Библиографическое описание:

Пожарский С. О. Становление лидерских качеств руководителей коммерческих структур в процессе социально-психологического тренинга [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 76-79.



Описана авторская социально-психологическая модель развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур, которая может использоваться в практике психологического сопровождения становления руководителя в качестве организационного лидера.

Ключевые слова: лидерство, руководство, развитие, лидерские качества, тренинг.

The author's socio-psychological model of leadership development business executives, which can be used in the practice of psychological support of the formation of the head as an organizational leader.

Keywords: leadership, management, skills development, leadership potential, training.

Теоретический анализ литературы проблемы лидерства показывает недостаточность исследований, посвященных должностной власти в коммерческой организации. Многие исследователи показывают сложности отделения лидерства от характеристик людей, которые занимают лидерские позиции (И. В. Дрыгина, М. Н. Емельянова, О. В. Евтихов, Е. М. Смекалова, Е. И. Тихомирова и др.) Однако исследования, посвященные должностной власти, свидетельствуют о том, что некоторые аспекты лидерства выходят за рамки индивидуальных различий.

Ключевую роль в организации занимает руководитель, который в идеале должен быть и её лидером, а также эффективным менеджером. Руководитель должен обладать как минимум профессиональными и деловыми качествами, а также набором личностных свойств. Лидер неформально возглавляет коллектив или большую его часть, «вдохновляет», «увлекает», «ведёт за собой».

Многие аспекты проблемы лидерства применительно к руководителям коммерческих структур остаются недостаточно разработанными, а также дискуссионными. Но практически все исследователи разделяют общее понимание что лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях коммерческой организации (О. С. Виханский, С. Т. Зуб, Л. П. Калининский, Д. Я. Райгородский, Э. Х. Шейн и др.).

Лидерские качества — это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры.

Однако, как отмечает О. В. Евтихов, лидерство обуславливается не только наличием у человека определенных лидерских качеств, а также навыков и особенностей взаимодействия с последователями, что даже было предметом большинства исследований. В первую очередь оно обусловлено такими личностными составляющими, как «лидерское мировоззрение» с соответствующими целями и социальными установками, и «лидерская Я-концепция» как совокупность представлений человека о себе как лидере, с соответствующими ценностями [5, c. 4].

Под процессом становления лидерских качеств в работе понимается процесс развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности.

Важнейшей задачей реализации управленческой деятельности в современных условиях становится необходимость развития лидерских качеств в руководителе. Под лидерскими качествами лидера В. Н. Кодин понимает совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций [6].

В комплексе мер организационного характера с целью повышения эффективности управления в коммерческих структурах Н. И. Гвоздева выделяет как одну из мер формирование у руководителей личностных качеств, позволяющих приобрести высокий авторитет среди личного состава, стать лидерами в коллективе [3, с. 147].

Становление лидерских качеств руководителей коммерческих структур определено как процесс развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности.

По утверждению М. С. Балунова, так как выдвижение лидера осуществляется в процессе деятельности, то через специально организованную работу в группах можно обеспечить ситуации, не только направленные на сплочение групп, но и создающие благоприятные возможности для успеха становления в качестве лидеров людей, обладающих лидерским потенциалом [1, с. 14]

Профессионально-психологический тренинг, как считает О. В. Евтихов, вполне может выступать в роли эффективного средства развития лидерских качеств. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может способствовать комплексному развитию лидерских качеств, повышать его мотивацию к лидерству, формировать его лидерский образ и авторитет в глазах группы, которые в последующем могут переноситься на реальные жизненные и профессиональные ситуации [5, с. 5].

При разработке концепции развития лидерских качеств организационного лидера были приняты в качестве отправной точки следующие положения:

1) лидерство является социальным феноменом, следовательно, освоение лидерских моделей поведения необходимо осуществлять в процессе межличностного и внутригруппового взаимодействия;

2) развитие лидерских качеств может происходить в ситуации успешно реализуемого лидерского поведения. В индивиде, который на протяжении продолжительного времени исполняет роль лидера, могут формироваться и закрепляться требуемые для этого черты (то, что было социальной ролью, становится частью его «Я»);

3) комплексное развитие лидерских качеств руководителя должно осуществляться в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и внутригруппового взаимодействия, связанных с выполнением лидерских функций организационного лидера;

4) эффективным средством развития лидерских качеств является профессионально-психологический тренинг. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях способствует комплексному развитию лидерских качеств, повышает мотивацию к лидерству, формирует его лидерский образ и авторитет в глазах группы, которые в последующем могут переноситься на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

Первоначально была разработана концептуальная модель построения социально-психологического тренинга, ориентирующая на:

 развитие стремления к лидерству, лидерское мировоззрение, лидерскую Я-концепцию, повышение уровня нравственной нормативности и коммуникативной активности.

 развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности, как интересы группы, так и отдельных ее членов.

 развитие компетентности в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности эффективно принимать соответствующие управленческие решения.

Основное содержание практической работы по развитию лидерских качеств включает в себя систему последовательно выстроенных, но относительно самостоятельных занятий и социально-психологических мероприятий, объединенных в комплексную программу,

В тренинге развития лидерских качеств большое внимание уделяется не только развитию лидерских способностей, но и формированию лидерской Я-концепции и лидерского мировоззрения участников.

В программе тренинга представлены следующие содержательные блоки работы: блок формирования индивидуальной и групповой работоспособности; информационный блок; блок развития личностных и социальных качеств; блок развития профессионально-управленческих качеств; блок модификации и отработки лидерского поведения в моделируемых ситуациях; блок завершения занятий и сопровождения в межмодульный и посттренинговый периоды направлен на сохранение полученных в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в профессиональную деятельность приобретенных ими навыков.

Для экспериментального подтверждения и обоснования эффективности и результативности социально-психологического тренинга был подобран инструментарий психодиагностического исследования изменений в личностной динамике формировавшихся лидерских качеств у руководителей коммерческих структур.

В качестве психодиагностических методик в исследовании применялись: тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий); методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС); методика оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского); тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера; тест «Я — Лидер» (А. Н. Лутошкин).

На констатирующем этапе были получены следующие данные:

 лидерские качества руководителя (волевые качества, настойчивость инициативность и независимость, психическая устойчивость, самокритичность, требовательность, выносливость) выражены на среднем уровне у большинства руководителей (60 % руководителей экспериментальной группы и 65 % руководителей контрольной группы)

 руководители стремятся контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их коммуникативных и организаторских склонностей не отличается высокой устойчивостью (средний показатель выявлен у 75 % руководителей экспериментальной группы и 85 % руководителей контрольной группы).

 большинство респондентов, (55 % руководителей экспериментальной и 50 % руководителей контрольной групп) характеризуются средним уровнем коммуникабельности, что отражает их любознательность, желание интересных контактов и активного взаимодействия с собеседником при контактах, а также достаточную терпеливость в общении с другими;

 15 % руководителей имеют низкий уровень коммуникативного контроля, что характеризует их как высоко импульсивных и раскованных при различного рода взаимодействиях с окружающими, что может объясняться низкой дифференциацией поведения в различных ситуациях, 15 % руководителей постоянно следят за проявлениями своего поведения в ситуациях социальных контактов и управляющие эмоциональными состояниями, что, вероятно, обусловлено спецификой среды социального развития и воспитания, что соответствует высокому уровню коммуникативного контроля. У преобладающего количества (70 %) руководителей выражен средний уровень коммуникативного контроля, что отражает их непосредственность в общении, искренность и доверчивость по отношению к другим. Данный тип проявления коммуникативного контроля, по утверждению М. Снайдера, является адекватным в структуре развития коммуникативных качеств личности.

 руководители высоко оценивают собственные лидерские качества: «осознание цели (знаю, чего хочу)», «влияние на окружающих»; проявление на слабом уровне руководители считают следующие качества: «умение управлять собой» и «наличие творческого похода».

После проведения формирующего этапа исследования, направленного на реализацию социально-психологического тренинга по развитию лидерских качеств руководителей коммерческих структур было проведено повторное экспериментальное исследование.

После проведения развития лидерских качеств руководителей экспериментальной группы произошли следующие изменения:

 улучшились показатели организаторских и коммуникативных способностей, на контрольном этапе отсутствуют руководители, имеющие низкий и ниже среднего уровни общительности, что свидетельствует об изменении их уровня общительности и развитии способности легко вступать в контакты с окружающими, возрастает доля руководителей с уровнем общительности выше среднего (с 10 % до 30 %) и высоким уровнем

 в экспериментальной группе увеличился показатель с высоким уровнем лидерского потенциала на 35 %, высокий уровень выраженности лидерских качеств имеют 65 % руководителей, на контрольном этапе исследования низкий уровень лидерского потенциала отсутствует.

 руководители имеют более высокие показатели оценки самоконтроля в общении: постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций.

 увеличился показатель с высоким уровнем лидерского потенциала, в структуре лидерской Я-концепции произошло статистически значимое увеличение выраженности следующих качеств: «умение управлять собой», «наличие творческого подхода», «организаторские способности».

 повысился уровень развития лидерских способностей.

Достоверность различий между результатами первого и второго среза лидерских качеств была подтверждена с помощью критерия Фишера (φ).

В результате исследования была показана эффективность процесса развития лидерских качеств в процессе социально-психологического тренинга.

Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили возможность развития лидерских качеств у руководителей коммерческих структур с помощью социально-психологического тренинга в процессе подготовки руководителей, направленного:

 на развитие у участников мотивации и стремления к лидерству, лидерского мировоззрения и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной нормативности и социализации.

 на развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, способности учитывать в деятельности, как интересы группы, так и отдельных ее членов.

 на развитие компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия, способности быстро и правильно ориентироваться в ситуации и принимать соответствующие управленческие решения, управлять мотивацией подчиненных, направлять их на решение поставленных задач и т. п.

Выводы проведенного исследования не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы, предлагается только один из путей ее решения.

Перспективным видится дальнейшее совершенствование технологии развития лидерских качеств руководителей коммерческих структур, решение проблем индивидуализации и дифференциации процесса развития лидерских качеств средствами социально-психологического тренинга.

Литература:

  1. Балунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза. Автоеф. дис. … канд. пед. наук. — Кострома, 2010. — 126 с.
  2. Володина О. А. Руководитель, организатор, лидер. // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 2. С. 17–18.
  3. Гвоздева Н. И. Руководитель — лидер: необходимость и направления его формирования.// Психология и экономика. — 2008. — Т. 1. — № 1–2. — С. 146–150.
  4. Глухенькая Н. М. Сац Е. А., Глухенький А. Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя, //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56–2. С. 068–070.
  5. Евтихов О. В. Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя. // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2012. — № 4 (51). — С. 3–6.
  6. Кодин В. Н. Лидерские качества и билль о правах личности // Элитариум: Центр дистанционного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/2011/12/09/liderskie_kachestva_lichnost.html (дата обращения: 13.03.2013)
  7. Селезнева Н. Т., Измалкина А. А. Конструирование руководителем социально-педагогического взаимодействия.// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2014. — 01 (27). — С. 109–112.
  8. David A. Zilz, B. Woodward, Thomas S. Thielke, Rita R. Shane Leadership skills for a high-performance.// Am J Health-Syst Pharm—Vol 61 Dec 1, 2004. P. 2562–2574.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle