Библиографическое описание:

Иванов С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 19-22.



Любая профессиональная деятельность формирует (деформирует) личность. Это проявляется в том, что деятельность и среда оказывают опосредованное воздействие на личность субъекта его внутренними условиями (состоянием здоровья, способностями, опытом) [1, 9]. Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию рассматривали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что профессиональной деформации подвержены представители определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью [9]. Р. М. Грановская отмечает, что «Профессиональная роль, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик» [6, с. 523]. А. Л. Свенцицкий подчеркивает, что одним из показателей овладения той или иной профессиональной роли является степень адаптации личности к условиям деятельности [17]. Следовательно, осваивая профессию, человек приспосабливается к определенным требованиям и условиям деятельности.

Нормальный труд должен быть безопасным и здоровым, свободным от внеэкономического принуждения, высокопродуктивным, качественным, осмысленным. Он является основой для нормального профессионального развития личности. Идеалом прогрессивного развития личности в труде является то, что человек накапливает опыт, осваивает все более сложные виды профессиональных задач и остается востребованным обществом. Человек должен получать удовлетворение от процесса труда и его результата, он должен участвовать в реализации, в построении замысла труда, в совершенствовании средств деятельности и в производственных отношениях. Не все виды труда содержат в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны личности и ее психики, в то время как другие оказываются невостребованными. Тем самым, возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда (акцентуации). Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Описывая изменения личности при профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция» [10, с. 229].

Одной из самых частых причин профессиональной деформации является специфика деятельности и ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и узкая специализация профессионалов [3,5,7]. Наиболее интересны, на наш взгляд, причины, детерминированные объектом труда. По мнению С. П. Безносова «для того чтобы точно воздействовать на объект, необходимо хорошо, полно и точно знать не только общие и особенные свойства, но и единичные, максимально конкретные особенности именно данного экземпляра.

Любой процесс вхождения в образ другого не проходит бесследно. Долгое, частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного «Я» и к срастанию с чужой маской». Автор также доказывает, что очень важным моментом в возникновении профессиональных деформаций личности является «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности [4, с. 42]. С. П. Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью и субъектом как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе норм деятельности как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу личностного быта, поведения, делового общения с представителями других профессий [4].

Б. Д. Новиков пишет о ценностных установках личности как факторе развития профессиональной деформации личности. Формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в определенные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на отрицательные социальные воздействия. Он говорит о том, что нарушение иерархии ценностей личности ведет к замедлению и остановке личностного и, следовательно, профессионального роста [12]. У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным. Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. По мнению

Е. И. Рогова профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые состоят в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте [16].К субъективным причинам профессиональной деформации можно отнести: установки, ценностные ориентации, характер и уровень трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность и характерологические особенности. Е. И. Рогов выделяет следующие деформации:

  1. Общепрофессиональные, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых профессиональных задач, предмета труда, средств труда, привычек, установок, форм общения;
  2. Типологические деформации, которые образованы слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;
  3. Индивидуальные деформации, которые обусловлены личностной направленностью [16].

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, во внутрисистемном общении, взаимодействии с объектом деятельности, контактах с руководителем, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, а также и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике. К индивидуально-личностным факторам относятсяособенности конкретного сотрудника, которые могут способствовать развитию у него профессиональной деформации [2]. По мнению С. Г. Геллерштейн деформацию следует понимать как изменение, которое наступает в организме и приобретает стойкий характер.

Многие исследователи отмечают, что профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Они искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. Неясным остается вопрос о том, на каком этапе профессионализации начинает проявляться профессиональная деформация личности. Р. Г. Грановская и А. К. Маркова считают, что ее проявление возможно только при достижении профессионалом высокого уровня мастерства, когда у него оказываются сформированными профессиональные умения и навыки. Ю. В. Артемьева и Н. Б. Ханина экспериментально доказали, что профессиональную деформацию можно наблюдать у будущих специалистов на этапе их обучения в вузе [8, с. 144].

Б. Д. Новиков считает, что формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в так называемые сентизивные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на «предуготованные» отрицательные социальные воздействия [13]. А. В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, вызывающих деформации: когнитивно-психологические, социально-психологические, организационно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, организационных процессов, режимом труда.

Психологические барьеры вызывают неудовлетворенность трудом, психическую напряженность, порождают конфликтные ситуации. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, консерватизма, индифферентности и др. А. М. Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности. Проанализировав существующие в отечественной литературе представления о профессиональной деформации личности, мы условно разделили их и выделили следующие теории механизмов формирования данного явления.

  1. Адаптационная теория, которой придерживаются Т. А. Жалагина и В. П. Подвойский. Они утверждают, что профессиональная деформация личности развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. В качестве базового механизма возникновения и развития профессиональной деформации личности выступает негативное изменение психологического опыта.
  2. Ролевая теория. Р. М. Грановская и А. П. Свенцицкий считают, что профессиональная деформация личности является результатом перенесения профессиональной роли в обыденную жизнь, когда стереотипы действий и отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки стереотипа.
  3. Теория нормативного описания деятельности. Наиболее тщательно данный тип теории отражен в работе С. П. Безносова, который объясняет механизм формирования профессиональной деформации личности конфликтом между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности, при ошибочном переносе норм деятельности, являющимися регулятором активности, в непрофессиональную жизнь.
  4. Теория самореализации. А. К. Маркова считает, что деформация развивается в том случае, когда единственный возможный путь реализации — профессиональный, но при условии неудач в профессиональной деятельности.
  5. Теория деформированных потребностей, в которой профессиональная деформация личности изначально рассматривается как отклонение. Б. Д. Новиков утверждает, что психологическая организация профессиональной деформации личности имеет корни еще в детстве человека, то есть деформация существует еще до начала профессиональной деятельности, условия и требования которой являются провоцирующим фактором для ее дальнейшего углубления.

Нарушения в выполнении профессиональных обязанностей могут проявляться в выпадении отдельных звеньев этой деятельности: например, когда специалист не использует имеющиеся в его распоряжении средства в силу психической усталости или утраты трудовых умений и навыков [11, 15].Деформации и отклонения личности в условиях трудовой деятельности могут быть связаны с условиями труда, если у человека ослабевают или угасают некоторые необходимые позитивные психические качества (уменьшение эмпатии и сопереживания).

Деформация профессионального общения предопределяет сужение круга общения, неумение устанавливать контакты с коллегами, а значит, «срабатываться», несовместимость и конфликтность в коллективе сотрудников. При крайней степени профессиональной деформации, которую принято квалифицировать как профессиональную деградацию, личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной. Те случаи, когда эти нарушения распространяются на нервно-соматическую сферу, определяют как профессиональные неврозы и профессиональные заболевания. Следовательно, любые отклонения в профессиональном развитии должны рассматриваться как шаг не только к депрофессионализации, но и к десоциализации, означая выпадение человека из профессионального и в итоге из социального контекста [14].

Большой вклад, наряду с отечественными психологами и психиатрами, в исследование проблемы профессиональной деформации внесли и зарубежные представители данных профессий. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») -- специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание» [18]. Психолог Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [18]. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане -- недостаток чувства профессионального мастерства.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Литература:

  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине [Текст] // Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. — М.: Наука, 1998. — С.231–244.
  2. Ананьев Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б. А. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999. — 123 с.
  3. Анциферова Л. И. Условия деформации личности [Текст] // Л. И. Анциферова // Новые исследования. — М.: Наука, 1998. — С. 32–38.
  4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. — 1987. — С.42–43
  5. Белов В. М. Психология здоровья [Текст] // В. М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.
  6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
  7. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание [Текст] // Н. Е. Водопьянова // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.
  8. Гришина Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
  9. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М. В. Ермолаева– М.: Московский психолого — социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 336 с.
  10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] // Э. Ф. Зеер. — М.: Акад. Проект, 2003. — 336 с.
  11. Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№ 6.–с.66–69.
  12. Носкова, О. Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О. Г. Носкова, под ред. Е. А. Климова. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
  13. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. — 2001. — Том 22, № 1.– с.90–101.
  14. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В. Е. Орел // Психологический журнал. — М.: Наука, 2001. — Т. 20. — № 1. — С. 16–21.
  15. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н. А. Барабаш — Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. — 245 с.
  16. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2003. — 336 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] // С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  18. Pines A., and Maslach, C Characteristics of staff burnout in mental healf setting // Hosp. Community Psychiat. 1978. № 29.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деформации, профессиональной деформации личности, профессиональной деятельности, профессиональная деформация личности, развития профессиональной деформации, Синдром эмоционального выгорания, профессиональной деформации подвержены, Симптомы профессиональной деформации, профессиональные деформации, причиной профессиональной деформации, причин профессиональной деформации, механизмом профессиональной деформации, Формирование профессиональной деформации, причинам профессиональной деформации, Проявления профессиональной деформации, деформации личности конфликтом, формирование профессиональной деформации, степени профессиональной деформации, проблемы профессиональной деформации, организация профессиональной деформации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle