Библиографическое описание:

Вараксина А. В., Ляпунова О. Е. Плассотерапия как средство работы со страхами [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 36-39.



 

В статье представлена инновационная техника арт-терапевтического подхода — плассотерапия. Описан случай применения плассотерапии в работе с страхами.

Ключевые слова:страх, плассотерапия, кинетический песок.

 

The article presents an innovative technique of art therapy approach plassoterapiya. A case of applying plassoterapiya in working with fears was described.

Key words:fear, plassoterapiya, kinetic sand.

 

В свой жизни, наверное, каждый из нас сталкивался с чувством страха. Страх изначально, по мнению А. И. Захарова, является базовой эмоцией и несёт в себе защитную функцию, но у него есть и обратная сторона. Он может превратиться в невротический страх и тогда будет мешать полноценно развиваться человеку, сопровождая его всю сознательную жизнь. «Все мы родом из детства» — писал Антуан де Сент-Экзюпери и страхи зарождаются именно там, а потом могут преследовать нас и во взрослой жизни. Тем не менее, с невротическими страхами можно и нужно работать, а не нести их во взрослую жизнь.

В работе с эмоциональными состояниями часто применяются арт — терапия, как отмечает, А. И. Копытин достаточно эффективный здоровьесберегающий подход. [4,с.5]. Возможности арт — терапии у нас в России расширяются с каждым годом. В 2013 году появилась необычная техника в арт — терапевтическом подходе — плассотерапия, автором которой является Старостин О. А. В нашей статье мы хотим представить опыт работы со страхом по средствам плассотерапии и отразить особенности работы с кинетическим песком.

Рассмотрим понятие страх и его причины.

По мнению А. И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. [2, с.3].

Лебедева Л.Д, отмечает, что страх имеет много причин как субъективного, так и объективного порядка. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру [6, с.25].

Из всего выше сказанного следует, что с страхом нужно и можно работать. В нашей статье мы опишем случай применения плассотерапии в работе с страхом,для этого более подробно остановимся на методе плассотерапия и ответим на ряд вопросов, что же такое плассотерапия и где она применяется.

В этом году нам выпала возможность познакомиться с не обычной, новой технологией, плассотерапия, на семинаре, который проходил в г. Архангельске. Автор методики, он же ведущий — Олег Альбертович Старостин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель секции телесно-ориентированной психотерапии.

Подробней остановимся на методе.

Плассотерапия (от греч. Πλάσσω — леплю, θεραπεία — лечение, оздоровление) — психокоррекционная практика с использованием нового пластического материала, так называемого, «подвижного» песка (kineticsand, Швеция, 2013).

Сессия Плассотерапии, как указывает автор методики, проводится без использования песочницы, что принципиально отличает её от других методик и техник «песочной» терапии. Для полноценной работы достаточно обычного письменного стола, на поверхности которого клиент при взаимодействии с консультантом создаёт свои, обладающие исцеляющим эффектом, пластические ландшафты. Плассотерапия отличается также и тем, что во время сессии не используются какие-либо фигурки, игрушки, или дополнительные предметы. [3].

Применения «кинетического» песка, как утверждает Старостин О. А., помогает в работе с разными клиентами: детьми, взрослыми, семейными парами, расширенными семьями. А так же в работе с различной психологической проблематикой: нарушения поведения у детей и в системе детско-родительских отношений, супружеские кризисы; в работе с отдельными психосоматическими симптомами и заболеваниями, с комплексными невротическими нарушениями.

В методике индивидуально психотерапии Г. В. Булаховская и О. А. Старостин придают центральное значение полной телесной вовлеченности клиента в терапевтический процесс во время сессии и выделяют пять фаз в работе с клиентом по решению, той или иной проблемы.

Первой фазой взаимодействия клиента с песком является фаза первичного контакта. Клиент сосредоточен на своих телесных ощущениях, погружен в них. Клиент внутренне «переводит» свои ощущаемые переживания на язык движений своих рук. Активность клиентов и их вовлеченность в психотерапевтический процесс достигается за счет непосредственного, физического контакта кистей рук клиента, а часто и его предплечий с песком. Взаимодействуя с «подвижным» песком руками, клиенты акцентируют свое внимание на тактильных ощущениях, вовлекают во внутренний исцеляющий процесс все свое тело, весь свой «телесный», наиболее «мудрый» и архаичный интеллект.

Вторая фаза взаимодействия клиента с «живым» песком называется фазой неопределённости, или хаоса. На этом этапе психотерапевтического процесса руки клиента «хаотично» перемещают материал по поверхности стола, меняя направление, силу воздействия на сыпучий материал, часто «вспахивая» его, без создания каких-либо завершенных по форме объектов. Вторая фаза психотерапевтической сессии характеризуется тем, что терапевт своими актуализирующими вопросами побуждает клиента по — возможности точно и полно передать свои телесные ощущения на терапевтическом пространстве через взаимодействие с материалом. В какой-то момент у клиента появляется ощущение завершенности, он внимательно рассматривает получившийся «рельеф» и отдельные образы.

В третьей фазе клиент определяет своё эмоциональное отношение к созданным объёмным образам. Обычно, они не нравятся клиенту, на них проецируются негативные, неосознанные до этого моменты эмоции, связанные с заявленной проблемной зоной. Клиенту предлагается «сделать так, чтобы ему нравилось», «гармонизировать» песочное пространство.

Четвёртая фаза психотерапевтического процесса так и называется — фаза «гармонизации». Клиент, понятным только ему образом, «приводит в порядок», «гармонизирует» пространство «психодинамического» песка, достигая, таким образом, согласия с самим собой и отрабатывая свой запрос. Завершается сессия выходом из контакта, когда клиент больше ничего не хочет менять и часто даже теряет интерес к процессу — это пятая, завершающая фаза сессии. [1, с. 72].

В своей статье хотим поделиться опытом использования нового материала в своей практической деятельности и представить следующий случай.

Маша — ученица 7 класса, 13 лет. На консультацию пришла с конкретным запросом — хочу перестать бояться темноты и покойников. Девочка объяснила, что совсем недавно была на похоронах одноклассницы, которая неожиданно и трагически погибла (убийство). После этого она не может спокойно заснуть, боится оставаться одна в тёмной комнате. Когда закрывает глаза, перед ней возникает образ умершей девочки, и от этого становится жутко и сложно заснуть. Девочка так же отметила, что мама знает о ее страхах и поддерживает её, оставляет в прихожей свет, это облегчает ситуацию, но всё равно беспокойство не уходит.

Во время первого индивидуального занятия, после релаксации, Маше предложили познакомиться с новым необычным материалом — кинетическим песком. Рассказали, что это новая, шведская технология. После знакомства с песком ей нужно было сконцентрироваться на запросе и подумать, где это отражается в теле. Почти сразу она указала на область груди, отмечая, что всё в этой области сжимается. Далее девочке было дано задание взять столько песка, сколько она посчитает нужным, сконцентрироваться на своём запросе и создать образ. В процессе создания символа Маша несколько раз переделывала то, что у неё получилось, создавала что-то, потом рушила, при этом давая комментарии, что это не тот образ. Спустя несколько минут образ был готов. «Что это — я не знаю», — прокомментировала Маша. Но буквально через несколько секунд она отметила, что это гроб. На втором этапе ей предложили создать образ, противоположный тому, что получилось. При этом можно брать либо тот песок, который был использован при создании первого символа, либо взять дополнительный песок и создать новый образ, а потом соединить две фигуры вместе. Она решила разрушить первый образ и из того же материала создать новый. Так же, как и в первом случае, девочка работала, создавая и разрушая что-то в творческом процессе, и, наконец, пришла к единому символу — сердце. Ей очень понравилось то, что получилось. Маша запечатлела полученный результат, побыла с образом столько, сколько посчитала нужным, после чего ей предложили, со словами, что всё это — всего лишь песок, вернуть материал обратно в песочницу. Далее — сконцентрироваться на собственном теле и определить, изменились ли ощущения. Девочка отметила, что стало значительно лучше, что в груди не наблюдается таких неприятных ощущений, как в начале занятия.

Через несколько дней Маша пришла на повторную консультацию. Девочка была в приподнятом настроении, отметила, что ей стало значительно лучше, и что она стала засыпать без света. За эти дни она лишь пару раз вспомнила о подружке, и то в школе, общаясь с одноклассниками. Во время второй встречи девочке так же было предложено поработать с кинетическим песком, но в ключе расслабления и снятия напряжения. После этого эмоциональное состояние девочки улучшилось.

Спустя месяц у нас состоялась встреча с Машей, целью которой было выяснить, беспокоит ли что-то девочку в данный момент времени. Маша отметила, что ей стало лучше с момента нашей первой встречи. К разговору об умершей подружке она больше не возвращалась.

Этот случай, на наш взгляд, описывает возможности плассотерапии и указывает на то, что данная методика может улучшать эмоциональное состояние человека и успешно применяться в работе по коррекции страхов.

Так же хочется отметить тот факт, что подростков привлекает сам материал, необычность кинетического песка, и это помогает им активно включаться в процесс плассотерапии во время встреч с психологом.

 

Литература:

 

  1.      Булаховская Г. В., Старостин О. А. Современные методики «Песочной» терапии в психокоррекции онкологических больных и во вторичной профилактике синдрома профессионального выгорания./ Сборник тезисов VI Всероссийского съезда онкопсихологов, 13–15 ноября 2014 года, — Москва, 2014. — С.71–76.
  2.      Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А. И. Захаров — СПб.: Речь, 2005. — 320 с.
  3.      Л. В. Киселева, О. А. Старостин. Плассотерапия — методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной» терапии. / Материалы VII Международной научно-практической конференции «Терапия искусством в художественном образовании», Санкт — Петербург, 26–28 мая 2014 г. — Санкт-Петербург, 2014.
  4.      Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито — Центр, 2014.- 197с.
  5.      Копытин А. И. Методы арт- терапии в преодолении последствий травматического стресса.- М.: Когито –Центр, 2014. -203с.
  6.      Лебедева, Л. Д. Страх — дело серьезное. Коррекция страхов методами арт-терапии / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог приложение к газете «Первое сентября». — 2000. — № 21. — с.24–27.
  7.      http://www.b17.ru/training.php?id=19877
  8.      http://samopoznanie.ru/trainings/seminar trening_novoe_v_pesochnoy_terapii_plassoterapiya_avt/?date=205055

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle