Библиографическое описание:

Осипова Е. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся [Текст] // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 50-52.



Большую роль в реализации профильного обучения играет психологическая служба школы. Рассматривать психолого- педагогическое сопровождение необходимо с учетом всех аспектов комплексной модели сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников, их интересов и склонностей, создание условий для их развития и психологическое сопровождение профильного класса. Психолого-педагогическое сопровождение как основа профессиональной деятельности школьных педагогов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Следует сказать, что психолого-педагогическое сопровождение является частью комплекса мероприятий профессиональной ориентации, т. е. целого комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Особое внимание требуют обучающиеся 10-х классов. Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения.

Психолого-педагогические цели этапа профессионального самоопределения обучающихся:

– формирование готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;

– содействие профессиональному самоопределению выпускников.

Для достижения поставленных целей для старшеклассников проводится мониторинг исследования личностных особенностей, структуры интеллекта, уровня удовлетворенности организацией образовательного процесса, и сформированности навыков самоопределения в условиях профилизации в школе. В профильных 10-х классах мониторинг проводится в виде входного тестирования и промежуточного тестирования. С целью проведения тестирования был разработан пакет методик:

  1. Тест «Структура интеллекта» (Р. Амтхауэр, субтест на измерение уровня развития понятийного мышления).
  2. Анкета самоопределения в условиях профилизации школы.
  3. Анкета для определения эмоционального состояния школьников.
  4. Тест Л. А. Ясюковой для оценки правового и гражданского сознания.
  5. Анкета «Удовлетворенность образовательным процессом в школе».

Определяются следующие показатели:

  1. развитость операции понятийной категоризации;
  2. уровень самоопределения обучающихся в условиях профилизации школы;
  3. функциональное состояние учеников (самочувствие, активность, настроение, тревожность);
  4. сформированность правового сознания и готовность придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, гражданскую зрелость;
  5. социальный фон введения профиля (удовлетворенность деятельностной, организационной, социально- психологической и административной стороной образовательного процесса).

По итогам мониторинга проводится ряд мероприятий, направленных на оказание помощи обучающимся в решении актуальных задач обучения, социализации: разрабатываются рекомендации для классных руководителей, для родителей, для педагогов, проводятся беседы по вопросам развития личности. Важной составляющей работы в данном направлении является проведение программы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 10-х классов «Как справиться с тревожностью» с целью преодоления трудностей в эмоциональной сфере, обучения способам работы с тревожными состояниями и формирования навыков уверенного поведения.

Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение очевидно, так как тревожность влияет на интеллектуальное развитие школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Высокий уровень тревожности блокирует гармоничную социализацию ребенка, препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничной «Я — Концепции», т. е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

В условиях гуманизации образовательного процесса, организации личностно-ориентированного обучения важную роль приобретает технология проведения уроков с использованием здоровьесберегающих методик и подходов, педагогическая коррекция эмоционально неблагоприятных состояний учащихся. Данный курс занятий построен на принципах профилактики и коррекции тревожности. Все предложенные упражнения выполняются в игровом режиме. «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — В. А. Сухомлинский [3, c.7].

Программа направлена на достижение следующих результатов: освоение представлений о состоянии тревожности и знание способов, помогающих справится с тревожностью; развитие представлений о ценности жизни; освоение навыков межличностного общения: принятия других, умения высказываться, умения слушать другого, взаимодействовать на основе доброжелательности и в атмосфере доверия.

Цели программы коррекционно- развивающих занятий для обучающихся 10-х классов «Как справиться с тревожностью»:

– Снижение уровня тревожности, обучение способам работы с тревожными состояниями. Формирование навыков уверенного поведения.

В основу работы со старшеклассниками на занятиях положены методы, способствующие снятию психологического напряжения, преобразованию негативных переживаний, коррекции самооценке, развитию навыков уверенного поведения и эмпатического слушания: методы арт- терапии (рисуночные упражнения для развития навыков самопознания); диагностические методики для определения уровня тревожности; упражнения для развития коммуникативных навыков; психогимнастические упражнения и упражнения для развития навыков саморегуляции; упражнения для развития навыков целеполагания и рефлексии.

Реализация данной программы позволяет создавать для обучающихся такие условия, которые дают возможность развиваться старшеклассникам как в личностном так и в профессиональном плане: иметь развитые способности, быть уверенными и равноправными членами нашего общества.

Важный аспект содействия готовности к выбору профессии — это широкая информированность: о возможных способах получения желаемого образования после школы; об усилиях, которые потребуется приложить для его получения; о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию; о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность. С этой целью проводятся информационные классные часы для обучающихся 10–11 классов, встречи с представителями вузов (ТУСУР, ТГУ, ТПУ). Преподаватели вузов, студенты рассказывают обучающимся о новых специальностях, об условиях поступления об особенностях студенческой жизни. На каждой встрече ежегодно демонстрируются различные видео- материалы, раздаются буклеты с информацией о вузе и его специальностях. Все информационные классные часы носят высокий уровень общения между школьниками и представителями вузов, старшеклассники не только приобретают определенные знания в сфере интересующих их профессий, а так же имеют возможность получить большой опыт служения науке, своей любимой профессии.

В школе проводится инновационный проект «Профильные пробы как средство профессионального самоопределения выпускников основной школы». Проводятся экскурсии Старшеклассники участвуют в различных мероприятиях, например, наши обучающиеся участвуют ежегодно в мероприятии по профессиональной ориентации в рамках Сибирского форума Департамента труда и занятости населения Томской области для популяризации и ознакомления молодежи с востребованными на рынке труда профессиями «Город профессий». Так же посещают лаборатории, учебные кабинеты вузов города, знакомятся с особенностями обучения и специальностей, образования в целом в данном учебном заведении, делают практические упражнения по интересующим их специальностям. В десятых классах был организован педагогический класс, обучающиеся которого приняли участие в Олимпиаде по педагогике ТГПУ, представив свои презентации, выступления на высоком уровне. Участники Олимпиады получили сертификаты и были награждены грамотами за креативность. Ежегодно проводятся профориентационные мероприятия, например, в прошедшем году в рамках Единой недели по профориентации были проведены классные часы, на которых десятиклассники были участниками групповых консультаций и делали исследования по Компьютерной технологии профессионального самоопределения «Весы».

Психологическая служба разрабатывает и реализует программу психологического всеобуча для педагогов и родителей. В школе проводятся родительские собрания для родителей обучающихся 10 –х классов по теме: «Как помочь своему ребенку учиться успешно и развиваться» по итогам психологического мониторинга.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого учащийся ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основании которой он сам примет решение. в По итогам проведения мониторинга проводятся консультации и беседы как в групповых так и в индивидуальных формах с обучающимися, с педагогами, с родителями: уточнение выбранного профиля; профессиональное самоопределение; знакомство с профессиями.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М.: ТЦ “Сфера”,. 1998.
  3. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе. Санкт-Петербург- 2008.
  4. Несмелова Н. Н.. Психолого-педагогическое сопровождение социализации личности подростков. Томск-2008.
  5. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии — М.: Генезис, 2002.
  6. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. — М.: Генезис, 2000.
  7. Рогов Е. И. Книга школьного психолога. Москва- 2000.
  8. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.:ВЛАДОС-, 2003.ПРЕСС
  9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. Москва — 1995.
  10. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. — СПб.: ИМАТОН.2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle