Роль социально-психологической компетентности в профессиональной деятельности сотрудников клиентских служб Пенсионного фонда Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 11.05.2016

Статья просмотрена: 2413 раз

Библиографическое описание:

Володина, К. А. Роль социально-психологической компетентности в профессиональной деятельности сотрудников клиентских служб Пенсионного фонда Российской Федерации / К. А. Володина. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10493/ (дата обращения: 19.04.2024).



Рассматривается содержание социально-психологической компетентности, значение данного феномена в профессиональной деятельности специалистов клиентских служб Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, структурное содержание социально-психологической компетентности, специалисты клиентских служб.

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения характеризуется многофункциональностью, многомерностью, сложностью и повседневной напряженностью. Профессиональная деятельность специалиста Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР), независимо от разновидности исполняемой им работы, относится к группе профессий с повышенной ответственностью за социальное самочувствие, благополучие и защиту отдельных категорий граждан и общества в целом. Особую специфичность этой деятельности придает то, что, находясь в центре социально-экономических процессов, специалист ПФР, с одной стороны, должен осуществлять социальную защиту и соблюдение интересов граждан по реализации пенсионных прав, а с другой стороны, действовать в соответствии с федеральными законами, что строго регламентирует его деятельность и поведение. [3]

Для сотрудников клиентских служб работа в системе ПФР предполагает не только отменное знание законов, постановлений, программных комплексов, но и хорошее знание психологии людей, что является необходимым условием эффективного выполнения своей профессиональной деятельности. Также в связи с необходимостью постоянного взаимодействия с клиентами специалисту необходимо уметь устанавливать деловые и личностные отношения, правильно интерпретировать поведение и невербальные проявления клиентов, иметь высокую культуру речи, умение слушать и слышать клиента, обязательно проявлять в общении доброжелательность, терпеливость, быть эмоционально устойчивым и уравновешенным. В этом непростом деле сотрудникам может помочь и помогает социально-психологическая компетентность, а точнее высокий уровень ее развития. Поэтому знания о содержании данного понятия, о его влиянии на успешность выполнения сотрудником своей профессиональной деятельности, позволят специалисту в процессе своего профессионального развития и совершенствования уделить больше внимания развитию данной компетентности, чтобы достичь высокого уровня ее проявления.

Социально-психологическую компетентность следует отличать от психологической готовности и профессионального мастерства.

В. И. Байденко и Б.Оскарссон, говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие «базовые навыки» как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни.

Профессиональное мастерство специалиста — это высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности. [6]

Социально-психологическая компетентность — это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, которая характеризуется умением ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. [2] Рассматривать социально-психологическую компетентность можно как условие профессионального развития личности специалиста.

Таким образом, природа социально-психологической компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не только знания, но и умения, и навыки, и другие компоненты. [5]

Рассматривая социально-психологическую компетентность в рамках деятельностного подхода, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая компетентность реализуется только в рамках конкретной профессиональной деятельности.

В отечественной научной литературе имеет место разделение на общую и специальную социально-психологическую компетентность (М. Д. Ильязова, А. П. Пасленов).

Под общей социально-психологической компетентностью понимается проявленные готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Содержание специальной социально-психологической компетентности представляют как качества личности, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста. [4, с.3]

На практике бывает очень сложно разделить общую и специальную социально-психологическую компетентность в силу полифункциональности ее компонентов.

В психологической научной литературе структура социально-психологической компетентности представлена когнитивным, эмоциональным, поведенческим и ценностно-смысловым компонентами.

Когнитивный компонент — включает в себя знания индивидом общества, принятых в нём этических и моральных норм, правил поведения, а также интуитивное понимание социально-психологических механизмов его функционирования (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Г. С. Кожухарь, Г. У. Солдатова, А. У. Хараш и др.).

В эмоциональный компонент входят навыки эмоциональной сензитивности, умения распознавать чувства окружающих, управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоции других людей (И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Л. А. Петровская и др.).

Поведенческий компонент социально-психологической компетентности сотрудников содержит в себе навыки межличностного взаимодействия, умение выбирать адекватные способы обращения с ними реализовывать эти способы в процессе взаимодействия (Е. С. Кузьмин, В. Н. Куницына, B. C. Семёнов и др.).

Ценностно-смысловой компонент включает личностные особенности индивида, его ценности, стремления и представления о себе в структуре общественных отношений (Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский, Б. А. Жиганов, Н. В. Калинина, H. A. Рототаева и др.).

В работе А. П. Пасленова представлено многообразие подструктур социально-психологической компетентности — это социально-перцептивная компетентность, коммуникативная компетентность, психологическая компетентность и психолого-педагогическая компетентность.

А. А. Деркач отмечает, что социально-психологическая компетентность — явление многомерное. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

Коммуникативная компетентность, по мнению профессора Л. А. Петровской, имеет двоякий смысл — это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения. Перцептивная компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний.

Особое значение для социально-психологической компетентности имеет эмпатия, оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. При этом социально-психологическая компетентность проявляется на разных уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти); среднем уровне (социальные институты и общности); микроуровне (межличностное общение). [5]

Исходя из описаний структурного содержания социально-психологической компетентности, следует отметить, что это многогранный феномен, имеющий сложную по форме и содержанию структуру.

Социально-психологическую компетентность можно определить следующими факторами:

1) индивидуальными особенностями;

2) психическими состояниями и типичными настроениями;

3) эффективностью социализации;

4) влиянием культурных различий;

5) специальной социально-психологической подготовкой.

А. Н. Сухов и А. А. Деркач отмечают, что одним из факторов, оказывающих существенное влияние на социально-психологическую компетентность является когнитивная сложность личности. Имеются когнитивно простые и когнитивно сложные люди. В основе когнитивной простоты лежит одномерное восприятие мира. Когнитивно простая личность подразделяет людей на «своих» и «чужих»: кто не с нами, тот против нас. Когнитивно сложная личность воспринимает мир во всем его многообразии и положительно влияет на социально-психологическую компетентность. Для сотрудников клиентской службы важно быть когнитивно сложной личностью, исходя из того, что ежедневно они взаимодействуют с различными категориями граждан, к которым относятся люди пенсионного возраста, инвалиды, дети, потерявшие одного или двух родителей, рабочие и служащие, имеющие тяжелые условия труда, женщины, получающие материнский капитал. Когнитивно простой личности очень сложно будет реализовать себя в деятельности, которая базируется на общение с клиентами различных категорий.

Высокий уровень развития социально-психологической компетентности у специалистов клиентских служб выражается в осознании собственных индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении и профессиональной деятельности; в знаниях об индивидуально-психологических особенностях людей (оценивание намерений, текущего настроения и качеств личности клиентов); в ясном представлении о внутренних барьерах и заблуждениях, которые препятствуют ему адекватно воспринимать и оценивать себя и клиентов; в умении выбирать по отношению к каждому клиенту стиль общения с учетом его индивидуальных особенностей; во владении навыками самопознания, саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, социально-психологическую компетентность можно рассматривать как ведущее свойство личности сотрудника клиентской службы. Данное свойство предотвращает деформирование «Я» и поэтому положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию профессиональной деятельности личности сотрудников, что очень важно в работе с клиентами. В современном обществе без социально-психологической компетентности практически невозможно обойтись ни в одной профессиональной сфере, поэтому каждый гражданин такого общества должен стремиться к высокому уровню ее развития.

Литература:

  1. Ильязова М. Д. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности студентов в вузе (на примере студентов-социологов): монография. — Астрахань, 2008. — 228 с.
  2. Краткий психологический словарь / Ред.А. В. Петровский,М. Г. Ярошевский; ред.-сост.Л. А. Карпенко. — Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. — Ростов-на-Дону, 1998. — 512 с.
  3. Макеева Н. Ю. Психологический анализ профессиональной деятельности специалистов пенсионного фонда Российской Федерации // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2013. — № 6 (134). — С. 180–183.
  4. Пасленов А. П. Социально-психологическая компетентность и ее значение для профессионального развития специалиста // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2012. — № 1 (11). — С. 2–5.
  5. Социальная психология: учебное пособие для вузов (под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача). — М.: Изд. центр Академия, 2001. — 600 с.
  6. Словарь // Консультация психолога. URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/professionalnoe_masterstvo_spetsialista/ (дата обращения: 28.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая компетентность, профессиональная деятельность, высокий уровень, психологическая готовность, специальная социально-психологическая компетентность, клиентская служба, коммуникативная компетентность, Пенсионный Фонд, простая личность, Российская Федерация.

Ключевые слова

социально-психологическая компетентность, структурное содержание социально-психологической компетентности, специалисты клиентских служб., специалисты клиентских служб

Похожие статьи

Формирование социально-психологической компетентности...

социально-психологическая компетентность сотрудников, компетентность, социально-психологическая компетентность, профессиональная деятельность.

Социально-личностные предпосылки формирования...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров...

Роль коммуникативной компетентности...

Профессиональная компетентность, социальный работник, профессиональная деятельность, социальная работа, умение

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в...

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая...

Формирование социально-психологической компетентности...

- социально-психологическая компетентность. Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач...

Профессиональная компетентность как необходимое условие...

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, компетентность, вид, модель, высокий уровень, вид компетентности, уровень, знание, психологическая компетентность.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

Социально-психологическая компетентность — это...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров... Социально-личностные предпосылки формирования...

Формирование психологической компетентности студентов...

Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности. Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени...

Похожие статьи

Формирование социально-психологической компетентности...

социально-психологическая компетентность сотрудников, компетентность, социально-психологическая компетентность, профессиональная деятельность.

Социально-личностные предпосылки формирования...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров...

Роль коммуникативной компетентности...

Профессиональная компетентность, социальный работник, профессиональная деятельность, социальная работа, умение

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в...

Уровни развития коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая...

Формирование социально-психологической компетентности...

- социально-психологическая компетентность. Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач...

Профессиональная компетентность как необходимое условие...

профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, компетентность, вид, модель, высокий уровень, вид компетентности, уровень, знание, психологическая компетентность.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

Социально-психологическая компетентность — это...

профессиональная компетентность, социальный работник, процесс формирования, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность бакалавров... Социально-личностные предпосылки формирования...

Формирование психологической компетентности студентов...

Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности. Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени...