Библиографическое описание:

Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-37.



В последнее время, в ситуации динамичности и нестабильности социально-экономических условий, все актуальнее встает вопрос подготовки специалистов для уголовно-исполнительной систем (далее — УИС). Работа в пенитенциарных учреждениях отвечает значимой потребности обществе в защите от социально опасных преступников в виде их изоляции. Естественно, что подобная профессиональная деятельность отличается рядом специфических характеристик, среди которых: высокая напряженность, негативизм со стороны осужденных, большая вероятность возможности провокационных действий спецконтингента, экстремальность, эмоциональная насыщенность, отрицательное общественное мнение. Данные факторы неизбежно влияют и на развивающиеся с большой скоростью процессы эмоционального выгорания, профессиональной деформации и личностной деградации сотрудников УИС.

Систематически взаимодействуя с осужденными, «совершившими преступные действия, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение, а в местах лишения свободы способствуют или препятствуют исправительному воздействию», сотрудники пенитенциарных учреждений должны проявлять стрессоустойчивость и волевой контроль [6, с. 14].

Однако, как считает О. Н. Ежова: «цели и задачи, поставленные перед правоохранительными органами, являются более специфичными, в отличие от деятельности других профессий и специальностей, и требуют более тщательной профессиональной подготовки» [2, с. 20].

Исследования в области содержательных аспектов профессиональной деятельности (А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. Р. Фонарев, В. Д. Шадриков и другие) констатируют устойчивую взаимосвязь между условиями труда и их непосредственным воздействием на личность. Однако, относительно профессиональной деятельности сотрудников УИС, следует отметить, что таких исследований недостаточно для целостного осмысления сущности и психологического содержания данной профессии.

Несмотря на специфичность труда в условиях исправительного учреждения, названных выше, особое внимание следует уделить успешности профессиональной деятельности и развитости умений действовать в сложных и зачастую экстремальных условиях.

До настоящего времени остается не решенным вопрос о критериях успешности как становления в профессии, так и в последующей ее реализации. Считаем, что в качестве одного из критериев успешности профессионального становления и развития следует считать профессионально-ценностные ориентации личности, основа которых закладывается в процессе обучения в вузе. Согласимся с точкой зрения Ю. А. Афонькиной, замечающей по этому поводу, что «начало собственного профессионального обучения предполагает наличие у молодого человека определенного психологического, личностного «багажа», обеспечивающего не только правильный выбор профессии, но и постоянное профессиональное развитие личности» [1, с. 37].

Проблема становления профессионально-ценностных ориентаций в современной научной психологической мысли отнюдь не нова. В последнее время можно наблюдать повышенный интерес к данному феномену. Заметим, что направления исследований профессионально-ценностных ориентаций в большей степени располагаются в плоскости педагогики, хотя генезис составляющих элементов данной категории следует искать, прежде всего, в психологии. Выступая в качестве одного из ведущих критериев личности, ценностно-смысловая сфера представляет собой основу для развития и успешности самореализации человека как индивида и представителя конкретного социума.

Профессионально-ценностные ориентации определяются как целостное системное образование, состоящее из таких самостоятельных категорий, как профессия, ценность, ориентация. Рассмотрим каждый из предложенных структурных элементов более подробно применительно к профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Отечественный профессиовед Е. А. Климов рассматривает понятие «профессия» в четырех основных аспектах [4]. Первый аспект определяет профессию как специфическую область приложения сил личности, в ходе которой она становится субъектом трудовой деятельности. Каждая профессия представляет собой некую совокупность профессионалов. В рамках данного аспекта разрешается вопрос о сферах приложения профессионализма.

Другим аспектом представления о профессии является подготовленность человека к определенному виду деятельности и позволяющая качественно выполнять данную деятельность. Содержанием четвертого аспекта выступает деятельность как процесс реализации функций, связанных со спецификой определенного труда.

Для профессии характерны некоторые базовые характеристики. Профессия представляет собой ограниченный вид трудовой деятельности, за счет чего в процессе профессионализации происходит развитие и совершенствование трудовых умений и навыков, детерминирующих успешность профессионала.

Профессия носит характер общественно-полезной деятельности. Наиболее ярким примером данной характеристики является профессия сотрудника УИС, которая обусловлена высокой социальной значимостью и общественной необходимостью в изоляции или ограничении свободы наиболее опасных и криминально зараженных преступников. За счет данной характеристики достигается определенный социальный статус специалиста исправительного учреждения, позволяющий полноценно функционировать в обществе и профессионально развиваться.

Таким образом, профессия как особый вид деятельности имеет свои характеристики и направлена на самореализацию личности. Профессиональное становление сотрудников УИС осуществляется в учебном процессе ведомственных вузов, способствующих и в теории, и на практике осознать специфичность данного вида профессиональной деятельности и приобрести значимые качества, необходимые для успешного профессионального развития. Следует подчеркнуть, что образовательно-воспитательный процесс в ведомственном вузе ФСИН России полностью соответствует алгоритму служебной деятельности.

В ходе реализации любой профессиональной деятельности каждый человек сталкивается с проблемой ценностного содержания, как своей личности, так и будущего или уже реализуемого труда.

В исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Н. А. Журавлевой, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, А. В. Серого, В. П. Тугаринова, М. С. Яницкого неоднократно подчеркивалось, что именно ценности представляют стержень личности и ее развития. В процессе профессионального становления следует опираться на ценности человека, сформированные задолго до поступления в высшее учебное заведение. Такими базовыми ценностями, необходимыми для профессии сотрудника исправительного учреждения должны стать высокий уровень морально-нравственного развития, порядочность и добросовестное отношение к обязанностям, гуманизм и другие.

Ценностный аспект профессиональной деятельности предусматривает возможность не только получения специализированных профессиональных знаний, которые должны быть применены в практической профессиональной деятельности сотрудников УИС, но и рефлексию мотивов, потребностей, интересов и целей их приобретения и использования в будущей профессионально трудовой деятельности в условиях пенитенциарных учреждений. Данные характеристики существенно влияют на адекватное представление о своей профессиональной деятельности специалистов УИС, следовательно, и профессиональную успешность в служебной деятельности.

В процессе учебной деятельности ведущим направлением должно стать не только интериоризация знаний, умений и навыков, но и ценностно-смысловое осознание необходимости личностного и профессионального развития в будущей профессии. Предложенный вектор профессионального развития сотрудников УИС влияет на следующие характеристики: адекватность самооценки в ходе получения профессионального образования, осознание мотивации профессиональной деятельности, управление своими интересами в области профессиональной деятельности, самостоятельное исследование уровня подготовленности к труду и степени достижения цели овладения профессией. В результате приобретения вышеназванных профессиональных характеристик формируется ценностно-смысловое отношение к профессии и профессиональному сообществу специалистов в УИС. В этой связи справедливо мнение ученых о том, что «общее отношение студентов к профессии, то есть к целям вузовского обучения, его многозначность наполняют профессиональным смыслом и содержанием протекание самой учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения» [5, с. 67].

Ведущей функцией ценностной сферы является регуляции поведения человека. Ценности не только детерминируют поведение и деятельность субъекта, насыщая их личностным и социальным смыслом, но и становятся ориентиром для личности, трансформируясь в ценностную ориентацию.

В случае осознания и внутреннего принятия субъектом ценностей, следует констатировать наличие в структуре личности значимого ориентира или ценностной ориентации. В работе А. В. Кирьяковой ориентация рассматривается механизм ценностных ориентаций, включающий в себя следующие стадии: поиск — ориентаций — выбор — проекции [3]. В процессе становления сотрудника УИС данные стадии формирования ценностных ориентаций присутствуют не только в ходе учебной деятельности, но и служебной подготовке. Предложенные автором стадии также обусловливают успешность в практической профессиональной деятельности специалистов в условиях исправительного учреждения и способствуют профилактике профессиональной деформации личности сотрудника.

Особенность деятельности исправительных учреждений, сложность ее условий, психоэмоциональные и физические нагрузки способствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника УИС. Профессиональная деформация сотрудников УИС, как правило, проявляется в искажении профессиональных и личностных качеств сотрудников под влиянием отрицательных факторов профессиональной деятельности и социальных условий.

Подводя итого, следует отметить, психолого-педагогическую необходимость рассмотрения профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы в контексте их успешности в профессиональной деятельности и личностном развитии.

Как было отмечено в статье, профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарного учреждения отличается набором стрессогенных и экстремальных факторов. Наличие в структуре личности специалиста профессионально-ценностных ориентаций способствует полноценному осознанию социальной значимости реализуемой профессии и существенно влияет на самореализацию в практической деятельности в пенитенциарном учреждении.

Литература:

  1. Афонькина Ю. А. Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2010. — № 2 (4). — С. 34–40.
  2. Ежова О. Н. Формирование профессионально значимых качеств у курсантов специализированных вузов // Вопросы экономики и права. — 2015. — № 11. — С. 20–23.
  3. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. –Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. — 188 с.
  4. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  5. Психология профессионального развития сотрудника уголовно-исполнительной системы на этапе вузовской подготовки: монография / Т. А. Симакова, А. А. Аксенов, О. В. Самофалова О. В., Г. И. Аксенова, Ю. С. Исмагилова. — Рязань: Академия ФСИН России, 2011. — 246 с.
  6. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. докт. юрид. наук, канд. психолог. наук, проф. О. Г. Ковалева. — М: ГУ НИИ УИС Минюста России, 2005. — 120 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle