Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 31-34.



В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Ключевые слова: психологическая подготовка, психологические факторы, тренировочный процесс, пауэрлифтинг, юноши, биологическое развитие

В своей работе Горская Г. Б. отмечает, включение спортсменов в профессиональное совершенствование в подростковом и юношеском возрасте создает своеобразные условия их становления как субъектов профессиональной деятельности и их личностного развития. Ранняя профессионализация может стать причиной дисгармоний личностного развития, имеющих долговременные последствия. Дисгармонии личностного развития, как показывают результаты исследования, обусловлены не столько спецификой спорта, сколько позицией взрослых по отношению к юным спортсменам и эффективностью организации работы с ними. Полноценную картину влияния на спортсменов различных внутренних и внешних факторов дает анализ субъективной картины спортивной деятельности, отражением которой является выявляемая в процессе психологического мониторинга динамика показателей спортивной мотивации. Вследствие жесткости требований спорта высших достижений к личности и ориентации деятельности спортсменов на предельно высокий уровень достижений гармонизация личности и требований деятельности лишь частично может быть достигнута за счет формирования соответствующего психической индивидуальности стиля деятельности. Более того, обеспечивающий достижение высоких результатов индивидуальный стиль деятельности может включать как одну из особенностей напряженный эмоциональный фон деятельности, что повышает психологическую стоимость спортивных достижений и может привести к сокращению длительности спортивной карьеры при отсутствии учитывающих это обстоятельство программ психической реабилитации [1].

Многие (79,6 %) трудные подростки, как отмечает Судакова Ю. Е. в своем исследовании, не принимают идеологию физической культуры и здорового образа жизни, деятельностная составляющая не является следствием проявления осознанных мотивов, отсутствует целостное представление о возможностях применения средств физической культуры и спорта в целях личностного развития. Большинство (71,8 %) таких школьников имели низкую толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления. Привлекательными для них являются виды спорта, формирующие силовые способности (атлетизм, тяжелая атлетика, единоборства), которые позволяют защитить в экстремальных условиях современной жизни. Около половины (45,9 %) учащихся с отклонениями в поведении негативно относятся к урокам физической культуры. Такое отношение к занятиям обусловлено плохой организацией уроков (35,9 %), однообразием учебного материала (29,5 %), невнимательным отношением учителя физической культуры (17,8 %), отсутствием ощутимого прогресса показателей физической подготовленности (16,8 %). К наиболее значимым факторам, определяющим интерес к урокам физической культуры, они относят: разнообразие средств и методов тренировки (36,9 %); снижение усталости и повышение физической работоспособности (27,9 %); всестороннее физическое развитие (26,7 %) [2].

В пауэрлифтинге психологическая подготовка должна предусматривать как формирование личности спортсмена, так и формирование межличностных отношений в спортивном коллективе, развитие определенного спортивного интеллектуального уровня, психологических функций и психомоторных возможностей и навыков. Тренеру необходимо использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на юных спортсменов, для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой, здоровой в психологическом плане личности [3].

Для разработки методики психологической подготовки мы определили взаимосвязь между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами в 2 группах испытуемых. Спортсмены КГ тренировались по общепринятой методике, спортсмены ЭГ по разработанной методике учитывающей уровень биологического развития организма юношей [3, с. 44–73].

Для оценки психологических качеств юных спортсменов использовался многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла [4], по первичным факторам теста:

1) Фактор А: «замкнутость — общительность»

2) Фактор В: интеллект

3) Фактор С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»

4) Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

5) Фактор F: «сдержанность — экспрессивность»

6) Фактор G: «низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения»

7) Фактор Н: «робость — смелость»

8) Фактор I: «жесткость — чувствительность»

9) Фактор L: «доверчивость — подозрительность»

10) Фактор М: «практичность — мечтательность»

11) Фактор N: «прямолинейность — дипломатичность»

12) Фактор О: «спокойствие — тревожность»

13) Фактор Q1: «консерватизм — радикализм»

14) Фактор Q2: «конформизм — нонконформизм»

15) Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»

16) Фактор Q4: «расслабленность — напряженность»

17) Фактор MD: «адекватная самооценка — неадекватная самооценка»

Взаимосвязь между переменными, определяли по формуле:

,

где:

r — коэффициент корреляции;

x — значение одной переменной;

у — значение другой переменной;

n — количество испытуемых в группе.

Если значение r находится в диапазоне от 0 до 0,3 степень связи слабая, от 0,3 до 0,7 средняя, от 0,7 до 1,0 высокая.

Таблица 1

Определение взаимосвязи между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений иосновными психологическими факторами

Факторы

КГ (r), при n=21

ЭГ (r), при n=27

Р

А

-0,30

-0,23

<0,05

В

0,10

0,17

<0,05

С

0,85

0,87

<0,05

Е

0,63

0,58

<0,05

F

0,55

0,61

<0,05

G

0,70

0,79

<0,05

Н

0,72

0,74

<0,05

I

-0,10

-0,21

<0,05

L

-0,23

-0,19

<0,05

М

-0,34

-0,25

<0,05

N

-0,12

-0,23

<0,05

О

0,72

0,80

<0,05

Q1

0,54

0,49

<0,05

Q2

0,36

0,45

<0,05

Q3

0,89

0,84

<0,05

Q4

0,51

0,60

<0,05

MD

0,87

0,89

<0,05

Как видно из таблицы 1, не выявлено взаимосвязи между силовыми показателями испытуемых и психологическими факторами общительности, интеллекта, чувствительности, доверчивости, практичности, дипломатичности.

Наблюдается средняя взаимосвязь между силовыми показателями и сдержанностью, доминантностью, консерватизмом, конформизмом, напряженностью.

Наибольшая взаимосвязь между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений пауэрлифтинга и основными психологическими факторами наблюдается по факторам эмоциональной стабильности, высокой нормативности поведения, смелости, спокойствия, высокого самоконтроля, адекватной самооценки.

Все указанные факторы в значительной степени повышают психологическую готовность не только к соревновательной и тренировочной деятельности юных спортсменов специализирующихся в пауэрлифтинге, но и снижают у них потребность в психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. Что в значительной степени способствует скорейшей психологической социализации при попадании юношей в новую среду (переход из одной спортивной команды в другую, переход в другой школьной коллектив и т. д.).

Широкий возрастной диапазон занимающихся пауэрлифтингом обеспечивает передачу опыта от более старших к молодым спортсменам, тем самым развивая чувство уважения к старшим у юношей.

Возможность заниматься в группах развивает психологическое чувство коллективизма, ответственности за товарищей по команде.

Простота материального обеспечения тренировочного процесса в пауэрлифтинге дает возможность заниматься данным видом спорта всем юношам вне зависимости от материального благосостояния семьи в которой воспитывается юный спортсмен. Развивая тем самым такое психологическое чувство — как социальное равенство.

Ускорение биологического развития и созревания организма юношей, проявляющееся в увеличении антропометрических данных, повышении физиологических параметров организма, более ранних сроках полового созревания, а ровно, как и замедление указанных характеристик должно учитываться в психологической подготовке. Так как на фоне разницы в биологическом развитии не исключается и разница в развитии психологическом. В некоторых случаях признаки психологической акселерации или ретардации становятся источником психологических противоречий — возникновения смысловых барьеров, конфликтных ситуаций, аффективных форм поведения, что отрицательно сказывается на тренировочной и соревновательной деятельности.

Рис. 1. Схема содержания педагогического процесса воспитания личности и психологической подготовки

Психологическая подготовка используется, прежде всего, как основа системы воспитания юношей, а затем уже как способ повышения готовности к тренировочной и соревновательной деятельности. В психологической подготовке делается упор на развитие таких качеств как, эмоциональная стабильность, высокая нормативность поведения, смелость, спокойствие, высокий самоконтроль, адекватная самооценка (рисунок 1).

В обязательном порядке, тренером должна проводиться работа по психологическому обеспечению тренировочного процесса с целью недопущения проявления агрессии по отношению к сверстникам, которые находятся в более слабом физическом состоянии. Как известно, силовые тренировки в значительной степени способствуют повышенной выработки гормона тестостерона. При высоком уровне тестостерона в организме спортсмена проявляются признаки повышенной агрессивности. Соответственно агрессию нужно направить в правильное русло, т. е. на ее проявление исключительно в спортивной деятельности.

Психологическая индивидуализация стиля деятельности в пауэрлифтинге по нашему мнению должна учитывать уровень биологического развития юных спортсменов, при неизменном учете психологической готовности.

Литература:

  1. Горская Г. Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса:На материале спортивной деятельности: дис.... док. психолог. наук. — Краснодар, 1999. — 332 с.
  2. Судакова Ю. Е. Формирование физической культуры личности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ: дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 2010.- 168 с.
  3. Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста: учебно-методическое пособие / В. Н. Авсиевич. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 100 с.
  4. Руководство. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Чел.: ПсиХРОН, 2005. — 78 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle