Библиографическое описание:

Тарасевич Т. В. Мотивы выбора брачного партнёра [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 36-38.



Важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак.

В современной психологии выделяют три мотивации на брак:

1) мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других, когда другой человек является только средством для исполнения заветного желания жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнёр рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет, все силы тратятся на его поиски. Эти действия сами по себе не имеют негативной окраски. Во многих случаях брак начинается именно с этой позиции.

2) мотивация на определённый тип брака. В этом случае люди ориентируются на определённый тип партнёра, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Этот факт так же, как и первый сам по себе не окрашен в негативные тона, но могут возникнуть проблемы, когда впоследствии встречается человек, который действительно вызывает сильные чувства.

3) мотивация на определённого человека. В этом случае избранник принимается со всеми достоинствами и недостатками. Это осознанный выбор с установкой на принятие определённого человека, а значит, и с ответственностью за свои чувства.

Содержание мотивации определяет степень адекватности мотивов для создания гармоничной семьи. [13]

Мотивы заключения брака составляют основу иерархии человеческих потребностей, описанных ещё в пирамиде Маслоу:

 реализующие потребность любить и быть любимым;

 самоутверждения и самореализации (в частности, мотивы социального и статусного утверждения);

 удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнёр рассматривается как источник заботы и стабильности;

 реализующие потребность в аффилиации (обществе других людей, общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви);

 мотив самоактуализации в отношениях со значимым другим;

 мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;

 сексуальное влечение к партнёру, желание иметь стабильные сексуальные отношения;

 мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и ответственность за благополучие партнёра;

 прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения).

Существуют различные классификации мотивов, но я бы хотела рассмотреть классификации по двум основаниям: осознанности и оптимальности, а также различие мотивов брачных и семейных.

Изучением неосознанных мотивов занимался К. Г. Юнг. В своей статье «Брак как психологическое отношение» он говорит о том, что молодой человек не может полностью понимать как других, так и себя, поэтому он не может быть полностью осведомлён о мотивах других людей, в том числе, и о своих собственных.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные влиянием родителей. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. Сознательная любовь к родителям способствует выбору супруга, сходного с ними, а бессознательная усложняет выбор и приводит к различным вариациям.

Также автор говорит, что осознать бессознательные мотивы и влияния можно только с помощью брака.

Другими авторами, выделившими группу мотивов, которые чаще всего не осознаются, являются А. Б. Добрович и О. Ясицкая. Часто эти мотивы называют «ловушками влюблённости», которые затрудняют адаптацию в браке и приводят к разочарованию партнёров друг в друге. Соответственно, мы также можем отнести данные мотивы к неоптимальным. [21] К ним относятся:

1) обоюдное актёрство, когда молодые люди играют романтические роли;

2) общность интересов, когда совпадение интересов, общие увлечения принимают за родство душ;

3) уязвлённое самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой;

4) ловушка неполноценности, в которой сливаются чувство благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

5) интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

6) взаимная легкодоступность;

7) жалость (вина, долг), которые могут восприниматься как «собственная доблесть»;

8) порядочность, когда брак стимулируется мнением близких людей и ответственностью перед ними;

9) выгода, когда человек посредством такого брака обретает материальное благополучие;

10)месть, когда выбор партнёра и вступление брак совершают «назло обидчику»;

11)боязнь одиночества, когда брак выступает в роли спасения от своих проблем и страха будущей жизни.

Но данные мотивы могут быть и осознанными при условии, что намерения людей, руководствующихся этими мотивами при вступлении в брак, серьёзны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объёме. [23]

К числу оптимальных мотивов мы можем отнести классификацию, предложенную С. В. Ковалёвым:

 любовь;

 духовную близость;

 материальный расчёт;

 психологическое соответствие;

 моральные соображения. [16]

Конечно, мы можем не согласиться с тем, что брак по расчёту является оптимальным мотивом, однако, в последнее время отношение к подобному браку претерпело изменение. Так, по данным социологического опроса, только 33 % опрошенных молодых людей осуждают брак по расчёту, а 50 % относятся к нему с пониманием. 16 % респондентов заявили, что они «хотели бы иметь такую возможность» (Ганичева, 2002). Соответственно, если оба партнёра руководствуются прагматическими мотивами при заключении брачного союза, то брак «по расчёту» может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов.

Также к оптимальной мы можем отнести иерархическую систему мотивов С. И. Голода, которая была получена в результате опроса в 1977 г.:

 любовь (39 % мужчин и почти 50 % женщин);

 общность интересов, взглядов (26 % мужчин, 28 % женщины);

 чувство одиночества (15 % и 5 % соответственно);

 чувство сострадания (7 % и 3 %);

 вероятность скорого рождения ребёнка (7 % и 4 %);

 случайность (4 % и 2 %);

 материальная обеспеченность будущего супруга (0 % и 3 %);

 наличие жилплощади у будущего супруга (2 % и 1 %);

 другие мотивы (0,6 % и 3 %).

Мы можем видеть, что высшим мотивом для создания семьи является любовь.

Исследования показывают, что браки на основе любви и общих интересов оказываются чаще, чем другие браки, счастливыми или удовлетворительными [14].

Но всё-таки, любовь — это еще не достаточная гарантия стабильности современных семейных отношений.

Результаты некоторых социально-психологических исследований показали, что браки, заключенные, по мнению самих супругов, по любви, оказываются менее прочными, чем браки с другой мотивацией. Это объясняется не только влиянием неосознаваемых мотивов предпочтения, но и ошибками субъективного восприятия, допускаемыми на этапе выбора спутника жизни [23].

Рассмотрением неадекватных мотивов вступления в брак в деструктивных семьях занимались Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис.

Наиболее частыми мотивами являются:

1) бегство от родителей (50 %);

2) долженствование — т. е. вступление в брак из-за чувства долга, (49 %);

Авторы отмечают, что мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей её реальной полноте. Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнёрша забеременела, или же что половая близость сопровождается переживанием вины. одиночество — может быть как следствие переезда на новое место жительства, а может и как следствие переживания внутренней пустоты (26 %);

3) следование традиции — инициатива родителей (25 %)

4) престиж, поиск материальных благ (5 %);

5) месть (3 %).

Разделение значения слов «брак» и «семья» делает понятным разнообразие мотивов, которыми руководствуются люди при принятии решения.

Одни обосновывают его «брачными» мотивами: мы любим друг друга, у нас взаимная тяга, нам хорошо вместе, интересно и т. д. Эти мотивы предполагают: к будущему супругу есть чувство (будь то эротическое, духовное, психологическое или иное влечение), и будущий супруг — человек с желаемыми человеческими качествами, делающими отношения легкими, хорошими. В ожиданиях мужчин и женщин эти качества различны [7].

Однако при всем различии мужских и женских брачных ожиданий брачный выбор всегда ориентирован на субъективные предпочтения, эталоны и идеалы.

Что же касается выбора партнера для семейной жизни, то здесь иные критерии. Если человек рассматривает семью как хозяйственно — бытовой союз, то в избраннике будут цениться бытовые навыки, домовитость, хозяйственность. Если он хочет создать семью, чтобы родить и воспитывать детей, то в спутнике жизни будет цениться родительское начало: любовь к детям, забота о них.

Идеальный выбор и обоснованное брачное решение — это такой выбор и такое решение, при которых учитывается, что супружество есть семейный и брачный союз. Было бы неверно руководствоваться только любовью и тяготением друг к другу, т. к. чувства могут гарантировать удачный брак, но не семью. Ведь не случайно среди любящих не меньше разводов, чем в рассудочных браках. При разумном подходе люди больше думают о создании семьи и настраиваются не на пылкие чувства, а на бытовое сотрудничество, рождение детей, преодоление одиночества.

Литература:

  1. Адлер А. Наука жить //#«justify»>. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений — М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  2. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
  3. Антонов А. И. Социология семьи. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 640 с.
  4. Басс Д. Стратегия выбора партнёра // Сексология: Хрестоматия. — СПб., 2000. — 437 с.
  5. Буренкова Е.В, Хомиченко Е. Н. Влияние идеального образа партнёра на межличностные отношения в парах. // Семейная психология, 2007 г. № 1 с. 43–55.
  6. Волкова А. Н., Штильбанс В. И. На пороге семьи. — Л.: Знание, 1989.- 20с.
  7. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. — 176 с.
  8. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
  9. Золотухина М. В. Мир американской семьи. — М., 1999. — 319 с.
  10. Зритнева Е. И. Социально-психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодёжи к браку и семейной жизни. // Семейная психология, 2005 г. № 3 с. 13–28.
  11. Зритнева Е. И. Роль семьи в подготовке молодёжи к брачно-семейным отношениям. // Семейная психология, 2005 г. № 1 с. 12–18.
  12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  13. Машкова Л. Т. Брачные ожидания и реальность. — Л.: Знание, 1986. — 16 с.
  14. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. — 431 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle