Библиографическое описание:

Севостьянова Е. П., Уривская Н. С. К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте [Текст] // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 9-11.



В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, по обеспечению психологической безопасности при использовании подростками социальных сетей.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, подросток-пользователь, психологически комфортная и безопасная среда, социальные сети, интернет.

В последние годы наблюдается бурное развитие компьютерных технологий, которые оказывают огромное влияние на личность современного человека. Компьютеры усовершенствуются из года в год и пользуются большой популярностью у людей всех возрастов. В связи с этим может возникнуть проблема компьютерной зависимости. В современном обществе эта проблема считается малоразработанной, но актуальной, так как число компьютерных залов возрастает, а методы работы с зависимыми людьми отсутствуют.

Исследования по данной проблеме проводили многие выдающиеся профессора. Среди них особое внимание проблеме компьютерной зависимости уделяли Айвен Голдберг, Кимберли Янг, М. Орзак, С. Л. Новоселова, Ш. Текл.

Так ньюйоркский психиатр Айвен Голдберг, исследовав группу подростков, выделил следующие последствия компьютерной зависимости: негативное стрессовое состояние и снижение психологического, межличностного, физического и социального статуса. Так же он разработал наиболее развернутую систему из трех основных критериев, по которым можно говорить об интернет-зависимости, это: длительное времяпрепровождение за компьютером, которое приводит к удовлетворению в целом; эффект заметно снижается, если не увеличивается время, проводимое в Интернете; из-за этого появляются признаки плохого самочувствия, которые длятся от нескольких дней до месяца и выражаются двумя или более факторами:эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете [1, с. 14].

Другой известный психиатр, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде Кимберли Янг разработала тест-опросник, который направлен на выявление компьютерной зависимости, а в частности интернет-зависимости, и получила более пятьсот ответов. Среди ответивших большая часть оказались интернет-зависимыми. В России данная проблема изучается с 2000 года. Большое внимание этой проблеме уделяли такие выдающиеся личности, как профессор Московского государственного педагогического университета М. В. Воропаев и профессор И. В. Шадрина, заведующая кафедрой психиатрии ЧГМА [1, с. 24].

В сферу зависимых от интернета и компьютерных игр попадают чаще всего подростки в возрасте от 12 до 18 лет. Прежде всего это связано с распространением компьютеров и легкостью подключения к сети Интернет. Из психологии известно, что подростковый возраст является самым трудным, при этом потерять контакт с детьми и вступить с ними в конфликт очень легко. Новообразование этого возраста проявляется в чувстве взрослости. Подростки стремятся доказать, что они сами способны решить ту или иную проблему, без родителей, при этом важно, что бы никто не вмешивался в их жизнь, им хочется независимости от родительского контроля. В группу риска в большинстве попадают мальчики, так как у них особенно ярко выражена способность к соревнованиям, лидерству, конкуренции [2, с. 16].

В социальных сетях очень много сайтов знакомств, в которых подростки проводят наибольшую часть времени. Известный американский ученый-публицист, эксперт в области информационных технологий, совместно со своими коллегами пришел к неутешительным выводам — быстрое и постоянное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека перестает аналитически мыслить, превращая постоянных пользователей сети в не способных к интеллектуальной работе людей. Распознать симптомы интернет-зависимого человека очень легко: он постоянно сидит перед монитором компьютера, обновляя странички в социальных сетях, реже встречается с друзьями на улице, не чувствует времени, а самое главное без доступа в интернет он испытывает чувство грусти и уныния [3, с. 78].

Чаще всего к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликты с родителями, закомплексованные, неуверенные в своих силах, малообщительные, не имеющие никаких серьезных увлечений. В виртуальном мире они находят свое спокойствие и призвание, и считают успехи в компьютерной игре самоутверждением. Он ещё не понимает какими последствиями это может все закончится. Негативное влияние компьютерная зависимость оказывает и на социальные качества ребенка: дружелюбие, желание общения, открытость, чувство сострадания. У него появляется повышенная агрессивность и асоциальное поведение [4, с. 53].

Итак, цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила МОУ СШ № 13 г. Арзамас. В состав испытуемых вошли подростки 8 класса в количестве 17 человек. Среди них: мальчиков — 13, девочек — 4.

В ходе исследования, мы изучили число подростков, зависящих от социальных сетей с помощью теста-опросника Кимберли Янг, направленного на выявление интернет-зависимости.

По данным исследования интернет-зависимости были выявлены следующие результаты: 9 подростков, что составило 52 %, находятся на стадии увлеченности. На данном этапе у подростков наблюдается сильная утомляемость, раздражительность, замкнутость, агрессивность. Подростки, которые много времени проводят за компьютером, забывают о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, и испытывают ощущение эмоционального подъема только во время работы с компьютером. 6 детей, что составило 39 %, с риском развития компьютерной зависимости. У них наблюдаются физические симптомы, такие как: головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна. Невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость. У двоих подростков, что составило 9 %, — отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

Таким образом, выявлено, что половина опрошенных склонны к компьютерной зависимости. Эту зависимость можно пронаблюдать при длительном времяпровождении ребенка за компьютером и по многим другим приведенным признакам.

Результаты исследования теста на интернет-зависимость Кулакова С. А., направленного на выявление влияния интернета на жизнь испытуемого, наличие-отсутствие интернет-зависимости с необходимостью помощи специалиста. Цель — выявить наличие или отсутствие компьютерной зависимости у подростков, определить необходима ли помощь специалистов.

По исследованиям с помощью методики Кулакова С. А., направленной на выявление интернет-зависимости, мы выяснили, что у 11 испытуемых, что составило 62,5 % от общего количества респондентов, принявших участие в исследовании, наблюдается серьезное влияние социальных сетей на жизнь подростков. В то время, как 6 участников, что составило 37,5 % от общего числа испытуемых, продемонстрировали наличие интернет-зависимости. Среди психологических признаков присутствуют в большей степени такие как пренебрежение учебой и друзьями, длительное времяпрепровождение за компьютером, повышенная раздражительность, несобранность, потерянность во времени. В физическом плане компьютерная зависимость проявляется в таких признаках как покраснение и сухость глаз, частые головные боли, бессонница, отсутствие аппетита, боль в спине.

Все эти показатели свидетельствуют о необходимости проведения работы с подростками не только специалистов психолого-педагогической службы, но и других специалистов.

В подростковом возрасте берут начало ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр эти качества искажаются. Ребенок замкнут, у него нет чувства сопереживания, он не способен контролировать свои поступки. Ему кажется, что весь мир настроен против него, он не ищет поддержки со стороны, погружается в собственный мир своих переживаний. Кроме того компьютерная зависимость опасна и для физического здоровья. Нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, общее истощение организма. И это проблема не только подростков, но в первую очередь и их родителей. Чем чаще ребенок проводит за компьютером, тем больше волнения он приносит родителям. Он становится неконтролируемым, раздражительным, и все больше бросает резкие слова в их сторону. Но в большинстве случаев в этом виноваты сами родители. Они мало уделяют время своему ребенку, сводя всё на то, что у них много работы, они постоянно заняты. Вместо того, чтобы помочь ему разобраться с уроками с помощью книг, они просят посмотреть его в интернете. Тем самым ребенок все больше и больше погружается в сетевую зависимость. Когда же родители осознают свою ошибку и пытаются помочь ребенку, то он пренебрегает их помощью, не нуждается в ней. Поэтому в настоящее время актуален вопрос: «Можно ли избавиться от компьютерной зависимости или уменьшить взаимосвязь компьютера и ребенка?». Очень часто компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что приводит к усилению конфликтов с детьми, и как следствие ведет к еще более длительному времяпровождению за компьютером. Нужно воспитывать ребенка так, что бы он понимал, что компьютер — это всего лишь некоторая рабочая часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Лучшей профилактикой интернет-зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютером, например, творчество, спорт. Ребенок должен понимать, что кроме компьютера, существует масса других интересных и полезных увлечений. Если же у ребенка замечена компьютерная зависимость, то родителям нужно представлять, сколько времени проводит ребенок у монитора, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние. Если родители видят, что ребенок чрезмерно увлечен компьютером, то нужно обговорить временные рамки. Ни в коем случае нельзя резко запрещать и отбирать у ребенка компьютер, это может ещё больше повлиять на его психическое состояние. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом. Психолог наиболее четко определит причины компьютерной зависимости с помощью определенных методик. Даст нужные советы и рекомендации по её преодолению, проведет профилактическую беседу. Зачастую данный способ влияния на подростка оказывает положительный результат. Ребенок начинает меньше проводить времени за компьютером и больше общаться в реальном мире с реальными людьми [5, с. 34].

Именно поэтому следует задуматься уже сейчас, а «стоит ли долгое и свободное время проводить за компьютером, или может всё же заняться более полезным делом». Будем надеяться, что в будущем людей с компьютерной зависимостью станет меньше. Дети осознают всю красоту и возможности реального мира. Будут больше времени проводить не за монитором компьютера, а за чтением художественной литературы. Научатся бщаться, дружить, сопереживать, чувствовать. Возможно тогда эта проблема минимизируется и выйдет из ряда важнейших проблем современного общества.

Литература:

  1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.: Вопросы психологии. — 1991. — № 9. — С.62–69.
  2. Куликов, Л. В. Психогигиена личности/ Л. В. Куликов // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87–115.
  3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.: — М., МЕДпресс, 2001. — 432 с.
  4. Фролов Ю. И. Психология подростка.-М.:1997 г.
  5. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.-Д.:Пороги, 2006 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle