Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 25-28.



 

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Рассмотрены особенности проявление феномена психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации инвалидности. Эмпирически выделены показатели психологической беспомощности, личностные предпосылки ее проявления у детей-инвалидов. Обозначены основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов.

Ключевые слова: психологическая беспомощность, трудная жизненная ситуация, дети-инвалиды, адаптивность, социально-психологическая адаптация, дезадаптивное поведение, система отношений личности, личностно-ситуационный подход, стратегии совладания со стрессом, психологическое сопровождение.

 

Происходящие в современном мире социально-экономические и социокультурные изменения с одной стороны открывают огромные возможности для самореализации людьми своего личностного потенциала, с другой — отличаются жесткостью и безразличием к судьбе человека. Общество требуют от людей готовности к самостоятельному преодолению трудных жизненных ситуаций, проявлению активной жизненной позиции, ответственности за принятие жизненно-важных решений и построение своего жизненного пути в целом. Многие люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, ощущают социальную незащищенность. Со временем, они привыкают надеяться только на себя и значимых других — близких людей, несмотря ни на какие невзгоды и неприятности находящихся рядом с ними и поддерживающих их.

Безразличие общества, рост количества трудных жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, делает актуальным изучение феномена психологической беспомощности у людей, переживающих трудное жизненное событие или ситуацию. К такой категории людей следует, прежде всего, отнести детей-инвалидов, имеющих соматические и психические ограничения в возможностях, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию.

К сожалению, количество детей-инвалидов растет с каждым годом. Общество оставляет данную социальную категорию населения наедине со своими проблемами, порождая у них состояние психологической беспомощности. Дети-инвалиды и их родители давно свыклись с таким отношением к себе. Только их жизненная активность помогает им бороться с трудностями: находить квалифицированных врачей и психологов, получать льготы на лекарства, квоты на получение бесплатной медицинской помощи. Единственное, что четко обеспечивает государство, это прохождение ими медицинских комиссий, медико-социальных экспертиз для подтверждения диагноза и группы инвалидности. Все что касается квалифицированного медицинского лечения, психологического сопровождения, которое так необходимо детям-инвалидам, не организовано в нашей стране на должном уровне.

Серьезные нарушения в соматическом и психическом здоровье детей, ограничивающие их возможности в обучение и жизнедеятельности, приводящие к получению ими статуса «инвалид-детства» можно назвать трудной жизненной ситуацией [2, с. 140]. Трудная жизненная ситуация — это ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью, приводящая к снижению адаптационного потенциала личности и развитию дезадаптивных процессов [1, с. 150].

У человека, попавшего в трудную ситуацию, в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение социально-психологической адаптации, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством ранее существующих моделей и способов деятельности. Происходит нарушение системы отношений личности, и прежде всего отношения к себе, другим людям и окружающему миру [1]. Без социальной поддержки у людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, происходит рост психологической беспомощности.

На сегодняшний день, психологическая беспомощность как целостный феномен в психологии рассматривалась недостаточно. Проблеме формирования психологической беспомощности у людей в трудных жизненных ситуациях посвящены исследования отечественных и зарубежных психологов: А. Адлера, В. В. Аршавского, Л. Ф. Бурлачук, Ф. Е. Василюк, А. Н. Дёмина, Б. Д. Карвасарского, В. А. Лабунской, А. О. Прохорова, И. М. Никольской, В. Райха, М. М. Решетникова, B. C. Ротенберга, Г. Ю. Фоменко, 3. Фрейд, К. Хорни и др.

Теоретический анализ данных исследований показывает, что психологическую беспомощность необходимо рассматривать с точки зрения личностно-ситуационного подхода. С одной стороны трудная жизненная ситуация, переживаемая личностью как субъективно непреодолимая, с другой — жизненная пассивность и зависимость человека, способствуют формированию личностной беспомощности. Люди, склонные к переживанию психологической беспомощности, используют пассивные непродуктивные стратегии преодоления трудностей, часто отказываются от действий по преодолению сложных жизненных ситуаций. Со временем, психологическая беспомощность становится личностным свойством, проявляющемся в постоянной недооценке личностных ресурсов и субъективной переоценке тяжести трудной ситуации, сопровождающемся негативными эмоциями и приводящем к нарушению социально-психологической адаптации личности и развитию дезадаптивных процессов [2, с. 142].

Можно утверждать, что психологическая беспомощность, переживаемая детьми-инвалидами, накладывает серьезный отпечаток на развитие их личности, на формирование системы отношений, особенности преодоления трудных жизненных ситуаций в целом.

Становится понятным, что без изменения системы отношений личности, без формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, индивидуальности невозможно преодолеть психологическую беспомощность, затрудняющую социально-психологическую адаптацию детей-инвалидов. Как важно сформировать у личности ребенка, имеющего ограничения в развитии, принятие себя таким, какой он есть, актуализировать его ресурсы и возможности, помочь поставить адекватные достижимые цели и следовать им [2, с. 142].

Многолетняя работа в городской детской поликлинике г. Шахты Ростовской области в качестве психолога позволила не только наблюдать за детьми-инвалидами и их родителями, но и провести психологическое исследование данной категории населения. В исследовании приняли участие дети-инвалиды в количестве 50 человек в возрасте от 14 до 18 лет, имеющие различные заболевания.

Целью исследования было изучение личностных предпосылок проявления феномена психологической беспомощности у детей в трудной жизненной ситуации инвалидности.

Было выдвинуто предположение, что психологическая беспомощность личности проявляется в психоэмоциональном состоянии и стратегиях поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.

Использовались следующие методы психодиагностики: для изучения психологической беспомощности — методика цветовых выборов М. Люшера, методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», «Шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС), опросник «Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» Н. Г. Осуховой, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн в адаптации Т. А. Крюковой. Для изучения образа мира личности и уровня социально-психологической адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Проведенное исследование показало, что большая часть детей-инвалидов — 74 % переживают состояние психологической беспомощности. Их психоэмоциональное состояние характеризуется сниженным настроением, выраженной фрустрационной напряженностью, низкой самооценкой, избеганием трудностей, боязнью неудач, агрессивностью, тревожностью, ригидностью. Наблюдаются признаки хронической астенизации, нервно-психического напряжения в связи с неудовлетворенностью потребности в самореализации, которая проявляется повышенной тревожностью и раздражительностью.

Потребность в свободе действий сталкивается с постоянными запретами окружения, собственной тревогой и ожиданием неудачи, неуверенностью в своих возможностях. Мотивация достижения блокирована препятствиями и трудностями.

У детей-инвалидов, особенно слабовидящих и слабослышащих, наблюдается высокая чувствительность, обидчивость, эмотивность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиск признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Выявлена высокая чувствительность к трудным жизненным ситуациям. В трудных ситуациях они предпочитают использовать стратегию избегания, представляющую усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее; стратегию поиска социальной поддержки, заключающуюся в усилиях человека найти в обществе информацию, материальную и эмоциональную помощь; стратегию дистанцирования, которая заключается в отделение испытуемого от проблемы, попытке забыть о ней; стратегию противостояния, которая состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. Преобладает копинг, ориентированный на избегание и эмоции.

У 26 % детей-инвалидов наблюдается благоприятное психоэмоциональное состояние, чувствительность к трудным жизненным ситуациям умеренная, в трудных жизненных ситуациях они используют стратегию планового решения проблемы, заключающуюся в выработке плана действий и следования ему; стратегию самоконтроля, заключающуюся в старании регулировать собственные чувства и действия; стратегию позитивной переоценки. Преобладает копинг, ориентированный на решение задачи.

На основании полученных результатов можно утверждать, что у 74 % детей-инвалидов наблюдается психологическая беспомощность, проявляющаяся в неблагоприятном психоэмоциональном состоянии и пассивных стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях: избегание, дистанцирование, противостояние, поиске социальной поддержки.

Для детей-инвалидов, переживающих состояние психологической беспомощности, характерен низкий уровень адаптивности, проявляющийся в неуверенности в себе и сниженном доверии другим людям, внешнем уровне субъективного контроля, пассивности, зависимости, подчинение воле обстоятельств, «уходу» от решения проблем. Преобладает эмоциональный дискомфорт, выражающийся в раздражительности, повышенной тревожности или наоборот апатичности. Внешний локус контроля в наибольшей степени проявляется в области неудач и области здоровья. Винят в своих проблемах других людей, приписывают ответственность за свое здоровье врачам, недостаточно информированы о своем здоровье.

У 26 % детей-инвалидов наблюдается средний уровень адаптивности, проявляющийся в уверенности в себе, принятие себя и умеренном доверие других людей; внутреннем локусе контроля т. е. ориентации на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентировании личной ответственности и компетентности. Достаточно информированы о своем состоянии здоровье, надеются на выздоровление, строят планы на будущее.

Таким образом, личностными особенностями, способствующими проявлению психологической беспомощности и нарушающими социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: неуверенность в себе, сниженный уровень доверия другим людям, повышенная тревожность, пессимистичность, экстернальность, зависимость, избирательная пассивность, уход от решения проблем, недостаток решительности и настойчивости в достижении поставленных целей.

Личностными особенностями, препятствующими проявлению психологической беспомощности и обеспечивающими оптимальную социально-психологическую адаптацию к ситуации инвалидности, являются: уверенность в себе, способность к проявлению доверия другим людям, оптимистичность, самостоятельность, склонность к доминированию, ответственность и настойчивость в достижении поставленных целей, интернальность, ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого.

Исследование показало, что формирование психологической беспомощности отражает не просто принятые человеком в данный момент способы поведения или реагирования, а связано с устойчивыми личностными диспозициями, образом мира личности, в котором отложился и закрепился опыт отношения к себе, к людям, к жизни в целом, опыт оценивания причин своих успехов и неудач. Адаптивность личности, представленная в образе мира человека, определяет выраженность психологической беспомощности в ситуации инвалидности.

Проведенное исследование позволило определить основные направления психологического сопровождения детей-инвалидов:

  1. Психологическое консультирование родителей с целью:

        гармонизации стиля воспитания среди значимых других;

        выработки последовательности и адекватности в предъявлении требований и санкций;

        снижения тревоги за жизнь и здоровье детей;

        формирования психологической готовности к принятию зоны возможностей своего ребенка и восприятию его как личности, способной добиться успеха в рамках адекватных для нее жизненных целей.

  1. Психокоррекционная работа с детьми-инвалидами, направленная на:

        повышение адаптивности личности через формирование позитивного отношения к себе, принятия себя и понимания своих возможностей;

        формирование позитивного отношения к миру, позитивного мышления;

        формирование поведенческой гибкости, продуктивных стратегий совладания со стрессом;

        повышение жизненной активности, формирование интернального локуса контроля;

        осознание основных жизненных ценностей, целей и смысла жизни;

        нормализацию психоэмоционального состояния, ощущения себя здоровым, нужным и любимым человеком, способным преодолевать трудные жизненные ситуации.

  1. Психологическое консультирование детей-инвалидов по мере возникновения трудностей с целью снижения негативности переживаемых эмоций, переосмысления возникшей ситуации, активизации личностных и поведенческих ресурсов.

 

Литература:

 

  1.                Кузнецова Л. Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям. // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Вып. 2. — М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. — С. 150–152.
  2.                Кузнецова Л. Э. Особенности формирования психологической беспомощности у детей — инвалидов с точки зрения личностно-ситуационного подхода // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. 4–5 декабря 2014 года, г. Санкт-Петербург. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. — С. 140–142.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle