Библиографическое описание:

Тихомиров С. М. Противодействие контркультуре наркотизма в России [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 27-31.



Неэффективность противодействия наркотизму со стороны государства и общества, обуславливает необходимость применения холистического подхода для усиления рестрикции потребления наркотиков; включения в состав применяемых средств превенции: возможностей культуры, искусства, проведения пропаганды против потребления наркотиков, агитации и формирования установки на здоровый образ жизни.

Ключевые слова: контркультура, наркотизм, противодействие, холистический подход, агитация, пропаганда здорового образа жизни

Развитие общества сопровождается возникновением и формированием в нём культуры. Индивидуальность каждого члена общества порождает его неоднородность, что служит основой для неравенства, а неравенство людей приводит к отклонению поведения части из них от общепринятых норм и правил. Группы иномыслящих и инакомыслящих, обособляются для совместной жизнедеятельности, как они её понимают, в сообщества, отграниченные рамками своих идеологий и жизненных норм. Социальные отклонения (девиации) в тех случаях, когда они не подавляются государством и обществом, единожды возникнув, продолжают своё существование и развитие, несмотря на смену поколений, чередование эпох и цивилизаций. Они структурируются, организуются, формируют свой жаргон, тексты, идеологию, ритуалы, культуру, искусство, становясь контркультурными институтами, т. е. образованиями, деятельность которых противоположна принятым в обществе правилам и нормам. Это — кредо функционирования преступности, проституции, алкоголизма, наркотизма, бродяжничества, экстремизма, фанатизма и других девиаций.

Сайты интернета, полки книжных магазинов в России содержат обширный ассортимент продукции контркультуры наркотизма:

− художественные литературные произведения, написанные в жанре «drug-fiction», часть из них представлены в виде исповеди потребителей наркотиков, об их взлётах и виражах в «романтической» и экстремальной жизни;

− поэзия, большей частью песенная, в которой помимо восхищения переживаниями действия принимаемых наркотиков, хвалы наркотикам, прочно обжился дуэт «любовь-наркотик», пытающийся создать у слушателей впечатление, что любовь равна наркотику по своему воздействию на человека, потому что он своим воздействием вызывает чувства равные по силе любви;

− сведения, часто мифические, о свойствах наркотиков, о растениях, содержащих наркотические вещества, о местах, где можно приобрести семена этих растений, о рецептах кустарного изготовления наркотиков, о странах, в которых продаются периодические издания о контркультуре наркотизма, где существует наркотуризм;

− фотографии и краткие аннотации к биографиям известных людей, кумиров молодёжи, употреблявших наркотики, «скромно» умалчивая о перенесенных ими же горестях, бедах и страданиях;

культурологические, антропологические, психологические, социологические, этнографические научные работы, провозглашающие, что только благодаря наркотикам человек и стал человеком и их дальнейший приём может и должен сделать его и его жизнь только лучше. При этом замалчивается факт о том, что, по мнению А. Шульгина, одного из учёных, имеющих репутацию «гуру» наркотизма, главным в тандеме «человек + наркотик» является сам человек.

Необходимо отметить, что, несмотря на наличие административной ответственности за рекламу потребления наркотиков, никто к ней привлечён не был. На это неоднократно указывали в своих исследованиях психиатры-наркологи [7].

Помимо медийных средств для пропаганды наркотизма задействуются все возможности торговли. В продаже много предметов, атрибутирующих контркультуру наркотизма, неустанно напоминающих о существовании и престижности потребления, привлекательности наркотиков — футболки с надписями «Доктор Каннабис», ювелирные украшения: брелоки, серьги в виде листьев конопли, женское бельё «Опиум», духи «Опиум» и «Чёрный опиум», даже модная одежда, рекламируемая как «Одежда из конопли».

Контркультура наркотизма, сформировавшаяся в ХVIII-ХIХ веках, заметно ускорила своё развитие, в том числе и в России, начиная с середины 50-х годов ХХ века. Целью контркультур, находящихся вне правового поля — освободиться от общественного клейма отвергнутых, легализоваться, выйти из подполья и занять подобающее место среди субкультур.

Оцифровка информации, перевод ее на современные носители, привела к созданию глобальной инфосферы, в которой контркультуры чувствуют себя весьма вольготно, размещая большую часть своей идеологической информации. Один из главных принципов функционирования контркультуры наркотизма — прозелитизм, то есть убеждение окружающих в «добре» и правильности, нужности людям наркотизма, «замечательности» наркоманического образа жизни. Чаще всего идеологическая «конфетка» «химического счастья» подаётся в трёх «фантиках» — вариантах (мифах):

  1. Возможность легально употреблять наркотики, так же как табак и алкоголь входит в число неотъемлемых прав человека, так как легализация немедицинского приёма наркотиков улучшит человеческую жизнь — снизит уровень преступности, духовно преобразит человека.
  2. Миф, что употребление наркотиков безопасно, безвредно, может осуществляться с рекреационной целью; более того, у человека, принимающего наркотики, улучшается качество жизни.
  3. Наркотики должны быть возвращены в медицинскую практику, широко применяться в лечении различных заболеваний, в том числе психических и наркологических расстройств, так как они являются лучшими лекарствами в терапии такой тяжелой патологии как глаукома и различных осложнений лечения онкологических заболеваний.

Общим у всех этих мифов является не только тема расширения возможностей безнаказанно принимать наркотики, но и тот факт, что для их практической реализации нужно изменить законодательство о контроле за оборотом наркотиков, то есть принять новые законы. Рассмотрение тематики и содержания указанных мифов с позиции правоведов выявляет явную общность несомненного выгодоприобретателя при их воплощения в действительность — производителей и продавцов наркотиков.

Обращаю внимание, что, согласно принципам демократии, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Нельзя забывать, безвредных и безопасных наркотиков не бывает. Доказательная медицина в настоящее время не располагает результатами исследований и данными, что наркотические вещества являются лучшими лекарствами, препаратами выбора для лечения какой-либо болезни. Неплохо было бы, исходя из уровня возможностей медицинских генетических исследований, осуществить вероятностное прогнозирование изменения генотипа людей при массовом потреблении ими наркотических веществ.

Поборники контркультуры наркотизма, мотивируя свою деятельность заботами о лучшем будущем человечества, не дают людям задуматься и об оборотной стороне медали. Легализация немедицинского потребления наркотиков сделает их легальным товаром, и реклама такого товара также станет легальной. Возможно ли представить себе в России такую ситуацию? Сколько же потребуется сотрудников МВД и психиатров-наркологов, врачей других специализаций, чтобы предотвратить употребление наркотиков во время работы (службы) водителям автотранспортных средств, самолётов, диспетчерами аэропортов, железнодорожных вокзалов, военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов, — а ведь такие факты имеют место уже сейчас. Решение такой задачи находится за пределами возможностей любого государства. В 2014 году учреждениями наркологической службы РФ выявлен только при проведении освидетельствования 1436281 человек с диагнозом наркотическая интоксикация [6].

Регулярное информирование о «привлекательности» действия наркотиков, организуется наркоторговцами для пробуждения и закрепления массового интереса к наркотическим веществам, стимулирования потребительского рынка наркотиков. Маркетинговая стратегия продавцов наркотиков направлена на завоевание интереса прежде всего потенциального и начинающего потребителя — несовершеннолетних, лиц с несформированными системами социальных норм и жизненных ценностей. Передачу такой информации осуществляют в межличностных контактах прозелиты, но не только продавцы наркотиков, а и носители контркультуры наркотизма — наркопотребители. Наиболее распространённым средством передачи информации о наркотиках в устной традиции наркотизма является жаргон. Быстрое усвоение этого жаргона приводит к тому, что неофиты начинают мыслить категориями идеологии наркотизма. Рекламирование наркотиков, как это следует из научной литературы и данных СМИ, устойчиво осуществляется в России на протяжении примерно 30 последних лет.

Эффективность такого способа подачи рекламы весьма велика и не уступает другим. Уже по данным исследования, проведённого по итогам первого мониторинга потребления наркотиков в России среди 5000 подростов и молодёжи в возрасте от 11 до 24 лет, информированность о наркотических веществах приближалась к 80 % [4]. Тематика потребления наркотиков стала устойчивым компонентом подростковой и молодёжной субкультур, а само их потребление — одной из устойчивых форм проведения досуга. Таким является в настоящее время результат «информационной интервенции» наркотизма в среду подрастающего и молодого поколений. Одним из последствий наркотизма молодёжи являются затраты бюджета страны, только непосредственно на лечение больных с наркотической зависимостью давно превышающие 1 миллиард рублей в год [2].

История показывает, что правовое применение исключительно рестриктивных и репрессивных мер не оказывает должного эффекта, в виде снижения спроса на нелегальное потребление наркотиков. Тем более, что правоприменительная практика отстает по своим структуре, скорости и масштабу от актуальных потребностей реальности: денежные штрафы за употребление наркотиков без назначения врача налагаются в России ежегодно на 110–120 тысяч человек, при декларировании общего числа потребителей наркотиков в 5–6 миллионов человек.

Альтернативы потреблению психоактивных веществ практически не предоставляется. Не перенимается зарубежный опыт в этой области, например, по привлечению медийных лиц из мира шоу-бизнеса, искусства, для участия в профилактике контркультуры наркотизма и формирования, прежде всего у подростков и молодёжи установки на здоровый образ жизни.

Проблема отсутствия профилактики потребления наркотиков средствами культуры и искусства выявилась сразу же после принятия закона, регулирующего оборот наркотиков в РФ, в 1999 г. Прежде всего попытку изменить ситуацию предприняли психиатры-наркологи совместно с социологами. В разработанной ими профилактической программе были предложены средства наглядной контрпропаганды наркотизма — плакаты, листовки. Проведение профилактики потребления наркотиков в образовательных учреждениях сопровождалось ежегодным конкурсом детских рисунков на антинаркотическую тематику [5]. Этого оказалось явно недостаточно. Сегодня лишь изредка на рекламных стендах Санкт-Петербурга, в газетах города можно увидеть социальную антинаркотическую рекламу, наглядность и эффективность которой оставляет желать лучшего.

Отсутствие масштабной публичной антинаркотической профилактики имело своим негативным результатом следующее. Отрицательное мнение о потреблении наркотиков, наркомании, сформировавшееся у населения России, устойчиво на протяжении последних 15 лет. Однако, оно, к сожалению, сосуществует с безразличием и апатией в отношении формирования мер по профилактике, контролю и противодействию наркотизму. Исследователи отмечают необходимость проведения долговременной работы по переформатированию общественного мнения в сторону установки на антинаркотическое поведение [1].

Другим существенным недостатком профилактической работы можно назвать тот факт, что программы профилактики потребления наркотиков, проводимые в образовательных учреждениях в настоящее время, не включают в своё содержание «обратную связь» — оценку результатов в каком-либо виде, не говоря уже о мониторировании последействия выполнения программы. До настоящего времени отсутствуют стандарты и нормативы проведения подобных программ, единая концепция, имеющая доказательную эффективность при реализации [3].

Немедицинское потребление наркотиков преследуется в РФ по закону, равно как и другие деяния в сфере незаконного оборота наркотиков. Отечественный наркотизм, находящийся в таких условиях, не имеет возможностей силового варианта ответа на репрессии в свой адрес со стороны государства. Зато он может производить «давление наркосредой» на выбор отдельного человека — считать ли наркотики добром и принимать их, или злом — отвергать их потребление и бороться против распространения их потребления [1].

Многолетняя кропотливая деятельность апологетов наркотизма по развитию наркокультуры привела к успеху в атаке на общественное мнение о наркомании в России: появилось признание приёма наркотиков личным делом индивидуума. Серьёзным дефектом программ профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является ошибочное, не соответствующее действительности мнение превентологов о том, что здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей несовершеннолетних. Оно находится всего лишь на 10-м месте. Это ошибочное мнение сохраняется и в настоящем времени. Здоровье служит подростку объектом испытаний на прочность [4].

Демагогическое декларирование и манифестирование успехов в борьбе против потребления наркотиков без профессионального решения задачи по противодействию наркотизму безуспешно. Наркотизмом поражены все слои общества и все сферы общественной жизни России. Такая негативная ситуация требует применения холистического подход к её разрешению. Для приближения междисциплинарных усилий и мер по противодействию наркотизма к целостности подхода необходимо:

  1. Уменьшить число источников информации, пропагандирующих образ жизни наркопотребителей и агитирующих принимать наркотики.
  2. Обеспечить контроль за публикациями в СМИ на предмет соблюдения ими запрета на рекламу потребления наркотиков.
  3. Узаконить составление списка произведений, содержащих рекламу приёма наркотиков.
  4. Расширить влияние всего общества на поведение потребителей наркотиков (и алкоголя), увеличить стимулирование работы общественных организаций, работающих по формированию установки на здоровый образ жизни.
  5. Включить в преподавание гуманитарных предметов чрезпредметную установку на формирование здорового образа жизни.
  6. Активизировать привлечение к агитации и пропаганде здорового образа жизни молодёжных кумиров из мира культуры, искусства, шоу-бизнеса.
  7. Создать телепередачу, целевым предназначением которой будет формирование установки на здоровый образ жизни.
  8. Увеличить число проводимых культурно-массовых мероприятий проводимых на тему «наш образ жизни — здоровый».

Литература:

  1. Алейников А. В., Стребков А. И., Сунами А. Н. Мнение населения о проблеме употребления наркотиков как социально-гигиенический фактор // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2015. – 23 (3). – С. 7-11.
  2. Иванец Н. Н., Кошкина Е. А., Киржанова В. В., Плотникова М. В. Оценка стоимости лечения наркоманий в России // Вопросы наркологии, 2008. – № 5. — С. 93-101.
  3. Корчагина Г. А., Фадеева Е. В. Оценка эффективности программ профилактики потребления психоактивных веществ // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. — 2015. № 12(31). — С. 6: [Электронный ресурс]. URL:http:mprj.ru (дата обращения 22.06.2016 г.)
  4. Лисецкий К. С., Литягина Т. В. Психология и профилактика наркотической зависимости. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. — 224 с.
  5. Наркомании в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей / под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А. Н. Гаранского. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
  6. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2013–2014 годах. Статистический сборник. — М., 2015. — 148 с.
  7. Сидоров П. И. Наркологическая превентология: Руководство. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 720 с.: ил.
  8. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л. Оценка наркотизации в среде детей, подростков и молодёжи. Доклад. Под общ. ред. Е. Б. Чепурных. — М.: Издательство «Оптим групп», 2003. — 88 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle