Библиографическое описание:

Бахарева Г. Н., Малых И. И. Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 37-39.



С введением ФГОС возрастает психологическое напряжение педагогов: в новых условиях педагог должен изменить свою ролевую позицию, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. В связи с этим одним из основных направлений в работе школьного психолога в КГКОУ Школа 3 г. Комсомольска-на-Амуре является психопрофилактика эмоционального напряжения у олигофренопедагогов.

Психолог в данном случае должен не только обеспечивать снижение риска профессионального и эмоционального выгорания педагогов, но и формировать положительную мотивацию к педагогическому труду. Общеизвестен факт влияния учителя на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности.

В школе проводилось исследование по методике «Психологический портрет учителя» [5],помогающей увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога.

Анализ результатов анкетированияпедагогов выявил:

19 % учителей придают особую значимость отношениям с коллегами, ориентируются на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой.Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

У 34 % педагогов преобладает негативное самовосприятие. Им свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому они стремятся повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.

У 31 % педагогов преобладают авторитарные тенденции. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

26 % педагогов имеют недостаточную сформированность ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

Психические перегрузки, которые испытывает олигофренопедагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания олигофренопдагогов по методике В. В. Бойко [3]:

‒ переживание психотравмирующих факторов (32 %) с нарастающим напряжением;

‒ расширение сферы экономии эмоций (67,5 %) в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держаться в соответствии с нормативами, а дома замыкаются.

‒ неадекватное эмоциональное реагирование (49 %). Педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением эмоций и неадекватным реагированием. При этом учащийся чувствует равнодушие, неуважение, эмоциональную черствость педагога.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов в нашей школе проводится рефлексивный тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, сплочение педагогического коллектива, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Анализ существующих теоретико-прикладных подходов к пониманию природы и функций рефлексивности позволил нам выделить ее особенности. Рефлексия рассматривается как процесс, состояние и личностное свойство, обеспечивающее понимание человеком содержание своего сознания (Карпов, 2004) [4].

Профессиональная рефлексия для учителя — это вдумчивое и ответственное отношение учителя-профессионала к своей работе, основанное на постоянном осмыслении своей деятельности и ее результатов в интересах других людей. (Бизяева А. А.2004) [2].

Рефлексивно думать для педагога — значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек — ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Важно подчеркнуть, что в сознании педагога рефлексивно отображается не только ребёнок, но и действия, которые он предпринимает по отношению к ученику. Панораму рефлексии педагога составляют также условия, на фоне которых происходит его взаимодействие с ребёнком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс. Функция рефлексии состоит в контроле и переосмыслении олигофренопедагогом своих стратегий педагогического взаимодействия.

Результатом этого переосмысления является изменение отношений к себе, создание новых приемов педагогического взаимодействия в проблемных ситуациях.

Рефлексивний тренинг — специально организованное взаимодействие между людьми, направленное на актуализацию и формирование у них рефлексивного процесса в целях эффективного решения возникших жизненных задач, в том числе внутриличностного характера (Аникина, 2000) [1].

Основными принципами проведения рефлексивного тренинга являются:

‒ экзистенциально-гуманитарная ориентация руководителей тренинга в работе с людьми, создание таких условий взаимодействия между участниками, которые способствуют максимальному раскрытию их внутреннего мира;

‒ внимание к любым проявлениям личности;

‒ учет культурно-практического контекста в организации обучения, культивирующего рефлексию;

‒ максимальное проживание и переживание участниками рефлексивного тренинга полученных знаний, полную эмоциональную включенность;

‒ использование широкого спектра рефлексивных методов и технологий.

Методом рефлексивного тренинга является:

  1. Первоначальная рефлексия участниками группы своих личностных отношений, проявляемых в педагогической деятельности.
  2. Выявление наиболее привычных способов интерпретации ситуаций и понимание новых позиций для осознания своего положения в них, их смысл для себя и других.
  3. Конструирование и оформление смысловых альтернатив на основе освоения функций личностной рефлексии.
  4. Достижение конструктивного результата — актуализации и реализации функций личностной рефлексии.
  5. Обобщение принципов решения личностных проблем.

Цель: формирование рефлексивной культуры олигофренопедагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Актуализировать знания олигофренопедагогов о педагогической рефлексии.
  2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
  3. Осознание роли своей активности в конструктивном преобразовании жизни.

п.п

Тема занятия

Цель тренинга:

1.

Нет предела совершенству!

Анализ личностных качеств, помогающих избежать профессионального выгорания, выработка оптимального стиля деятельности для сохранения психического здоровья. Алгоритм способа рефлексии, как динамический самоанализ в форме внутреннего диалога.

2.

Аптека счастья.

Закрепление рефлексивного способа самокоррекции эмоциональных состояний. Достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.

3.

Я тебя понимаю…

Приобретение навыков конструктивного сотрудничества с учениками и коллегами. Обучение взаимодействию с «трудными» детьми.

Овладение учителем способом разрешения сложных педагогическихситуаций посредством рефлексии.

4.

Уча других, мы учимся сами...

Рефлексивный анализ профессиональной мотивации, смысла, ценностных ориентаций, образа «Я-профессиональное», профессионального роста, профессионально-личностного развития.

Совершенствование навыков успешной педагогической коммуникации, повышение педагогической осознанности.

5.

Мой вклад в команду.

Восстановление ресурсов личности, развитие самоконтроля, командообразования, выработка внешних форм поведения.

Рефлексирование возможностей достижения целей в профессиональной деятельности.

6.

Проснись для жизни!

Освоение способа расслабления и рефлексии своих ощущений, мыслей, образов. Релаксация и активизация нервной системы, рационального распределения сил в течение дня, целого учебного года.

Упражнения рефлексивного тренинга

Упражнение «Кто есть кто» [6]. Задача: мотивирование участников к диалогу, развитие умения анализировать свои личностные особенности и особенности другого вне профессиональной деятельности; формирование представлений и сбор материала об индивидуальных особенностях других.

Упражнение «Мои достижения» [8]. Задача: развитие позитивного «образа Я» педагога, формирование умений личностной рефлексии.

Упражнение «Тревога» [9].Задача: закрепление рефлексивного способа самокоррекции эмоциональных состояний.

Упражнение «Ресурс» [8]. Задача: рефлексирование возможностей достижения целей в профессиональной деятельности.

Упражнение «Профессиональные ценности». Задача: рефлексивное построение целостного образа полноценной профессиональной жизни через выявление ценностей профессии.

Упражнение «Пирамида профессионального роста» [4].Задача: актуализация профессиональных ожиданий и формирование представлений об этапах и многоальтернативности профессионального роста.

Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет олигофренопедагогу проводить:

‒ анализ и оценку деятельности детей с разных позиций;

‒ своей деятельности;

‒ определять новые направления в организации эффективного взаимодействия с детьми.

Мониторинг качества профилактической работы по преодолению симптомов эмоционального выгорания олигофренопедагогов.

Вывод:

Рефлексивный тренинг профессиональной деятельности увеличивает профессиональную рефлексию, что в свою очередь способствует:

‒ росту трудовой мотивации олигофренопедагогов;

‒ развитию эффективных стилей принятия решений, моделей поведения и совладания со стрессом;

‒ совершенствованию саморегуляции и снижению выраженности симптомов профессионального выгорания.

Развитие навыков профессиональной рефлексии способствует конструктивной профессионализации педагогов и повышению качества их труда.

Литература:

  1. Аникин В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникин. — М., 2000. — 243 с.
  2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия — Псков: ПГПИ им.С. М. Кирова, 2004. — 216 стр.
  3. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
  4. Карнелович М. М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие / М. М. Карнелович. — Гродно: ГрГУ, 2009. — 67 с.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
  6. Клюева Н. В. Технологии работы психолога с учителем /Н. В. Клюева. — М.: Творч. центр «Сфера», 2000. — 186 с.
  7. Резапкина З. В., Резапкина Г. В. Методика «Психологический портрет педагога» / З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина, «Школьный психолог», № 3, 1999.
  8. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг: практ. руководство / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 233 с.
  9. Ситников, А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии/ А. П. Ситников. — М.: Технологическаяшкола бизнеса, 1996. — 500 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоционального выгорания, эмоционального выгорания педагогов, профессионального выгорания, личностной рефлексии, функций личностной рефлексии, профессиональной деятельности, эмоционального выгорания олигофренопдагогов, рефлексивного тренинга, эмоционального выгорания личности, эмоционального выгорания олигофренопедагогов, профессионального выгорания специалистов, профилактики эмоционального выгорания, педагогической деятельности, рефлексивной культуры педагогов, симптомов профессионального выгорания, педагогического взаимодействия, Панораму рефлексии педагога, участниками рефлексивного тренинга, Методом рефлексивного тренинга, психологическое напряжение педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle