксировано у 3,23 % респондентов. Следовательно, позитивная установка на детей у представителей других профессий, как и у педагогов, носит устойчивый характер, поскольку слабо позитивных оценок наблюдается всего 3,23 %

Таким образом, сравнение средних величин показателей установочного отношения к детям свидетельствует об устойчивости позитивных установок на детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе (рис.1).

Рис.1. Вариативность позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий

Дальнейшие результаты нашего исследования направлены на решение его специфических задач. В ходе исследования мы определили некоторые факторы, способствующие проявлению и укреплению позитивной установки на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий. К этим факторам относятся такие социально-демографические характеристики респондентов, как их возраст, семейное положение и родительский опыт (наличие в семье детей).

Для установления влияния возрастного фактора на характер установочного отношения к детям мы условно разделили группы испытуемых на следующие возрастные подгруппы:

  1. 21 – 30 лет

  2. 31 – 40 лет

  3. 41 – 50 лет

  4. От 51 года и выше

Анализ результатов исследования показал, что положительное отношение к детям чаще проявляется у педагогов в возрасте от 21 года до 30 лет (31%) и реже у педагогов старше 51 года (16 %) (рис.2).

Рис. 2. Взаимосвязь позитивного отношения к детям и возраста педагогов

У представителей других профессий, как и у педагогов, чаще всего позитивное отношение к детям наблюдается в возрасте от 21 года до 30 лет (45 %). Реже всего позитивные установки на детей встречаются у респондентов в возрасте от 41 года до 50 лет (рис.3).

Рис.3. Взаимосвязь позитивного отношения к детям и возраста представителей других профессий

Благодаря сравнению показателей взаимосвязи установочного отношения к детям и возраста испытуемых, мы обнаружили благоприятный возрастной интервал, способствующий наибольшему проявлению позитивных установок на детей – это интервал от 21 года до 30 лет. Этот феномен выражается не только в частоте встречаемости у респондентов в возрасте 21года – 30 лет позитивных установок на детей, но и в определении периода благоприятствования формирования и переформирования установок. Таким образом, уточнение фактора возраста способствует возможностям формирования позитивных установок на детей.

Для определения влияния таких факторов, как семейное положение и наличие родительского опыта, на проявление позитивных установок на детей у испытуемых мы проанализировали следующие экспериментальные данные (табл.2).

Таблица 2

Показатели установочного отношения к детям в зависимости от семейного положения и родительского опыта испытуемых

Знак установки на детей в экспериментальной (1) и контрольной группе (2)

Кол-во респондентов

Семейное положение

Наличие детей

Всего человек

Замужем - женат

н/замуж -холост

Есть

Нет

Положительная установка

1

55

43

12

48

7

2

31

22

9

24

7

Отрицательная установка

1

57

30

27

44

13

2

23

14

9

13

10

Обработка результатов с применением φ* критерия Фишера показала, что среди незамужних педагогов больше лиц с отрицательной установкой на детей, чем с положительной установкой (φ*= 1,89, р=0,029) [7,c.158-164]. Следовательно, незамужнее положение отрицательно сказывается на формировании у педагогов положительной установки на детей. По наличию-отсутствию родительского опыта и проявлению у педагогов позитивных установок на детей значимых различий между педагогами с позитивной установкой на детей и педагогами с негативной установкой на детей не выявлено (φ*= 0,376). Между тем, среди педагогов с позитивным отношением к детям замужем - 78,2 % , имеют своих детей – 87,3 %.

Анализ экспериментальных данных в группе представителей других профессий не показал значимых различий между респондентами с положительной установкой на детей и респондентами с отрицательной установкой на детей по фактору «семейное положение» (φ*= 0,77). Однако, по фактору «родительский опыт» различия достоверны (φ*= 1,64, р≤ 0,05). Следовательно, у представителей других профессий, имеющих своих детей, больше лиц с положительной установкой на детей, чем с отрицательной установкой. Среди представителей других профессий с позитивным отношением к детям замужем – 41,9 % , женаты – 22,6 %, имеют своих детей – 70,97 %.

Таким образом, такие факторы как семейное положение и родительский опыт уменьшают возможность проявления у испытуемых отрицательных установок на детей и увеличивают возможность проявления позитивных установок. Так, среди педагогов с позитивным отношением к детям большая часть замужем (78,2 %) и воспитывает детей (87,3%). Такая же тенденция наблюдается у представителей других профессий, где замужних/женатых респондентов с позитивной установкой на детей насчитывается 64,5 % и 70,97 % воспитывают своих детей.

Относительно всей выборки испытуемых (экспериментальной и контрольной групп N =166) выявлены значимые различия по факторам семейное положение и родительский опыт. Доказано, что у замужних/женатых респондентов положительных установок на детей больше, чем у незамужних/неженатых (φ*= 2,81, р≤ 0,001). А наличие родительского опыта у респондентов способствует увеличению положительных установок на детей (φ*= 1,94, р=0,026).

В результате сравнительного изучения проявления позитивных установок на детей у педагогов и представителей других профессий, сделаны следующие выводы:

  • Сопоставление показателей установочного отношения к детям в двух группах испытуемых показало преимущественное значение позитивных установок на детей у представителей других (непедагогических) профессий.

  • Выраженность позитивных установок на детей колеблется в интервале от + 16,75 до +5,75 баллов. Позитивная установка на детей носит устойчивый характер поскольку «слабо позитивное» отношение (+6…0) наблюдается в 5,45 % случаев у педагогов и в3,23 % случаев у представителей других профессий, то есть не превышает 10 % уровня.

  • Существует возрастная специфика проявления позитивных установок на детей. Обозначен возраст испытуемых, наиболее чувствительный, как для увеличения показателей проявления позитивных установок на детей, так и для их успешного формирования. Важным для нас является тот факт, что влияние фактора возраста на проявление позитивных установок на детей в группе педагогов, несущественно (в отличие от аналогичных показателей в группе представителей других профессий).

  • Результаты исследования демонстрируют положительное влияние семейного положения и наличия родительского опыта на увеличение позитивных установок на детей, как у педагогов, так и у представителей других профессий. Следовательно, такие факторы как семейное положение и родительский опыт уменьшают возможность проявления у испытуемых отрицательных установок на детей и увеличивают возможность проявления позитивных установок на детей.

Таким образом, установление и объяснение причин проявления позитивных установок на детей позволит разработать рекомендации и программы их формирования у разных по профессиональной принадлежности категорий испытуемых. Особую важность данные программы будут иметь в педагогической профессии, поскольку здесь любовь к детям (позитивная установка на детей) является базовой характеристикой педагогического мастерства.


Литература:

  1. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.
  2. Ломунов К., Жизнь Л. Толстого, М., 1981

  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994, с.21.

  4. Панасюк А.Ю. Обвинительный уклон в зеркале психологического исследования // Психологический журнал. -1992.- Т.13.- № 3.- С.54-65.

  5. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. Т.2., с.739.

  6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики.-М.:Изд-во МГУ, 1997.-399 с. С. 110-124.

  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2004. – 350с., ил.

  8. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А. Сластелина. – М., 2000. – 216с.

  9. Узнадзе Д.Н. Теория установки. -Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.

  10. Фромм Э. Искусство любить: Исследование и природа любви. М., 1990, с., 42.

  11. Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЭК», 1997. – 288с., 227.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle