Библиографическое описание:

Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии [Текст] // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 43-45.



Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Тема адаптации актуальна на протяжении многих десятилетий, исследуется в различных науках и отраслях психологии. В педагогической психологии эта тема также имеет место быть.

В психологии адаптация рассматривается в различных психологических школах. В рамках гуманистической психологии, А. Маслоу адаптация рассматривается как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.

Г. А. Балл ссылаясь на понятие адаптации Ж. Пиаже, рекомендует рассматривать адаптацию в широком смысле, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой [2; с. 100] (по Ж. Пиаже — единство противоположных процессов: аккомодации и ассимиляции). В результате приспособления личности к новым условиям среды, происходит усвоение ею нового культурно-исторического опыта. Можно предположить, что адаптация является движущей силой развития личности.

В. И. Медведев рассматривал адаптацию как процесс приспособления организма к окружающей среде. В ходе изучения периодизации адаптации условно выделил три стадии адаптационного процесса: 1) разрушение старых поведенческих паттернов, программы гомеостаза; 2) формирование новых поведенческих программ и механизмов гомеостатического регулирования; 3) стадия стабилизации, достижения гомеостаза.

А. Н. Жмыриков рассматривал адаптацию как результат, и выделил четыре шкалы определения результатов адаптации: высокая избыточная, высокая оптимальная, низкая, дезадаптация.

А. А. Реан предлагает двумерное измерение результата социальной адаптации: соответствие реального поведения человека требованиям социального окружения («внешний критерий»), и отсутствие ощущения угрозы, наличие внутренней комфортности («внутренний критерий»).

А. А. Налчаджян выделяет нормальную, девиантную и патологическую адаптацию. Под «нормальной» адаптацией автор подразумевает устойчивую адаптивность организма при воздействии разрушающих факторов среды. «Девиантная» адаптация понимается как достижение гомеостаза организмом с помощью форм поведения, противоречащих нормам поведения социума и ведущих к внутригрупповым конфликтам. При «патологической» адаптации подразумевается развитие у личности неврозов и психозов, которые выполняют адаптивную функцию.

Некоторые учёные рассматривают адаптацию как совокупность новообразований в психике личности, сформировавшихся в процессе адаптации. Под новообразованиями в данном контексте подразумеваются не только знания, умения и навыки, полученные в процессе ассимиляции личности, но и качество сформированности взаимодействия субъекта с профессиональным и социальным окружением. В рамках данного подхода, адаптацию можно описать следующим образом: в результате воздействия среды происходит актуализация уже имеющихся адаптивных механизмов субъекта и схем взаимодействия, затем происходит их количественное или качественное преобразование, изменение функциональной системы организма, с помощью чего восстанавливается гомеостаз. Важное место в данном подходе изучения адаптации занимают личностные характеристики, способствующие установлению гомеостаза. А. А. Реан в своих трудах пишет, что «личностные характеристики во многом определяют успешность и неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности» [7].

Изучая различные определения адаптации, Н. Н. Мельникова выделяет следующие условия возникновения адаптации:

1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, несогласованности между системами;

3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;

4) достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [6; с. 11].

Таким образом, в психологии адаптация рассматривается в нескольких формах: как свойство, процесс, результат и движущая сила в формировании новообразований в процессе онтогенеза.

В педагогической психологии адаптация рассматривается в трёх аспектах: социальном, психологическом и учебном. Э. М. Александровская и С. М. Тромбах предлагают определять уровень адаптации по успешности обучения (усвоение образовательной программы), степени принятия социальных норм поведения в школе, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие. То есть, адаптированный обучающийся принимает социальные нормы поведения и действует в соответствии с требованиями, предъявляемым к учащемуся, имеет адекватную самооценку, бесконфликтно общается со сверстниками и взрослыми, имеет в классе друзей, усваивает образовательную программу.

Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько в качестве критериев адаптации к успешному обучению и положению в структуре социальных взаимоотношений добавляют общественную активность обучающегося.

Т. В. Дорожевец [4] выделяет академическую, социальную и личностную адаптацию в школе. Под академической адаптацией понимается степень соответствия ребёнка школьным нормам (выполнение требований учителя, принятие школьных норм поведения, освоение школьной программы). Социальная адаптация представляется как степень развития у обучающихся коммуникативных навыков, умение решать конфликтные ситуации и достаточное количество социальных связей. Личностная адаптация — степень принятия роли обучающегося, выражающейся в адекватной самооценке, достаточном уровне притязаний, сформированности учебной мотивации.

Л. А. Ясюкова критерием адаптации предлагает считать эмоциональное состояние обучающегося [8]. В своём исследовании причин эмоциональной дестабилизации обучающихся начальной школы автор выявила, что достаточно большая учебная нагрузка в гимназиях и слабое здоровье детей способствуют дезадаптации обучающихся. Также, учёная разделяет физиологическую и психологическую адаптацию. У детей с высоким уровнем тревожности при физиологической адаптации в школе может быть психологическая дезадаптация. На психологическую адаптацию в школе, кроме семейной ситуации и особенностей взаимодействия с взрослыми, влияют состояние здоровья ребёнка, качество формируемых у него школьных навыков. Это исследование показывает необходимость первичной диагностики детей при поступлении в школу с целью определения готовности дошкольников к обучению в школе и профилактики школьной успеваемости и успешности.

По мнению Григорьевой М. В., проблема адаптации поднимается в случае кардинального изменения деятельности индивида [3]. Однако, нами полагается, что индивид постоянно адаптируется не только к кардинальным изменениям в его жизни, но и к объективно незначительным изменениям. Так, например, в 7–8 классах у обучающихся добавляются новые учебные предметы, и, соответственно, новые педагоги, также при сдаче ЕГЭ и ГИА необходима адаптация к новым условиям социальной ситуации развития и т. п.. В результате этого нового опыта у обучающихся формируются новообразования, позволяющие с меньшими энергетическими затратами решать подобные ситуации (сдача экзаменов в ВУЗе, обучение у новых преподавателей). Рассматривать же адаптацию в узком ракурсе, будет не совсем верным, так как это не позволяет нам рассмотреть механизмы адаптации к менее ярко выраженным изменениям среды, на которые также тратятся адаптационные ресурсы организма и происходят изменения личности.

Если рассматривать адаптацию как постоянный процесс на протяжении всего обучения, то возможно создание новой «адаптационной» модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В основу деятельности педагога-психолога будет положено формирование и развитие адаптационных характеристик обучающихся (личностный адаптационный потенциал), а также интеллектуальное развитие. В концепцию личностного адаптационного потенциала Г. А. Маклаковым положены такие характеристики, как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, социальная поддержка, уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общественные нормы поведения и требования коллектива [5; с. 199]. Новая модель психолого-педагогического сопровождения не будет противоречить федеральным государственным стандартам, так как одними из необходимых критериев развития личности обучающегося, является формирование таких универсальных учебных действий, как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, коммуникабельность, сформированность внутренней позиции школьника, адекватная рефлексивная самооценка, самоконтроль и саморегуляция, адаптивность и социализация и др. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса будет соответствовать новым потребностям современного образования и способствовать дальнейшему развитию личности обучающегося за пределами образовательной организации.

Проблема адаптации является по-прежнему актуальной в педагогической психологии, нуждается в дальнейших научных исследованиях, и может занять одно из центральных мест педагогической психологии в области социализации и развитии личности обучающегося в разные периоды его обучения. Теория личностного адаптационного потенциала может стать методологическим обоснованием новой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Литература:

  1. Александровская Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина. — 1998. — С.35–37
  2. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989.- № 1 — С.92–100.
  3. Григорьева М. В. Теоретические и прикладные аспекты проблемы адаптации в психологии // Проблемы cоциальной психологии личности. — Изд.: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — 2008 –
  4. Дорожевец Т. В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дис. … канд.психол. наук.- Москва, 1994
  5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: диссертация …д-ра психол. наук. — СПб, 1996. — 392с.
  6. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — 264с.
  7. Реан А. А. Психология адаптации личности / А.А, Реан, А.Р, Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479с.
  8. Ясюкова Л. А. Изучение адаптации и развития младших школьников // Вестник СПб Госуниверситета, 2004, сер. 6, вып. 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle