Библиографическое описание:

Самойлова Т. Н., Гостищев И. А. Некоторые особенности социально-психологических установок, препятствующих успешному изучению химии в современной средней школе [Текст] // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 52-55.



Любая образовательная система должна выполнять функцию социализации личности и обеспечивать ее индивидуальное развитие [5, с.266], тем не менее, процесс социализации может приводить к противоречиям между конфликтующими социально-психологическими установками. В настоящее время учитель химии нередко сталкивается с предвзятым отношением к своему предмету со стороны других участников образовательного процесса. Предрассудки, предубеждения и социальные стереотипы могут становиться психологическими причинами неуспеваемости учащихся [5, с.266], закрепляя состояние беспомощности. Руководствуясь предубеждениями, учащиеся отказываются от деятельности ввиду неблагоприятного прогноза любых действий [5, с.273].

В источниках литературы понятие «предубеждение» упоминается часто в контексте социальных взаимоотношений и дискриминации как предубеждение по отношению к какой-либо общности людей. Однако понятие «предубеждение» может иметь более широкое значение и применяться для описания других явлений социальной психологии.

Некоторые авторы склонны смешивать понятия «предрассудок», «стереотип» и «предубеждение». Например, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко [1, с.369] в Большом психологическом словаре дают следующее определение: предрассудок (синоним предубеждение) — стереотипное представление о личности, группе,общности. Как правило, спецификой такого рода социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо аут-группе или общности[1, с.369].

Р. И. Мокшанцев [4, с.35–39] также считает синонимами «предрассудок» и «предубеждение». Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Обычно предрассудок — это неоправданно негативная установка. Человек нередко не осознает или не желает осознавать свою предубежденность и рассматривает свое отношение к объекту предупреждения как следствие объективной или самостоятельной оценки. Предрассудок (предубеждение) может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Нередко предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков [4, с.35–39].

Согласно Философскому энциклопедическому словарю [7, с.526], предубеждение рассматривается как разновидность предрассудков: «предрассудок — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение — это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению. Не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, предубеждение весьма устойчиво и плохо поддается изменению под влиянием рациональной информации» [7, с.526].

В социальной психологии предрассудки рассматриваются как диспозиции личности и часть психоэмоционального функционирования индивидов (Ф. Зимбардо, М. Ляйппе). Их устойчивость и рецидивность объясняется, тем, что помимо других функций они выполняют ценностно-экспрессивную функцию (эго-защитную функцию). В таких случаях причина устойчивости предрассудков связана с ущербным самосознанием личности, инфицированной предрассудками [1, с.369].

Предубежденные люди могут стать жертвами ошибок в процессе переработки и извлечения информации в отношении объектов их негативных чувств: со временем такие люди начинают думать о своих «мишенях» определенным образом и эффективно отфильтровывать или игнорировать информацию, не согласующуюся или противоречащую тому убеждению, которое у них сложилось. Предубеждение имеет тройственную природу и обладает когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами. Убеждения и ожидания индивидуума в отношении конкретного явления составляют когнитивный компонент такого негативного аттитюда. Люди, обладающие предубеждениями, склонны испытывать сильные отрицательные чувства, когда они сталкиваются, непосредственно или косвенным образом, с объектом предубеждения. При этом вступает в действие аффективный компонент такого негативного аттитюда, связанный с глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями, сопровождающими когнитивные реакции в отношении объектов предубеждения. Поведенческий компонент предубеждений наиболее интересен, поскольку существует тенденция предубежденных людей вести себя негативным образом по отношению к объектам их предубеждений [6, с.743].

Д. Майерс [3, с.436] определяет предрассудок как сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдывать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами [3, с.436].

Р. И. Мокшанцев [4, с.35–39] понимает социальный стереотип как относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта. Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Социальный стереотип искажает знания людей и серьезно деформирует межличностные взаимодействия. Особенно легко люди полагаются на стереотипы при дефиците времени, чрезмерной занятости, усталости, эмоциональном возбуждении, в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия [4, с.35–39].

Г. М. Коджаспирова в Словаре по педагогике [2, с.262] определяет предубеждение как негативную установку, препятствующую адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предубеждение может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Предубеждение нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной в возникновении конфликтов между учителем и учеником в педагогическом взаимодействии [2, с.262].

Рассмотрим типологию предубеждений, которые бытуют в среде учащихся, которые близко не знакомы с предметом и только приступают к изучению химии.

  1. Ложно позитивные предубеждения.

Одним из ложно позитивных предубеждений является отношение к химии как к развлекательному шоу, которое должно сопровождаться взрывами и иллюминацией. Корни таких предубеждений произрастают из массовой культуры и питаются многочисленными кинофильмами и развлекательными телепередачами. Поверхностное благосклонное отношение к предмету держится недолго и быстро заканчивается, когда возникает необходимость прикладывать усилия, чтобы разбираться в материале с высоким уровнем абстракции и запоминать большие объемы информации. В дальнейшем учащиеся с данным предубеждением быстро разочаровываются в химии и отличаются невысокой успеваемостью.

В нашей практике наблюдались случаи стереотипных представлений о химии как об исследовательской дисциплине, которая по силам только будущим ученым, и если учащийся не планирует в дальнейшем становиться исследователем, то и химию изучать не нужно. Положительный момент в данных предубеждениях полностью нивелируется низкой успеваемостью учащихся.

Элементы позитивных предубеждений проявляются при повседневной работе учащихся по изучению химии, приводя к прокрастинации и отрицанию накапливающихся пробелов и проблем. Некоторым детям химия кажется настолько легкой и простой, что они осваивают материал фрагментарно, от случая к случаю и в результате показывают неудовлетворительные результаты. Такие предубеждения особенно вредны для учащихся при подготовке к экзаменам и контрольным точкам.

  1. Негативные предубеждения.

Полной противоположностью предыдущему предубеждению и самым распространенным является предубеждение о том, что химия чрезвычайно серьезный, сложный, непонятный предмет, доступный не каждому человеку. Данное предубеждение передается из поколения в поколение, родители не стремятся мотивировать своих детей к стремлению освоить химию, чаще всего старшее поколение проецирует детям свой личный отрицательный опыт в изучении химии. Такие предубеждения тесно граничат с предрассудками и могут перерасти в суеверия, если не проводить систематическую разъяснительную, в чем-то даже просветительскую, работу с учащимися и их родителями.

  1. Прагматические предубеждения.

Прагматический подход к изучению химии отражает предубеждение о том, что «химия в жизни не пригодится», «для моей будущей профессии химия не нужна». Учащиеся с такими предубеждениями во многом пытаются преодолеть циркулирующие в ученической среде и школьном фольклоре негативные предубеждения, трансформируя свою будущую образовательную траекторию, чтобы избежать необходимости изучать естественные науки.

Учащиеся, которые не смогли преодолеть предубеждения относительно химии, со временем становятся учителями и приходят работать в школу. При этом предубеждения продолжают формировать особенности их поведения и начинают конфликтовать с профессиональными установками педагога. Негативные предубеждения продолжают доминировать, преобразовываясь в прагматические: многие учителя-предметники, а в особенности классные руководители, опосредованно и во многом неосознанно поддерживают предубеждения учащихся, используя ту же аргументацию, что и дети. При этом создается крайне неблагоприятная среда, остро влияющая на успеваемость учащихся по химии.

Подводя итоги, можно предложить и некоторые способы преодоления сложившейся ситуации, способы борьбы с предубеждениями и предрассудками относительно химии. В первую очередь, необходимо систематически формировать положительный образ химии как учебного предмета, сделать акцент на разъяснительную работу с родителями учащихся, доводя до их сведения хотя бы бытовую значимость химических знаний. Большое значение имеют экскурсии с учениками в химическую лабораторию, на химическое производство и дни открытых дверей профильных факультетов. Во-вторых, хороших результатов поможет добиться индивидуальный подход к обучению, когда для каждого учащегося на уроке будет поставлена выполнимая и, что немаловажно, интересная задача. Такая каждодневная систематическая работа поможет преодолеть социально-психологические установки, мешающие успешному изучению химии в средней школе.

Литература:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — С.369.
  2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — С.262.
  3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб: Питер, 1997. — С.436.
  4. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология [Текст] / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. — Новосибирск: Инфра-М, 2001. — С.35–39.
  5. Педагогическая психология [Текст] / под ред. Л. А. Регуш и др.. — СПб: Питер, 2011. — С.266, с.273.
  6. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб: Питер, 2006. — С.743.
  7. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичева и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.526.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle