Библиографическое описание:

Алфеева Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов [Текст] // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43.



В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагоговс помощью образовательной организации, которая функционирует как открытая самообучающаяся система.

Ключевые слова: ФГОС, профессиональный стандарт, эмоциональное выгорание, творческий потенциал, самообучающаяся система

В современном мире наблюдается острая нехватка в молодых перспективных педагогических кадрах. И эта проблема является животрепещущей не только потому, что педагогические ВУЗы выпускают недостаточно студентов, не потому, что часть из этих студентов не приходят в школу. Проблема серьезнее — даже те молодые люди, которые ответственно подошли к выбору профессии и действительно хотят работать в современной школе, на практике оказываются не готовы к такой работе. Отчасти, в этом проявляются проблемы высшего педагогического образования — ВУЗы не успевают за изменениями в системе образования, недостаточно внимания уделяют изучению ФГОС, студентов часто обучают преподаватели, не имеющие практики работы с детьми в образовательной организации. Это приводит к тому, что бывшие студенты не могут подстроиться к требованиям современной школы, не знают актуальных изменений и не справляются с дисциплиной. Именно поэтому остро встает проблема повышения профессионального мастерства молодого педагога путем саморазвития и взаиморазвития на базе образовательной организации. Эта тема является актуальной и с точки зрения введения профессионального стандарта педагога.

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе, уметь и хотеть сотрудничать с другими участниками педагогического процесса и делиться опытом. ВУЗы должны активно работать над развитием у будущих педагогов навыков сотрудничества и стремления к постоянному обмену педагогическими знаниями с коллегами. Это позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций. Помочь педагогу должны и системные знания по психологии, так как профстандарт педагога предполагает успешное решение психологических задач в вопросах детского развития, саморазвития и построения социального партнерства с родителями воспитанников. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменять её и изменяться самому.

Профессия педагога очень сложна и ответственна, ему необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус и при всем этом не терять оптимизма. Неготовность молодого специалиста часто приводит к быстрому разочарованию и развитию феномена «эмоционального выгорания», который возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения и мешает педагогу ощущать «качество жизни» и в профессиональной и в обыденной реальности.

Сложность предмета труда учителя в том, что его содержание составляют взаимоотношения с людьми, а это требует специальных знаний, умений и навыков работы в сложных, нестандартных и постоянно меняющихся ситуациях. Проблема состоит в том, что научиться этому можно только находясь в действующей системе, непосредственно работая в образовании. Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации.

Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий характер. И именно педагогический коллектив, выполняющий общую деятельность, может способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, особенно начинающего свою карьеру. Ведь потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем, группы разного профессионального уровня сталкиваются с разными проблемами.

В экспериментальном исследовании мы решили посмотреть, с какими проблемами сталкиваются молодые специалисты. Исследование степени выраженности симптомов эмоционального выгорания проводилось с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко). Для молодых педагогов в большей степени характерны симптомы «расширение сферы экономии эмоций» и «личностная отстраненность». Это вполне объяснимо — у молодых специалистов недостаточно опыта и знаний, они не могут ощущать себя профессионалами и часто волнуются даже в обычных ситуациях педагогического общения с детьми, родителями и коллегами. Именно постоянный повышенный фон ситуативной тревожности и постоянный контроль за своими действиями приводит к «эмоциональной холодности» и выраженности фазы «напряжения». В наиболее сложных ситуациях им свойственно отстраняться от трудной для них ситуации. Если такие сложные педагогические ситуации следуют одна за другой, наступает фаза «истощения».

Этому подвержены большинство молодых педагогов, сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения и педагог, желая оградить себя от излишних стрессов, стремится к психологическому комфорту. Но профессия предъявляет к нему все новые и новые требования. А тем временем, отрицательные эмоции постепенно накапливаются, перерастая в нечто большее, чем просто психологическая защита. Именно это состояние можно корректировать через активизацию творческих ресурсов педагога, через развитие показателей творческого мышления можно бороться с симптомами эмоционального выгорания. Развивая у педагога креативность в целом, и оригинальность с чувством юмора в частности, можно понижать выраженность симптомов эмоционального выгорания. В силу своей профессиональной деятельности педагогу приходится много контактировать с людьми — это и воспитанники, и родители, коллеги, что со временем приводит к пресыщению человеческими контактами, что ведет к падению общего энергетического тонуса и ослаблению нервной системы, всё реже появляются положительные эмоции и всё чаще отрицательные. На таком эмоциональном фоне становится труднее найти решение, придумать что-то новое, оригинальное или просто пошутить. И в этот момент особенно важной может оказаться помощь более опытных коллег и личного наставника. Креативность, как и любое умение, нуждается в развитии. Очень полезными могут оказаться упражнения, с помощью которых можно развить творческое педагогическое мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные. А также познакомить с техниками, для развития творческого мышления. Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Главным опытом всех педагогов при такой работе станет умение нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе и делиться опытом с коллегами. Частично эту ситуацию можно отработать во время прохождения студентом учебной практики, но практика должна быть правильно организована — достаточно продолжительна по времени и с прикреплением к наставнику, опытному педагогу — практику.

Молодой педагог может всему этому научиться, если ОО функционирует как открытая самообучающаяся система по повышению профессионального мастерства своих педагогов. И роль наставников в такой работе значительна, так как, именно он может грамотно спланировать и организовать профилактическую и коррекционно-развивающую работу с молодыми специалистами. А вместе с администрацией они смогут организовать общую деятельность всего педагогического коллектива, которая будет способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, формулировке новых идей и новаторских форм и методов работы в рамках ФГОС.

Литература:

  1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002 с 276–279.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle