Библиографическое описание:

Добровольский Ю. А., Иванова О. А., Токарева Е. А., Токарев А. А. Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 3-15.

 

Цель исследования: выявление эффективности применения сюжетно-ролевых игр для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования выбраны дети 5–6 лет. В практической работе охвачено 30 человек: 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной группе.

Исследование проводилось в ГБОУ Школа № 2101 «Филевский образовательный центр», структурное дошкольное подразделение № 9 (Детский сад № 659) г. Москвы.

В ходе исследования использованы следующие методы: наблюдение, беседа, а также применялись различные диагностические методики. Методика № 1. «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов.

Цель: выявить способности изображать оригинальные образы.

Методика № 2. «Придумай игру» Е. А. Панько.

Цель: выявить уровень развития фантазии.

Методика № 3. «Скульптура» Р. С. Немов.

Цель: исследовать особенности творческого воображения.

 

Экспериментальная группа

Ф.И. ребенка

1 Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов.

2 Методика «Придумай игру» Е. А. Панько.

3 Методика «Скульптура» Р. С. Немов.

Итог

1

К. И.

2

3

1

6

2

Д. С.

1

2

2

5

3

Т. Т.

6

7

5

18

4

М. А.

3

5

2

10

5

К. А.

5

8

7

20

6

И. К.

6

5

7

18

7

К. И.

7

8

6

21

8

Д. К.

4

3

5

12

9

С. К.

9

8

9

26

10

С. В.

7

6

8

21

11

Щ. Р.

7

5

8

20

12

Б. К.

2

1

3

6

13

Д. Г.

5

2

4

11

14

Д. К.

8

5

6

19

15

К. Л.

9

7

8

24

 

Высокий уровень развития творческого воображения — 13 %

Средний — 47 % Низкий — 20 % Очень низкий — 20 %

Рис. 1. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей экспериментальной группы

 

Контрольная группа

Ф.И. ребенка

1 Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов.

2 Методика «Придумай игру» Е. А. Панько.

3 Методика «Скульптура» Р. С. Немов.

Итог

1

М. Л.

7

6

7

20

2

В. Л.

6

5

7

18

3

Д. К.

4

4

4

12

4

П. Ю.

8

5

7

20

5

К. П.

1

2

1

4

6

Д. А.

6

8

4

18

7

Х. Т.

3

2

4

9

8

А. Л.

4

3

3

10

9

Б. Л.

3

5

4

12

10

М. У.

2

1

2

5

11

М. Т.

3

1

1

5

12

П. А.

5

6

5

16

13

И. М.

3

2

1

6

14

И. О.

7

7

6

20

15

Ш. Н.

1

1

2

4

 

Высокий уровень развития творческого воображения — 0 %

Средний — 40 % Низкий — 40 % Очень низкий — 20 %

Рис. 2. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей контрольной группы

 

Рис. 3. Сравнительная диаграмма уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп

 

У нас получилось, что уровень развития творческого воображения у экспериментальной группы чуть выше, чем у контрольной группы.

Это можно объяснить тем, что когда проводилась диагностика по определению уровня развития творческого воображения, мы сначала диагностировали детей для экспериментальной группы и начали с ними проводить коррекционно-развивающие занятия, а в процессе были продиагностированы дети контрольной группы. И только тогда мы заметили, что в экспериментальной группе показатели были чуть выше, чем в контрольной. И тем самым мы не стали диагностировать других детей для экспериментальной группы, так как уже с этой группой полным ходом шли коррекционно-развивающие занятия и процесс уже нежелательно было прерывать потому что уже в экспериментальной группе наблюдался определенный прорыв в развитии творческого воображения.

Программа коррекции творческого воображения у дошкольников.

Цель программы: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1.      Обогащение знаний и представлений детей об окружающем мире.
  2.      Раскрытие и развитие творческих способностей каждого ребенка.
  3.      Создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения и творчества детей.
  4.      Гармонизация эмоциональных состояний в коллективе и каждого отдельно взятого ребенка.
  5.      Сплочение коллектива.
  6.      Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  7.      Поощрение и стимуляция желания и стремления детей к познанию и исследованию нового.
  8.      Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать возможности реализации и применения творческого воображения, креативных идей в жизни.
  9.      Научить детей творчески подходить к жизненным ситуациям и обстоятельствам.
  10. Научить детей мыслить творчески и уметь разряжать свои переживания, эмоции через творчество и в действии воображения.

Форма проведения занятий: групповая 15 человек.

Место проведения занятий: кабинет педагога-психолога.

Количество занятий: 10 (по 2 раза в неделю).

Продолжительность: 30 минут.

Принципы построения программы: наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка. Изменение психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данный момент. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте становится игровая, однако игра является весьма привлекательной и желаемой для детей, что учитывалось при составлении данной программы, включающей в себя множество разнообразных игр и упражнений. Игра создает атмосферу непринужденности, помогает детям расслабиться. В игре легче и проще усваиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся знания, умения и навыки, легче раскрываются творческие способности участников. В программе много подвижных игр, так как детям старшего дошкольного возраста присуща активная двигательная деятельность, в которой происходит как формирование и закрепление новых навыков, ролей и форм поведения, так и разрядка эмоционального состояния, физического напряжения, сплочение детского коллектива. В программе представлено достаточно много игр и упражнений, связанных с художественным творчеством. Работа с цветом, с формами, с образами стимулирует детское воображение. В программе также предусмотрены и упражнения на развитие невербального воображения. Занятия построены таким образом, что в процессе каждого из них затрагиваются и совершенствуются не только творческие способности и воображение ребенка, но и другие познавательная деятельность (память, внимание, мышление, речь, эмоции), так как работа познавательная деятельность (психические процессы) взаимосвязана и развитие одного влияет на функционирование другого. В упражнениях также есть познавательный момент, когда дети узнают что-то новое, чего до ныне не знали или знали недостаточно, а, как известно, объем имеющихся знаний и впечатлений у ребенка является одним из основополагающих моментов для развития и совершенствования творческого воображения.

Инструменты и оборудование: музыкальный центр и диски с детскими сказками и песнями, звуками природы; листы бумаги, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры, краски, кисти, мелки, доска; мягкие игрушки.

Конспекты занятий:

Занятие № 1.

  1.                Упражнение «Снежный ком».

Цель: позволяет участникам познакомиться, адаптироваться в новой среде, а так же тренирует память.

Ход проведения. Все садятся в круг. Первый участник должен представиться, то есть назвать себя по имени. Кроме того, он сопровождает свои слова жестом или движением, которое его характеризует: это может быть кивок головой, взмах руки и так далее. Задача второго участника, прежде чем представиться самому, полностью воспроизвести все, что делал и говорил предыдущий. Следующие по кругу участники повторяют имена и жесты всех своих предшественников по принципу снежного кома.

  1.                Упражнение «Мое любимое занятие».

Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе, умения слушать, установление благоприятной эмоциональной атмосферы.

Ход проведения. Каждый по кругу рассказывает, что он больше всего любит делать.

  1.                Упражнение «Пожелание своему соседу».

Цель: развитие чувства коллектива, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход проведения. Каждый участник по очереди говорит пожелание соседу справа.

  1.                Упражнение «Животные».

Цель: игра развивает воображение, пластичность движений и создает веселый настрой, объединяющий группу.

Ход занятия. Каждый участник по очереди с помощью жестов и мимики показывает какое-либо животное, а все остальные участники должны угадать.

  1.                Прощание.

Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием, которое объединяет детей и связывает дни в единую программу. В первое занятие детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (например, всеобщее рукопожатие в кругу, аплодисменты друг другу).

Занятие № 2.

  1.                Упражнение «Приветствие».

Цель: позволяет создать положительную атмосферу и настроить детей на предстоящее занятие.

Ход проведения. В начале упражнения говориться о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, щекой, выдумать свой собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия.

  1.                Упражнение «Мое настроение».

Цель: развитие самоанализа и умения слушать других людей.

Ход проведения. Детям предлагается поведать всем остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении.

  1.                Упражнение «Говори наоборот».

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход игры. Детям предлагается подбирать к словам, произносимым ведущим, слова с противоположным значением.

Стимульный материал:

а) большой, толстый, темный, пустой, чистый, больной, грустный, сильный, широкий, горячий;

б) трус, день, зло, свет, радость;

в) быстро, высоко, далеко, тяжело, жарко;

г) чинить, встречать, зажигать, кричать, поднимать, забывать, терять, грустить, плакать, нагревать.

  1.                Упражнение «Море волнуется — раз…»

Цель: развитие фантазии, координации движений, умения управлять своим телом.

Ход проведения. Водящий произносит считалку:

Море волнуется — раз,

Море волнуется — два,

Море волнуется — три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он это говорит, все участники свободно двигаются, изображая волны. На слово «замри» все замирают, показывая какое-нибудь существо или предмет. Водящий подходит по очереди к каждой из фигур и прикосновением руки оживляет ее. Игрок-фигура изображает движениями и озвучивает своего персонажа так, чтобы получилось похоже. Водящий пытается отгадать. Когда все фигуры изображены, он выбирает самую удачную, которая становится водящим.

  1.                Прощание.

Занятие № 3.

  1.                Упражнение «Счет».

Цель: сплочение группы, формирование настроя на занятие.

Ход проведения: участники рассчитываются по порядку. Те, кто называет цифру, содержащую три, подпрыгивает на месте.

Другой вариант — с участниками обговаривается запретная цифра. Когда до нее доходит счет, вместо ее называния, участнику нужно прохлопать в ладошки эту цифру (например, если запретная цифра 5, то ребенок 5 раз хлопает).

  1.                Упражнение «Квадраты».

Цель: развитие воображения.

Оборудование: листы с изображением квадратов, ручки, карандаши.

Ход проведения. Участникам предлагается придумать разные способы разукрасить 13 квадратов разной величины черной ручкой или простым карандашом. Затем квадраты демонстрируются друг другу.

  1.                Упражнение «Нарисуй чувства».

Цель: развитие воображения.

Оборудование: листы бумаги, простые и цветные карандаши, ластики, краски.

Ход проведения. Каждому ребенку предлагается нарисовать то чувство, которое он испытывает на данный момент. В конце дети показывают друг другу свои рисунки, либо устраивают небольшую выставку.

  1.                Прощание.

Занятие № 4.

  1.                Упражнение «Комплимент».

Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу, сплочение группы.

Оборудование: мягкая игрушка или мяч.

Ход проведения. Дети становятся в круг. Одному из них вручается игрушка, которую он должен кинуть в руки тому, кому хочет, при этом сказав ему комплимент. И так продолжается до того момента, пока все участники не получат хотя бы по одному комплименту.

  1.                Упражнение «Составь предложение».

Цель: развитие воображения, умения правильно строить предложения.

Ход проведения. Участникам предлагается составить предложение, используя три разных слова.

Наборы слов:

         пчела, компьютер, город;

         сад, игра, утро;

         закат, зима, лошадка;

         Африка, жираф, облака;

         Север, мечта, медведь.

  1.                Упражнение «Отгадывай-показывай».

Цель: развитие воображения, фантазии, творчества, памяти, умения оперировать образами, быстроты мышления и координации движений, расширение знаний об окружающем мире.

Стимульный материал: тексты загадок.

Ход проведения. Участники строятся в круг. Ведущий читает загадку, ученики должны быстро ответить и принять соответствующую отгадке позу или двигательное действие. Другой вариант — ведущий загадывает загадку каждому ученику по очереди.

Загадки:

  1.                Глазастая, зубастая, хвостом виляет, в океане промышляет. (Акула)
  2.                Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист)
  3.                Шевелились у листка все четыре лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
  4.                День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет, ходит, бродит он молчком, уши серые торчком. (Волк)
  5.                Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, целый день на пашне вскачь и зовется птица… (грач).
  6.                Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может. (Гусеница).
  7.                Ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он… (жираф).
  8.                Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)
  9.                На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
  10.            Лесники ее котят взять домой не захотят, ей не скажешь: кошка, брысь, потому что это… (рысь).
  11.            Ты со мною незнаком? Я живу на дне морском, голова и восемь ног — вот и весь я… (осьминог).
  12.            По завалам, по оврагам ходит зверь хозяйским шагом, любит он душистый мед да малину с веток рвет. (Медведь)
  13.            Под водой живет народ, ходит задом наперед. (Рак)
  14.            Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой. (Хомяк).
  15.            Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходит… (черепаха).
  16.            В воде проживает, хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
  17.            Птица сверху налетает и цыплят скорей хватает. (Ястреб)
  18.            Бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! А хвост — в руках. (Ящерица)
  1.                Прощание.

Занятие № 5.

  1.                Упражнение «Добрые-злые».

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с контурными изображениями двух фей (королей, волшебников, принцесс) по количеству детей, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров, красок.

Ход проведения. Ведущий раздает детям карточки и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух волшебниц. Представьте себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая волшебница, дорисуйте и раскрасьте их лица и одежду так, чтобы это стало понятно каждому. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших волшебниц». По окончании рисования устраивается мини-выставка работ.

  1.                Упражнение «Облака-загадки».

Цель: развитие творческого мышления, умения оперировать образами, памяти, воображения.

Ход проведения. Пока дети рисуют, ведущий подходит по очереди к каждому ученику, предъявляет ему лист бумаги с изображенными на нем контурами фигур. Ребенку необходимо определить, на что похожи рисунки-облака.

  1.                Упражнение «Чтение цветов».

Цель: развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие способности и воображение, развитие внимания и мышления.

Ход проведения. После предъявления облаков-загадок, ребенку предлагается другая картинка — со словами, обозначающими цвета, но выполненными другими цветами. Глядя на картинку, ребенку надо вслух произнести как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

  1.                Прощание.

Занятие № 6.

  1.                Упражнение «Ухо-нос».

Цель:развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие способности и воображение, развитие внимания, формирование настроя на занятие, создание веселого настроя, объединяющего группу.

Ход проведения. Детям предлагается выполнить следующую последовательность действий: «Левой рукой беремся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, то есть левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая — за противоположное, то есть правое ухо».

  1.                Упражнение «Силуэты фигур».

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей), простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей, фломастеров или красок.

Ход проведения. Ведущий раздает детям карточки и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что необходимо, и раскрасьте рисунки». По окончании рисования проводится мини-выставка работ.

  1.                Упражнение «Составление рассказа по картинке».

Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения строить предложения и рассказы, развитие эмпатии, умения распознавать эмоциональные состояния.

Ход проведения. Пока дети рисуют, ведущий подходит по очереди к каждому ученику, предъявляет ему картинку с изображениями лиц мальчиков, выражающих разные эмоциональные состояния. Ребенку нужно рассмотреть картинки, понять эмоциональное состояние мальчиков, придумать и рассказать, что произошло у каждого из героев.

  1.                Прощание.

Занятие № 7.

  1.                Упражнение «Колечко».

Цель: развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за творческие способности и воображение, развитие внимательности, моторных навыков, формирование настроя на занятие, создание веселого настроя, объединяющего группу.

Ход проведения. Ведущий предлагает ребят поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно делать это каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

  1.                Упражнение «Почему это произошло?»

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход проведения. Ведущий предлагает детям назвать возможные причины возникновения каждой из заданных ситуаций.

Стимульный материал:

  1.                Автобус остановился.
  2.                Мужчина снял шляпу.
  3.                Девочка сидела на берегу реки.
  4.                Мальчик не принес из леса ни одного гриба.
  5.                В доме погас свет.
  6.                Все окна в квартире были распахнуты настежь.
  1.                Упражнение «Что может произойти?»

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход проведения. Ведущий предлагает детям послушать описания событий и назвать как можно больше его возможных последствий.

Стимульный материал:

  1.                Девочка уронила семечко.
  2.                Девочка уронила карандаш на пол.
  3.                Садовник поливал клумбу из шланга.
  4.                Охотник выстрелил в воздух.
  5.                Мальчик увидел в магазине интересную книгу.
  1.                Упражнение «Животные» (см. Занятие № 1).
  1.                Прощание.

Занятие № 8.

  1.                Упражнение «Фантастическое животное».

Цель: развитие воображения, мышления, речи, сплочение коллектива.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход проведения. Ведущий предлагает детям придумать и нарисовать фантастическое животное, а затем придумать о нем рассказ. При возникновении затруднений ведущий задает детям опорные вопросы, например:

— Как зовут это животное?

— Где оно живет?

— Чем питается?

— Чем любит и не любит заниматься?

— Какой у него характер?

— Много ли у него друзей? Почему?

— Есть ли у него враги? И так далее.

После окончания рисования дети рассказывают о своем животном и показывают его остальным ребятам.

  1.                Упражнение «Не может быть!»

Цель: развитие воображения, умения оперировать образами, строить предложения.

Ход проведения. Каждый из учеников по очереди называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай.

  1.                Упражнение «Море волнуется — раз…) (см. Занятие № 2)
  1.                Прощание.

Занятие № 9.

  1.                Упражнение «Хлопки».

Цель: установление настроя на занятие, развитие группового взаимодействие.

Ход проведения: участники группы встают в линию или круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок.

  1.                Упражнение «Заколдованный лес».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей), простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход проведения. Ведущий раздает детям карточки и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей». Можно также предложить детям дополнить рисунки изображениями зверей, людей, насекомых, птиц, сказочных персонажей. По окончанию рисования устраивается мини-выставка работ.

  1.                Упражнение «Придумай зарядку».

Цель: развитие воображения, эмоциональная разрядка, совершенствование двигательных навыков, сплочение коллектива.

Оборудование: во время проведения упражнения включаются детские песни из мультфильмов.

Ход проведения. Участники встают в круг. Каждому ребенку по очереди предлагается составить по 2–3 упражнения и придумать им названия для проведения зарядки на обозначенную тему. Например: «Дровосеки на работе», «спортсмены на стадионе», «перелет птиц», «лягушки на болоте».

  1.                Упражнение «Комплимент» (см. Занятие № 4).
  1.                Прощание.

Занятие № 10.

  1.                Упражнение «Удивительная ладонь».

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход проведения. Ведущий предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы детям сообщается: «Ребята, у вас получились похожие рисунки, давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». По окончанию рисования устраивается мини-выставка работ. Каждый участник может рассказать о том, что он нарисовал и почему.

  1.                Упражнение «Артисты пантомимы».

Цель: развитие воображения, мышления, эмоциональной сферы, совершенствование выразительных движений.

Оборудование: мешочек с маленькими листочками бумаги, на каждой из которых написано или изображено то, что нужно будет показать ребенку.

Ход проведения. Ведущий предлагает детям «стать артистами театра пантомимы» и, вытягивая по очереди бумажку из мешочка, изображать то, что написано на ней, при этом остальные участники должны угадать, что он изображает:

а) животные: медведь, петух, лягушка, утка, пингвин, кошка, собака, заяц и так далее;

б) ситуации из жизни: «повар готовит обед», «хозяйка убирает комнату», «шофер чинит автомобиль» и прочие;

в) эмоциональные состояния, чувства, которые испытывают различные персонажи: «кошка, встретившая собаку», «влюбленный человек», «празднование день рождения», «у человека болит зуб» и прочие;

Также могут быть предложены варианты, связанные с профессиональными деятельностями и сказочными персонажами: «ходить как великан», «походка военного», «волшебник», «скрипач» и так далее.

  1.                Прощание

Вторичное обследование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Экспериментальная группа

Ф.И. ребенка

1.Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов

2.Методика «Придумай игру» Е. А. Панько.

3.Методика «Скульптура» Р. С. Немов.

Итог

1

К. И.

5

4

6

15

2

Д. С.

6

7

4

17

3

Т. Т.

8

8

9

25

4

М. А.

8

6

6

20

5

К. А.

10

10

10

30

6

И. К.

10

10

10

30

7

К. И.

9

8

8

25

8

Д. К.

6

8

5

19

9

С. К.

10

10

10

30

10

С. В.

8

9

9

26

11

Щ. Р.

10

10

10

30

12

Б. К.

10

7

7

24

13

Д. Г.

10

10

10

30

14

Д. К.

9

9

7

25

15

К. Л.

10

10

10

30

 

Очень высокий уровень развития творческого воображения — 40 %

Высокий — 33 % Средний — 27 % Низкий — 0 % Очень низкий — 0 %

Рис. 4. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей экспериментальной группы

 

Контрольная группа

Ф.И. ребенка

1.Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов

2.Методика «Придумай игру» Е. А. Панько.

3.Методика «Скульптура» Р. С. Немов.

Итог

1

М. Л.

8

6

7

21

2

В. Л.

6

7

6

19

3

Д. К.

5

6

5

16

4

П. Ю.

7

8

6

21

5

К. П.

2

2

6

6

6

Д. А.

7

7

5

19

7

Х. Т.

4

6

5

15

8

А. Л.

7

5

5

17

9

Б. Л.

9

9

6

24

10

М. У.

4

5

7

12

11

М. Т.

4

4

3

11

12

П. А.

9

7

8

24

13

И. М.

3

4

3

10

14

И. О.

10

7

9

26

15

Ш. Н.

5

4

6

11

 

Очень высокий уровень развития творческого воображения — 0 %

Высокий — 20 % Средний — 47 % Низкий — 27 % Очень низкий — 6 %

Рис. 5. Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей контрольной группы

 

Рис. 6. Сравнительная диаграмма уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп

 

После проведения коррекционно-развивающих занятий у детей в экспериментальной группепроизошли изменения, а в контрольной группе также в малой степени произошли изменения, это было связано с тем, что воспитатели в группе по своей программе также проводят сюжетно-ролевые игры.

По данным контрольного этапа исследования можно сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень творческого воображения, чему способствует проведенная нами практическая работа и позволила добиться хороших результатов через сюжетно-ролевые игры.

Выводы

В практической части была проведена опытно — поисковая работа. В начале исследования диагностика показала, что у большинства детей творческое воображение находится на среднем, низком и очень низком уровнях. Уровень развития творческого воображения недостаточно развит (таблица № 1). Для повышения уровня творческого воображения был проведен комплекс коррекционно-развивающих занятий.

 

Таблица 1

Уровни развития

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Очень высокий уровень

0

0

Высокий уровень

13

0

Средний уровень

47

40

Низкий уровень

20

40

Очень низкий уровень

20

20

 

Нами была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

При составлении коррекционно-развивающей программы мы опирались на возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста.

После первичного обследования мы начали проводить коррекционно-развивающие занятия с экспериментальной группой по развитию творческого воображения. В это же время в контрольной группе воспитатели проводили свои рядовые занятия по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Наши коррекционно-развивающие занятия не пересекались с программой, по которой работают воспитатели.

Коррекционно-развивающие занятия проводились на протяжении пяти недель периодичностью два раза в неделю, после них был проведен контрольный эксперимент. По результатам контрольного эксперимента можно увидеть, что уровень творческого воображения у детей повысился. В экспериментальной группе очень высокий уровень развития творческого воображения повысился на 40 процентов, в контрольной группе показатель остался прежним — 0 (таблица № 2). Высокий уровень развития творческого воображения и в экспериментальной и в контрольной группе повысился на 20 процентов (таблица № 2). Экспериментальная группа показала улучшение показателя среднего уровня развития творческого воображения, а также отсутствие низкого и очень низкого показателей развития творческого воображения (таблица № 2). Таким образом мы доказали, что уровень развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте можно повысить при регулярном использовании сюжетно — ролевых игр в практике работы детского сада. Разработанный нами комплекс занятий, направленных на развитие творческого воображения у детей, может быть использован в практической работе воспитателями детских садов.

 

Таблица 2

Уровни развития

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Очень высокий уровень

40

0

Высокий уровень

33

20

Средний уровень

27

47

Низкий уровень

0

27

Очень низкий уровень

0

20

 

Литература:

 

  1.                http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru
  2.                http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru
  3.                http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru
  4.                http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru
  5.                http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle