Анализ семейных отношений пожилых людей на примере документального фильма «Свет» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захаров, С. М. Анализ семейных отношений пожилых людей на примере документального фильма «Свет» / С. М. Захаров, И. А. Добренькова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8600/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

Документальное кино — универсальный способ фиксирования реальности и превращения ее в аудиовизуальное произведение, позволяющий проанализировать различные жизненные ситуации. Вышедший весной 2015 года документальный фильм продюсера Юрия Варухина «Свет» (производство: СПбГИКиТ), рассказывающий об истории любви двух пенсионеров, принявших решение узаконить свои любовные отношения, дает большую почву для размышлений в области психологии семейных отношений.

Галина Михайловна Цветкова и Игорь Александрович Филатов познакомились в 1979 году в городе Сочи. Между двумя интеллигентами, уставшими от городской суеты, случился курортный роман. Как правило, подобные отношения носят временный характер, поскольку они представляют собой кратковременное приключение, позволяющее внести разнообразие в жизнь человека с минимальными рисками для репутации. В отличие от Галины Михайловны, которая на момент знакомства была разведена, Игорь Александрович состоял в браке и воспитывал детей. В иных условиях роман между героями мог и не возникнуть по причине страха общественного осуждения, который существует у многих людей и по сей день, тогда как в Советском Союзе адюльтер мог стать поводом для увольнения с работы.

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер в качестве одной из ключевых стадий семейных отношений выделяет стадию устойчивого развития, суть которой состоит в уравновешивании тенденции к стабильности тенденцией к изменяемости [1, с. 23]. Отношения должны развиваться, если они являются стереотипными и монотонными, наступает стадия умирания, подразумевающая финал отношений. В связи с этим Игорь Александрович и принял решение уйти из семьи.

Однако, после такого серьезного решения Игорь Александрович и Галина Михайловна не спешили начинать строить новую семью. Герои фильма объясняли это тем, что жили в разных городах: Галина Михайловна — в Ленинграде, а Игорь Александрович — в Москве. В результате на протяжении 35 лет герои встречались наездами: Игорь Александрович приезжал к любимой в город на Неве, при этом он параллельно строил дом в поселке Гжель Раменского района Московской области.

На наш взгляд, подобные отношения свидетельствуют об инфантилизме героев и желании продлить стадию романтизации отношений. [2, с. 190] Столкнувшись с трудностями семейной жизни, герои больше не хотят еще раз решать похожие проблемы. К тому же героям не хотелось резко менять свою жизнь: переезд в другой город, поиск новой работы, финансовые обязательства — как результат, герои оттягивают момент сожительства и официальной регистрации брака.

Следует заметить, что с возрастом героям сложнее выдерживать такой образ жизни. 77-летней Галине Михайловне и 84-летнему Игорю Александровичу хочется достичь гармонии и душевного спокойствия. Галина Михайловна занимается обычными пенсионерскими делами: смотрит телевизор, выращивает цветы, поддерживает чистоту и порядок в своей уютной квартире в обычной панельной девятиэтажке на окраине Санкт-Петербурга.

В свою очередь, Игорь Александрович проводит все свое свободное время за чтением книг по философии. У него два высших образования: философское и педагогическое. Игорь Александрович написал пять книг по истории гражданской авиации. У Игоря Александровича есть сын от первого брака. Как заботливый отец, он говорил сыну, что тому пора жениться, на что сын Игоря Александровича лишь пожимал плечами и предлагал папе жениться самому. Игорь Александрович Филатов воспринял шутку сына как руководство к действию.

В действиях Игоря Александровича отчетливо проявляется отцовское желание исправить ошибки своей жизни, помогая сыну построить свое будущее. Многие родители склонны требовать от детей исполнения тех правил, которым они сами не следует по тем или иным причинам.

Однако, нельзя забывать о том, что осознание того, что необходимо что-то менять в жизни, и действия, направленные на изменения в жизни, — это разные вещи. Несмотря на то, что идея оформления брака зародилась в голове Игоря Александровича, вслух озвучить данную идею решился не он, а Галина Михайловна. Причем, если Игорь Александрович пришел к подобным мыслям после разговоров с сыном, то на Галину Михайловну повлияла развлекательная программа «Первого канала» «Давай поженимся!». Молодость Галины Михайловны пришлась на вторую половину ХХ века, время расцвета центрального телевидения, которому безоговорочно доверяли жители СССР. По этой причине, участники продюсерского проекта Константина Эрнста, с легкостью принимающие решения о женитьбе, повлияли на решительность Галины Михайловны в вопросе ее брака с Игорем Александровичем, на который они не могли решиться 35 лет.

Однако, в других вопросах отношения Игоря Александровича и Галины Михайловны напоминают патриархальные. Несмотря на ярко выраженную интеллигентность, Игорь Александрович относится к тому типу людей, которые принимают решения. Несмотря на гармоничные и трогательные отношения с Галиной Михайловной, именно он является главным в их паре. Галина Михайловна мечтает о поездке в Париж, но Игорь Александрович понимает, что такой отдых может негативно сказаться на их семейном бюджете, к тому же как человек высокообразованный, начитанный и насмотренный, он знает все практически все о Париже и полагает, что слухи о красоте данного города изрядно преувеличены.

В фильме «Свет» Игорь Александрович предстает немногословным человеком, в то время как Галина Михайловна активно делится историями из жизни. С одной стороны, у Галины Михайловны Цветковой есть житейская мудрость и опыт, а с другой, она мыслит как современная молодая женщина, так например, на свадьбу вместо привычного для подобных мероприятий платья и фаты она надела брачный костюм. Также Галина Михайловна пользуется ноутбуком, активно сидит в Интернете и имеет аккаунты в социальных сетях. После того, как она купила фотоаппарат, ее фотоальбом незамедлительно пополнился большим количеством фотографий, которые позволили создателям фильма погрузить зрителя в мир героев. На наш взгляд, это проявление желания героев сохранить молодость.

Новые технологии позволяют Галине Михайловне запечатлевать мгновения жизни, неслучайно она активно пускает в свою жизнь журналистов и кинематографистов. На протяжении 2014–2015 годов об истории отношений Галины Михайловны и Игоря Александровича неоднократно рассказывалось в репортажах петербургского телевизионного канала «100ТВ», которые Галина Михайловна пересматривает в моменты, когда Игорь Александрович уезжает в Москву. На наш взгляд, это доказывает душевное одиночество героини, которое она испытывает, когда ее любимый в другом городе. В свою очередь, когда Игорь Александрович приезжает в Санкт-Петербург, Галина Михайловна чувствует себя счастливой.

При этом если бы герои постоянно находились бы в обществе друг друга, подобная страсть бы превратилась в рутину. Строгость и своенравность Игоря Александровича бы быстро наскучила Галине Михайловне.

По мнению психоаналитика и философа-фрейдомарксиста Эриха Фромма, существует четыре вида любви: эротическая, братская, материнская, любовь к себе и любовь к Богу. [3, с. 24]

До того, как Галина Михайловна и Игорь Александрович вступили в законный брак между ними была эротическая любовь, то есть любовь между мужчиной и женщиной, основанная на сексуальном влечении. Рассказывая о строительстве дачного домика, Галина Михайловна упоминает: «Поедем на дачу и... будем любить друг друга». Кроме того, на вопрос ведущих фильма — режиссеров Людмилы Бергнер и Анастасии Рожковой, берет ли Игорь Александрович с собой детей, когда ездит в Санкт-Петербург к Галине Михайловне, Галина Михайловна с иронией ответила: «Ну зачем же с детьми-то, девочки?».

Учитывая почтенный возраст Галины Михайловны и Игоря Александровны, а также факт состоявшейся свадьбы, можно предположить, что со временем на смену эротической любви придет братская любовь, выступающая как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве. Для того, чтобы жить вместе, Игорю Александровичу придется идти на уступки и быть менее жестким в традиционных семейных отношениях, от которых Галина Михайловна и Игорь Александрович уже успели отвыкнуть за 35 лет. По нашему мнению, героям не избежать конфликтов и периодических разочарований друг в друге, по этой причине героям необходимо проделать большую работу по сохранению своих отношений.

Следует заметить, что авторской, режиссерской и продюсерской командой фильма «Свет» была проделана большая работа по формированию психологического портрета героев. Познания авторов в психологии также были использованы для того, чтобы сделать фильм интересным для широкой зрительской аудитории.

В вопросах построения кадра режиссеры фильма Людмила Бергнер и Анастасия Рожкова отталкивались от психологии современного молодого зрителя. Ни для кого не секрет, что большое число современных тинейджеров ни во что не ставит заслуги своих бабушек и дедушек, считая их скучными и несовременными, молодежь словно смотрит свысока на тех, кто старше их более чем на половину века. В связи с этим режиссеры используют прием манипуляции над зрителем: если в начале фильма камера смотрит на своих героев сверху вниз (рис. 1), то ближе к концу фильма, когда зритель уже проникся героями, камера смотрит снизу вверх, подчеркивая возникающее у зрителя восхищение героями и безмерное к ним уважение (рис. 2):

Рис. 1. Камера «смотрит» на героев сверху вниз

 

Рис. 2. Камера «смотрит» на героиню снизу вверх

 

Таким образом, нами был проанализирован документальный фильм продюсера Юрия Варухина «Свет», нами был изучен психологический аспект отношений героев фильма Игоря Филатова и Галины Цветковой, а также способы воздействия на зрителя с помощью познаний в области психологии зрительского восприятия. После 35 лет периодических свиданий героям фильма необходимо будет научиться идти на компромиссы, чтобы сохранить свою любовь.

 

Литература:

 

  1.                Доманецкая Л. В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие. — Красноярск.: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. — 212 с.
  2.                Остапенко К. М. Сожительство в поздних возрастах: мотивация перехода в официальный брак // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2014. — № 5 (123). — С. 185–199.
  3.                Фромм Э. Искусство любить. — М.: АСТ, 2015. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, отношение, герой фильма, город, документальный фильм продюсера, Москва, область психологии, Париж, Санкт-Петербург, эротическая любовь.

Похожие статьи

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017).

Жене использует как эксплицитную, так и имплицитную форму повествования о сексуальных отношениях героев, наполняя фильм различными образами и...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Подача материала (небрежная съемка фильма) соответствовала небрежному отношению героев-бунтарей по отношению к обществу.

Новое дыхание вдохнули в британское кино покинувшие США во времена маккартизма талантливые продюсеры, в.

Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера...

Скрытые смыслы вголливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского иих влияние на

На наш взгляд, тот факт, что успешный продюсер и гениальный актер Невский решил на

В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а...

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Получение прибыли от продаж фильма позволяет продюсеру повышать свою деловую

Рассмотрим десять наиболее кассовых документальных фильмов в российском прокате (табл. 1)

Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2014 г. — М.: Изд-во СГУ, 2014. — С. 107–109.

Образы городов в мировой литературе | Санкт-Петербург Гоголя

Санкт-Петербург Достоевского. «Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые

Город словно усугубляет отношения между людьми, давит на них, уничтожает и съедает их.

[1, c. 57]. Это описание города глазами одного из главных героев повести, брата Дугласа, Тома.

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Уже через несколько недель фильмы Люмьеров появились в Риме, Вене, Берлине, Петербурге, Москве, проникли в Индию, Австралию, Египет.

Кино — это не просто картинка, не просто созерцание различных сюжетов и интригующих приключений, с героями которых зритель...

Сны и сновидения в романе «Крестовые сестры» Алексея Ремизова

Главный герой романа — Петр Маракулин, незаметный служащий в банке, долго дружил со своим сослуживцем Глотовым.

Санкт-Петербург, 1911. 81. с. 2. Измайлов А. Старорусские кружева. (Быль и легенда А. М

5. Ремизов А. M. Огонь вещей. Сны и предсонье. Париж, 1954.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки.

Похожие статьи

Трансформация понятия «эротика» в культуре и кинематографе

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017).

Жене использует как эксплицитную, так и имплицитную форму повествования о сексуальных отношениях героев, наполняя фильм различными образами и...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Подача материала (небрежная съемка фильма) соответствовала небрежному отношению героев-бунтарей по отношению к обществу.

Новое дыхание вдохнули в британское кино покинувшие США во времена маккартизма талантливые продюсеры, в.

Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера...

Скрытые смыслы вголливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского иих влияние на

На наш взгляд, тот факт, что успешный продюсер и гениальный актер Невский решил на

В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а...

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Получение прибыли от продаж фильма позволяет продюсеру повышать свою деловую

Рассмотрим десять наиболее кассовых документальных фильмов в российском прокате (табл. 1)

Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2014 г. — М.: Изд-во СГУ, 2014. — С. 107–109.

Образы городов в мировой литературе | Санкт-Петербург Гоголя

Санкт-Петербург Достоевского. «Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые

Город словно усугубляет отношения между людьми, давит на них, уничтожает и съедает их.

[1, c. 57]. Это описание города глазами одного из главных героев повести, брата Дугласа, Тома.

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Уже через несколько недель фильмы Люмьеров появились в Риме, Вене, Берлине, Петербурге, Москве, проникли в Индию, Австралию, Египет.

Кино — это не просто картинка, не просто созерцание различных сюжетов и интригующих приключений, с героями которых зритель...

Сны и сновидения в романе «Крестовые сестры» Алексея Ремизова

Главный герой романа — Петр Маракулин, незаметный служащий в банке, долго дружил со своим сослуживцем Глотовым.

Санкт-Петербург, 1911. 81. с. 2. Измайлов А. Старорусские кружева. (Быль и легенда А. М

5. Ремизов А. M. Огонь вещей. Сны и предсонье. Париж, 1954.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание, это русский фильм, снятый Андреем Зайцевым в 2015 году, «14+ история первой любви». Главными героями становятся Вика и Леша, 14-летние подростки.