Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 2544 раза

Библиографическое описание:

Сметанина, Н. А. Проведение индивидуальной беседы с подростком в состоянии кризиса / Н. А. Сметанина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9396/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Важным инструментом в преодолении кризисного состояния подростка, будь то состояние истерики, апатии, в случае потери близкого человека или попыток суицида, является индивидуальная профилактическая беседа. Эффект беседы заключается в том, чтобы ребенок «выговорил свою боль». При этом педагогу вовсе не обязательно сразу же отправлять обратившегося к нему подростка к психологу или другому специалисту.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.

1. Начальный этап — цель — установление эмоционального контакта, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Главная задача — убедить подростка в эмоциональном «принятии», сочувствии и готовности к пониманию. Это следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией.

Психологические приемы начального этапа:

          «повторение содержания» — педагог сообщает подростку, что внимательно слушает его и понимает;

          «отражение эмоций» — выделение эмоционального компонента, какого-либо факта и сообщение его подростку. Например: «Представляю, какая обида охватила тебя, когда ты услышал, как тебя грубо назвал друг». Данный прием стимулирует более открытое проявление эмоций и особенно показан в тех случаях, когда подросток испытывает тоску, подавленность, обиду;

          «означивание ситуации или переживания» — выделение из высказываний основного значения: «Если, я правильно тебя поняла, учитель постоянно упрекает тебя?»;

          «установление последовательности событий» — повторение сообщенных фактов в их причинно-следственной или временной последовательности;

          «разработка» — углубление в тему; после того как педагог сориентировался проблеме, он направляет беседу на обсуждение наиболее важного вопроса. Разработка должна осуществляться тактично, ее нельзя превращать в расследование;

          «поиск источника эмоций» — подростку предлагается задуматься над своим эмоциональным состоянием и установить его причины, поскольку для лица находящегося в кризисном состоянии, часто характерно непонимание связей между поступками и реакциями на них. Например: «Как ты сейчас чувствуешь себя? Эти чувства (обиды, злости — перечислить) вызвало у тебя это происшествие?».

2. Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису, снятие ощущения безысходности.

Вместе с подростком нужно установить последовательность событий, в результате которых сложилась критическая ситуация. Во многих случаях подростку представляется, что данная ситуация могла сложиться только у него, в силу его недостатков и ошибочных действий. Педагог должен тактично подчеркнуть, что аналогичные ситуации встречаются в жизни многих молодых людей (прием «преодоление исключительности ситуации»).

Часто критические обстоятельства, в силу возрастных и психических особенностей подростка, представляющие как требующие немедленного, неотложного решения. В таких случаях нужно подчеркнуть, что у ребенка есть время на обдумывание ситуации, на принятие решения (прием «снятия остроты»).

Так же необходимо во время беседы установить сведения о близких подростку людях, не связанных с данной кризисной ситуацией. Эти люди будут резервными источниками поддержки и помощи.

На втором этапе беседы используются приемы, поддерживающие и углубляющие контакт и коммуникацию:

        «структурирование ситуации»;

        «поддержка успехами»;

        «включение в контекст»;

        «терапия успехами и достижениями».

3. Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Необходимо выяснить у подростка, что является позитивно значимым для него в данный кризисный период. Совместный с педагогом поиск адекватных способов поведения придает подростку уверенности в своих силах, восстанавливает самооценку, способствует повышению ответственности за свое поведение.

Ведущими приемами этапа представляются:

          «интерпретация» — высказывание гипотез, указывающих на отдельные аспекты кризисной ситуации, а также возможные способы ее разрешения;

          «планирование» — побуждение к словесному оформлению планов предстоящей деятельности;

          «удержание паузы» — целенаправленное молчание педагога, которое имеет своей целью предоставление подростку, возможности проговаривания разрабатываемых планов. Молчание должно сообщать подростку, что педагог ждет его слов.

4. Завершающий этап — окончательное формулирование планов действий, активная поддержка подростка. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. На этом этапе педагог должен несколько раз выслушать и внушить подростку веру в свои силы и возможности, напомнить, что ранее он успешно преодолевал трудности.

Ведущими приемами этого этапа являются:

        «логическая аргументация»;

        «переубеждение»;

        «рациональное внушение уверенности».

В завершении работы педагог предлагает подростку дальнейшие контакт, необходимо назначить конкретное время следующей встречи. Цель второй беседы, как правило, через 2–3 дня — интеллектуальное освоение ситуации. На фоне сформировавшегося контакта педагог помогает подростку принять реальность случившегося. Осуществляется «обратная связь» — совместно разработанный план действий — совместный анализ результатов — дальнейшее планирование деятельности.

 

Литература:

 

  1. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб., 2001.
  2. Методическое издание «Экстренная психологическая помощь в случаях совершенного суицида (попытки суицида) в образовательных учреждениях. ПОНИЦАА, Пермь, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, кризисная ситуация, педагог, начальный этап, прием, этап.

Похожие статьи

Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех...

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем

В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха.

Принципы и приёмы психолого-педагогического воздействия на...

Поведение подростка в ситуации может зависеть от его оценок этой ситуации, от

Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом, психологом, установлению

3. Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление...

Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних...

2.Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности.

Для подростков и взрослых, наиболее эффективными методами и приёмами, как в профилактической

Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере. Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие...

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за

На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за...

Технология развития критического мышления...

Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом.

Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года.

Психологические особенности детей, переживших травматические...

Наибольшей сложностью при преодолении кризисных ситуаций сталкиваются дети, так как у них не сформированы конструктивные модели поведения.

- морально-этические кризисы. Возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и

Третичная профилактика является кризисной формой...

Похожие статьи

Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех...

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем

В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха.

Принципы и приёмы психолого-педагогического воздействия на...

Поведение подростка в ситуации может зависеть от его оценок этой ситуации, от

Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом, психологом, установлению

3. Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление...

Коррекция кризисных состояний среди несовершеннолетних...

2.Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности.

Для подростков и взрослых, наиболее эффективными методами и приёмами, как в профилактической

Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа и начала следующего.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере. Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие...

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за

На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за...

Технология развития критического мышления...

Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом.

Таким образом, целесообразно на этапе рефлексии применять индивидуальные и групповые приемы развития критического мышления.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года.

Психологические особенности детей, переживших травматические...

Наибольшей сложностью при преодолении кризисных ситуаций сталкиваются дети, так как у них не сформированы конструктивные модели поведения.

- морально-этические кризисы. Возрастной кризис — это переходный период между возрастными этапами, который...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и

Третичная профилактика является кризисной формой...