Библиографическое описание:

Харькова О. А., Кнещук М. П., Симахина Д. А. Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 48-49.

 

Актуальность:
На протяжении многих лет в Российской Федерации происходит реформирование сферы образования. [3]. Столь масштабные изменения, несомненно, сказываются на психоэмоциональном состоянии обучающихся. Учебная деятельность оказывает влияние на многие сферы личности, одна из которых — самооценка. Так как самооценка выполняет регуляторную функцию и влияет на личностный выбор, её изучение и последующая коррекция может помочь ученикам десятого класса совершать предстоящие личностные выборы, основываясь на максимально точном оценивании своих возможностей [1].
Выбор нами учеников 10-го класса в качестве обследуемых обусловлен тем, что, согласно возрастной периодизации, представленной Кулагиной И. Ю., ведущей деятельностью подростков в возрасте 16–17 лет является «учебно-профессиональная» [2]. Таким образом, основываясь на определении самооценки Кондакова И. М., согласно которому значительную роль в формировании самооценки играют оценки достижений индивида и его личности окружающими, мы считаем, что данная возрастная группа будет наиболее точно отражать взаимосвязь самооценки с уровнем успеваемости [2].
Цель:
Определить взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1.      Изучить теоретический материал на тему соотношения самооценки личности и успеваемости детей старшего школьного возраста;
2.      Провести исследование самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы;
3.      Исследовать успеваемость учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы за последний учебный год;
4.      Определить взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемостью у учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (объем выборки — 28 человек);
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки личности и успеваемости у учащихся десятых классов.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и показателем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы.
Методы сбора данных:
1.      Методика Дембо-Рубинштейна (модификация А. М. Прихожан) для определения уровня самооценки и уровня притязаний;
2.      Архивный метод для сбора данных об успеваемости учащихся;
Метод анализа данных: корреляционный анализ Спирмена.
Результаты исследования
1.                  На первом этапе нашего исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, чаще всего встречается средний и высокий уровни самооценки; низкого уровня самооценки личности у учащихся выявлено не было — это подтверждает данные Кулагиной И. Ю. о том, что самооценка старших школьников находится на высоком уровне [2]. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Уровень самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
 
2.                  На втором этапе исследования мы проанализировали показатели самооценки личности учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы. Согласно результатам, каждый 10-тый респондент учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» распределены между обследуемыми равномерно. Такие результаты могут быть обусловлены жёстким отбором учеников, принятых из 9-го класса, обследуемый класс был сформирован из двух 9-тых. Данные нашего исследования представлены на Рисунке 2.
Рис. 2. Уровень успеваемости учащихся 10-х классов средней общеобразовательной школы, %
 
Результаты анализа данных:
Согласно расчётам, представленным в приложении 1.
Коэфицент корреляции Спирмена(r) = 0,02.
Для выборки в 28 человек p>0,5 (p=1.000).
Корреляция между показателем самооценки и успеваемости учеников 10-тых классов очень низкая и статистически не значимая.
Выводы:
1.                  Соотношение самооценки личности и уровня успеваемости у старших школьников мало изучено.
2.                  Наибольшее количество учеников обладает средним и высоким уровнем самооценки (42,85 % и 42,85 % соответственно; 14,28 % — очень высокая самооценка);
3.                  Каждый десятый учится на «удовлетворительно», оценки «хорошо» и «отлично» встречаются в 46 и 42 процентах случаев соответственно.
4.                  Статистически значимая взаимосвязь между показателем самооценки и успеваемости отсутствует.
Заключение:
В изученном нами теоретическом материале наибольшая взаимозависимость самооценки и успеваемости наблюдается у детей младшего школьного возраста [2]. Результаты нашего исследования показывают,что в старших классах подобная тенденция отсутствует.Вероятно, причиной такого результата является малый объем выборки, и при увеличении числа респондентов показатель корреляции изменится.
В ходе работы нами была достигнута цель и выявлено, что взаимосвязь между самооценкой личности и успеваемостью у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы очень низкая. Таким образом гипотеза нашего исследования о том, что существует взаимосвязь между успеваемостью и уровнем самооценки у учеников 10-го класса средней общеобразовательной школы — не подтвердилась.

 

Литература:

 

1.                  Кондаков И. М. Психологический словарь, 2000 г., Московский государственный психолого–педагогический институт РАО;
2.                  Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. Акад. Образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО. 1999 г.;
3.                  Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle