Библиографическое описание:

Бахарева Г. Н., Малых И. И. Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 37-39.



С введением ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. В связи с этим одним из основных направлений в работе школьного психолога в КГКОУ Школа 3 г. Комсомольска-на-Амуре является психопрофилактика эмоционального напряжения у олигофренопедагогов.

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду. Общеизвестен факт влияния учителя на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности.

В школе проводилось исследование по методике «Психологический портрет учителя» [5],помогающей увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога.

Анализ результатов анкетированияпедагогов выявил:

19 % учителей придают особую значимость отношениям с коллегами, ориентируются на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой.Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

У 34 % педагогов преобладает негативное самовосприятие. Им свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому они стремятся повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.

У 31 % педагогов преобладают авторитарные тенденции. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

26 % педагогов имеют недостаточную сформированность ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

Психические перегрузки, которые испытывает олигофренопедагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания олигофренопдагогов по методике В. В. Бойко [3]:

‒ переживание психотравмирующих факторов (32 %) с нарастающим напряжением;

‒ расширение сферы экономии эмоций (67,5 %) в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держаться в соответствии с нормативами, а дома замыкаются.

‒ неадекватное эмоциональное реагирование (49 %). Педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением эмоций и неадекватным реагированием. При этом учащийся чувствует равнодушие, неуважение, эмоциональную черствость педагога.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов в нашей школе проводится рефлексивный тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, сплочение педагогического коллектива, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Анализ существующих теоретико-прикладных подходов к пониманию природы и функций рефлексивности позволил нам выделить ее особенности. Рефлексия рассматривается как процесс, состояние и личностное свойство, обеспечивающее понимание человеком содержание своего сознания (Карпов, 2004) [4].

Профессиональная рефлексия для учителя — это вдумчивое и ответственное отношение учителя-профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей. (Бизяева А. А.2004) [2].

Рефлексивно думать для педагога — значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек — ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые он предпринимает по отношению к ученику. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с ребёнком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс. Функция рефлексии состоит в контроле и переосмыслении олигофренопедагогом своих стратегий педагогического взаимодействия.

Результатом этого переосмысления является изменение отношений к себе, создание новых приемов педагогического взаимодействия в проблемных ситуациях.

Рефлексивний тренинг — специально организованное взаимодействие между людьми, направленное на актуализацию и формирование у них рефлексивного процесса в целях эффективного решения возникших жизненных задач, в том числе внутриличностного характера (Аникина, 2000) [1].

Основными принципами проведения рефлексивного тренинга являются:

‒ экзистенциально-гуманитарная ориентация руководителей тренинга в работе с людьми, создание таких условий взаимодействия между участниками, которые способствуют максимальному раскрытию их внутреннего мира;

‒ внимание к любым проявлениям личности;

‒ учет культурно-практического контекста в организации обучения, культивирующего рефлексию;

‒ максимальное проживание и переживание участниками рефлексивного тренинга полученных знаний, полную эмоциональную включенность;

‒ использование широкого спектра рефлексивных методов и технологий.

Методом рефлексивного тренинга является:

  1. Первоначальная рефлексия участниками группы своих личностных отношений, проявляемых в педагогической деятельности.
  2. Выявление наиболее привычных способов интерпретации ситуаций и понимание новых позиций для осознания своего положения в них, их смысл для себя и других.
  3. Конструирование и оформление смысловых альтернатив на основе освоения функций личностной рефлексии.
  4. Достижение конструктивного результата — актуализации и реализации функций личностной рефлексии.
  5. Обобщение принципов решения личностных проблем.

Цель: формирование рефлексивной культуры олигофренопедагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Актуализировать знания олигофренопедагогов о педагогической рефлексии.
  2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
  3. Осознание роли своей активности в конструктивном преобразовании жизни.

п.п

Тема занятия

Цель тренинга:

1.

Нет предела совершенству!

Анализ личностных качеств, помогающих избежать профессионального выгорания, выработка оптимального стиля деятельности для сохранения психического здоровья. Алгоритм способа рефлексии, как динамический самоанализ в форме внутреннего диалога.

2.

Аптека счастья.

Закрепление рефлексивного способа самокоррекции эмоциональных состояний. Достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.

3.

Я тебя понимаю…

Приобретение навыков конструктивного сотрудничества с учениками и коллегами. Обучение взаимодействию с «трудными» детьми.

Овладение учителем способом разрешения сложных педагогическихситуаций посредством рефлексии.

4.

Уча других, мы учимся сами...

Рефлексивный анализ профессиональной мотивации, смысла, ценностных ориентаций, образа «Я-профессиональное», профессионального роста, профессионально-личностного развития.

Совершенствование навыков успешной педагогической коммуникации, повышение педагогической осознанности.

5.

Мой вклад в команду.

Восстановление ресурсов личности, развитие самоконтроля, командообразования, выработка внешних форм поведения.

Рефлексирование возможностей достижения целей в профессиональной деятельности.

6.

Проснись для жизни!

Освоение способа расслабления и рефлексии своих ощущений, мыслей, образов. Релаксация и активизация нервной системы, рационального распределения сил в течение дня, целого учебного года.

Упражнения рефлексивного тренинга

Упражнение «Кто есть кто» [6]. Задача: мотивирование участников к диалогу, развитие умения анализировать свои личностные особенности и особенности другого вне профессиональной деятельности; формирование представлений и сбор материала об индивидуальных особенностях других.

Упражнение «Мои достижения» [8]. Задача: развитие позитивного «образа Я» педагога, формирование умений личностной рефлексии.

Упражнение «Тревога» [9].Задача: закрепление рефлексивного способа самокоррекции эмоциональных состояний.

Упражнение «Ресурс» [8]. Задача: рефлексирование возможностей достижения целей в профессиональной деятельности.

Упражнение «Профессиональные ценности». Задача: рефлексивное построение целостного образа полноценной профессиональной жизни через выявление ценностей профессии.

Упражнение «Пирамида профессионального роста» [4].Задача: актуализация профессиональных ожиданий и формирование представлений об этапах и многоальтернативности профессионального роста.

Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет олигофренопедагогу проводить:

‒ анализ и оценку деятельности детей с разных позиций;

‒ своей деятельности;

‒ определять новые направления в организации эффективного взаимодействия с детьми.

Мониторинг качества профилактической работы по преодолению симптомов эмоционального выгорания олигофренопедагогов.

Вывод:

Рефлексивный тренинг профессиональной деятельности увеличивает профессиональную рефлексию, что в свою очередь способствует:

‒ росту трудовой мотивации олигофренопедагогов;

‒ развитию эффективных стилей принятия решений, моделей поведения и совладания со стрессом;

‒ совершенствованию саморегуляции и снижению выраженности симптомов профессионального выгорания.

Развитие навыков профессиональной рефлексии способствует конструктивной профессионализации педагогов и повышению качества их труда.

Литература:

  1. Аникин В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникин. — М., 2000. — 243 с.
  2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия — Псков: ПГПИ им.С. М. Кирова, 2004. — 216 стр.
  3. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  4. Карнелович М. М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие / М. М. Карнелович. — Гродно: ГрГУ, 2009. — 67 с.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
  6. Клюева Н. В. Технологии работы психолога с учителем /Н. В. Клюева. — М.: Творч. центр «Сфера», 2000. — 186 с.
  7. Резапкина З. В., Резапкина Г. В. Методика «Психологический портрет педагога» / З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина, «Школьный психолог», № 3, 1999.
  8. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг: практ. руководство / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 233 с.
  9. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии/ А. П. Ситников. — М.: Технологическаяшкола бизнеса, 1996. — 500 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle