Библиографическое описание:

Позднякова И. К. Роль классного руководителя в формировании личности подростка [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 14-17.

 

Неоправданно долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая. Брали за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я. А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

 

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания, которое, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует самого пристального внимания. Появление национального проекта «Образование» доказывает тот факт, что обществo пришло к осознанию приоритетности в образовании именно воспитания, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».

В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания — самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (подростков, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс — школа — семья — микрорайон — город — регион.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на классного руководителя возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека. А готов ли классный руководитель к выполнению поставленной задачи?

Воспитание — это составляющая деятельности классного руководителя, которая обеспечивает гармоничное развитие личности подростка. Всем известно, что личность развивается под руководством воспитателя, наставника. Подростковый возраст самый критический из периодов развития, где поддержка, напутственное слово очень важно и значимо. Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между раcтущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относят такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность — это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А. Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В первом случае человеком движут мотивы служения общему делу, обществу, своей Родине и т. д. Во втором случае мотивы связаны с личным благополучием, личными выгодами. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других — эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом. [3]

Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Следует уточнить: учитель стремится управлять не личностью, а процессом ее развития. Следовательно, в работе учителя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности выдвигают на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Подростковый возраст — это период больших возможностей, резкого подъема физических и духовных сил, интенсивного роста жизнедеятельности организма. Многие учителя считают подростковый возраст самым интересным возрастом и любят работать именно с подростками. А что касается слабых сторон, трудных моментов, — то все это имеет относительное значение. При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а некоторые, казалось бы, отрицательные черты могут носить положительный характер.

В педагогической литературе, например, неоднократно указывалось, что повышенная возбудимость, характерная для подросткового возраста, при неправильном вoспитании может привести к отрицательным формам поведения, создавать нервозность, раздражительность. Она же при правильном воспитании может оказаться источником повышенной творческой деятельности, активности, энергии, бодрости и жизнерадостности. Классный руководитель стремится развивать своих подопечных в правильном русле, коррекция поведения, общее состояние во многом зависит от внеклассной работы. Были проведены специальные исследования о влиянии на учащихся пятого класса активного отдыха (физический труд, спорт, игры) на воздухе (Л. В. Михайлова). Оказалось, что после такого отдыха подростки быстрее включались в работу и занимались более сосредоточенно, не отвлекаясь, продуктивность их учебного труда значительно повышалась. Активный отдых в помещении не дает такого большого эффекта. Необходимость проведения таких мероприятий, в настоящее время, в нашей суетной, активной жизни имеет большое значение. По складу личности младший подросток — общественник.Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу. Во всем этом классный руководитель проявляет свою активность, и создает условия реализации такой деятельности. [2, с.234]

Одна из важнейших функций классного руководителя — организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни ученического коллектива, укрепление нравственного микроклимата в нем, гуманных отношений сотрудничества. Педагоги и родители — формируют образ жизни подростка. Каким он будет — потребительским, иждивенческим или активным, деятельным? Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда, но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

В истории развития российской школы важнейшее место всегда отводилось институту классного руководства. Ведущую роль в формировании и становлении личности подростка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, даёт именно классный руководитель.

В сегодняшней школе нет единых подходов к функционалу классного руководителя. Перестали функционировать объединения классных руководителей, недостаточна организационно-методическая помощь классным руководителям со стороны школьной и районной администрации, особенно в вопросах диагностики, прогнозирования и оценки результативности воспитания, установления воспитательных отношений сотрудничества, создания благоприятного морально-психологического климата и др.

Классные руководители по существующему в образовательном пространстве законодательству имеют право на свою авторскую воспитательную программу, сами определяют формы, методы, содержание работы на основании стоящих целей и задач воспитания.

Таблица 1

Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель — это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

 — духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры

 — защитником от моральной деградации, нравственной гибели

 — организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива

 — организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации

 — помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации подростков

 — координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников

 — создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в подростковом коллективе, объединении, группе

 

Чем старше становятся учащиеся, тем больше надо обращать их внимание на методы, способствующие успешной работе по самовоспитанию. В классе полезно проводить беседы о роли самоубеждения, о том, как важно уметь оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны, подумать, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации. Учитывая еще не окрепшую волю подростка, надо подсказать приемы планирования своей работы и строгого выполнения этого плана, предупредить, что не всегда намеченное будет достигнуто сразу, научить осознавать причины, которые помешали достичь поставленной цели, не падать духом, не расслаблять волю, стараться преодолеть все трудности. Учащиеся должны знать, что устранение имеющихся у них недостатков требует длительных усилий, упорства и настойчивости, что удачи и неудачи не раз будут сменять друг друга. Роль классного руководителя в формировании личности подростка очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение классного руководителя как воспитателя — является: максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.Дифференцированный подход, интеграция и координация педагогического труда, в частности классного руководителя, определяется спецификой общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, сформированностью классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности. «Педагог есть организатор детской жизни» (Л. С. Выготский).

 

Литература:

 

1.                  Немов Р. С. Психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.Второй источник.

2.                  Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. Училищ. — М.: Просвещение, 1980

3.                  Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle