Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилова, М. В. Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте / М. В. Данилова, М. В. Климова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/8408/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Младший школьный возраст — наиболее решающая в социальном отношении стадия. С первого дня в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Наличие личностных характеристик, нарушающих этот баланс, может спровоцировать чувства страха. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный адекватный страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного и социального неблагополучия. Принимая длительный характер, выходя за рамки возрастных проявлений, страх вызывает у ребенка чувство бессилия, закрепляет неспособность конструктивно взаимодействовать с другими, что особенно важно в младшем школьном возрасте в плане социального развития.

Проблема исследования находит свое четкое выражение в сохранении и укреплении психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста. На сегодняшний день, отмечается увеличение числа детей, испытывающих страхи. При этом на каждый случай открыто выраженного страха приходится несколько случаев скрытого страха [8, c.98].

Детские страхи — это ощущение беспокойства или тревоги у детей, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия [1,c.43]. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. В раннем детстве преобладают природные (биологические страхи): темноты, громких звуков, боли.

В психологии и педагогике существуют различные классификации страхов. Так, например, Овчарова Р. В. выделяет следующие виды страхов

Возрастные страхи — у эмоционально чувствительных детей как отражение их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих фактов: наличие страхов у родителей, тревожность отношений с ребенком, лишнее предостережение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов родителей или полная разрешенная свобода действий, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. Конфликтные отношения, ссоры между родителями, психические травмы, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжением, плохим влиянием на формирование характера и личности, исключении объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом долгих и нерешенных переживаний. Чаще всего таким страхам подвержены чувствительные дети с эмоциональными осложнениями в отношениях с родителями. Такие дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви [5,с.48].

Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. Захарова:

        по характеру — природные, социальные, ситуационные, личностные;

        по степени реальности — реальные и вымышленные;

        по степени интенсивности — острые и хронические [2, с.21].

Среди причин возникновения школьных страхов у учащихся начальной школы можно отметить следующие:

        психотравмирующий характер самой системы обучения (классы по 30–35 человек, ограничение двигательной активности ребенка, изменение привычного режима дня, изменение обязанностей и социального статуса ребенка и пр.);

        стиль общения и особенности личности педагога (при определении класса, в котором будет обучаться ребенок, необходимо учитывать индивидуальные особенности педагога и ребенка, активно включать родителей в воспитательную внеклассную работу);

        личностные особенности ребенка (непосещение детского сада, тип нервной системы, адаптивность ребенка, особенности его эмоционального реагирования и прочее) [4,c.183].

Для профилактики страхов у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений: арт-терапия, сказкотерапия, интерактивные игры, игровые упражнения и т. д.

Изучением проблем возникновения детских страхов занимаются А. И. Захаров, Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева и многие другие.

Е. Г. Макарова выделяет два способа профилактики страха у детей младшего школьного возраста:

1)       выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой;

2)       укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека [7,c.82].

Для профилактики страхов у учащихся начальных классов необходимо:

  1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
  2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.
  3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.[5,c.22].

1)       Нами была проведена профилактическая программа, разработанная на основе программы коррекции страхов детей дошкольного и младшего школьного возраста Н. А. Зайцевой [3, c.112].

Цель программы — психологическая поддержка детей младшего школьного возраста с различными страхами.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, которые состоят из 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у всех детей младшего школьного возраста. Группы могут быть как одного возраста, так и разновозрастные.

Все занятия имеют гибкую структуру, которая может наполняться разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу, который символизирует возможность открытого общения. Именно с помощью круга можно создать ощущение целостности, завершенности, гармонию отношениям детей, взаимопонимание.

Структура игрового занятия:

                    ритуал приветствия — 2 минуты;

                    разминка — 10 минут;

                    развивающий этап — 20 минут;

                    подведение итогов — 6 минут;

                    ритуал прощания — 2 минуты.

Данная программа проводилась в период с апреля по март 2015 года. Занятия проводились по 2 в неделю на базе МБОУ Илькинская СОШ. Исследование во 2 –А, 2 — Б и 3 — А классах с 40 школьниками в возрасте 7–9 лет.

Результаты оценивались с помощью методик:

                    опросник спектра страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»;

                    личностный опросник Кеттелла (детский вариант);

                    рисуночный метод «Несуществующее животное»;

                    методика исследования страхов в детском возрасте «Что мне снится страшного или чего я боюсь днем».

После проведенной коррекционной программы с целью снижения страхов у детей, нами было проведено повторное диагностирование испытуемых. Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с детьми, можно отметить, что:

                    «медицинский страх» у детей с высокого уровня — 95 % снизился до умеренного уровня — 100 %;

                    страх, связанный с нанесением физического ущерба у детей с высокого уровня — 85 % снизился до умеренного уровня — 92,5 %;

                    страх зверей и сказочных персонажей у детей с высокого уровня — 100 % снизился до умеренного уровня — 90 %;

                    социально-опосредованный страх с высокого уровня у детей — 77,5 % снизился до умеренного уровня — 90 %;

                    «пространственный» страх с высокого уровня у детей — 100 % снизился до умеренного уровня — 75 %;

                    страх кошмарных снов и сновидений с высокого уровня у детей — 100 % снизился до умеренного уровня — 100 %.

Мы также провели многофакторное исследование личности испытуемых.

Сравнивая, полученные результаты диагностики до и после проведения программы с детьми, можно отметить, что:

                    средняя оценка уровня общительности — 42,5 % сменилась высокой оценкой уровня общительности — 75 %;

                    низкая оценка вербального интеллекта — 45 % сменилась высокой оценкой вербального интеллекта — 80 %;

                    низкая оценка уверенности в себе — 100 % сменилась высокой оценкой уверенности в себе — 82,5 %;

                    высокая оценка возбудимости — 80 % сменилась низкой оценкой возбудимости — 80 %;

                    низкая оценка склонности к самоутверждению — 72,5 % сменилась высокой оценкой склонности к самоутверждению — 82,5 %;

                    низкая оценка склонности к риску — 100 % сменилась высокой оценкой склонности к риску — 75 %;

                    низкая оценка ответственности — 55 % сменилась высокой оценкой ответственности — 82,5 %;

                    низкая оценка социальной смелости — 100 % сменилась высокой оценкой социальной смелости — 87,5 %;

                    высокая оценка тревожности — 100 % сменилась низкой оценкой тревожности — 100 %;

                    низкая оценка самоконтроля — 52,5 % сменилась высокой оценкой самоконтроля — 87,5 %;

                    высокая оценка нервного напряжения — 75 % сменилась низкой оценкой нервного напряжения — 87,5 %.

С целью выделения корреляционной связи между уровнем выраженности страхов и личностными факторами испытуемых до и после проведения коррекционной программы по снижению уровня страхов у детей, был произведен статистический расчет диагностических показателей с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Существует корреляционная связь между следующими показателями:

  1.                «Медицинский» страх — 0,311;
  2.                Страх, связанный с нанесением физического ущерба — 0,673;
  3.                Страх зверей и сказочных персонажей — 0,558;
  4.                Социально-опосредованных страх — 0,551;
  5.                «Пространственных» страх — 0,597;
  6.                Страх кошмарных снов и сновидений — 0,568.

Таким образом, апробированная социально-психологическая профилактика показала снижение уровня выраженности страхов у детей в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

 

  1.                Давыдок А. М. Актуальные вопросы ранней коррекции социально-психологической адаптации младших школьников / А. М. Давыдок // Окружение и здоровье. — 2013. — № 2. — С. 43–46.
  2.                Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров: Уч. Пособие. — СПб.: Речь, 2010. — 313 с. ISBN 5–9268–0368–3.
  3.                Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5–7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации/ Н. Ф. Иванова. — Волгоград. — 2009. — 191 с. ISBN 9785705720538.
  4.                Куприна Ю. П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации / Ю. П. Куприна // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 3. — С. 183–189.
  5.                Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед./Л. Ф. Обухова. — М: Высшее образование: МГППУ, 2009. — 374 с. ISBN5–93134–086–6.
  6.                Орлова Л. В. Таблетки для храбрости / Л. В. Орлова // Школьный психолог. — 2011. — № 11. — С.21–24.
  7.                Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с. ISBN5–89502–089–5.
  8.                Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с. ISBN5–9268–0498–1
Основные термины (генерируются автоматически): Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень, высокая оценка, занятие, вербальный интеллект, корреляционная связь, нервное напряжение.

Похожие статьи

Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий...

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном... Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень, занятие, высокая оценка, корреляционная связь, нервное напряжение, вербальный интеллект.

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников...

Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень, занятие, высокая оценка, корреляционная связь, нервное напряжение, вербальный интеллект.

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Это ведущий страх в младшем школьном возрастебоязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают.

Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей... учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Это может быть связанно с более высоким уровнем фрустрации потребности в достижении успеха, приводящему к эмоциональному напряжению, которое проявляется в виде агрессии. Однако возможна и другая зависимость: ученики с более высоким уровнем вербальной...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя. При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Задумова Н. П. «Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью» дис.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам... ограниченная возможность здоровья, младший школьный возраст...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста...

Среди воспитанников, имеющих высокий уровень школьной зрелости (1 группа), отсутствуют дети, не выполняющие Филиппинский тест

Проведенный корреляционный анализ позволил установить зависимость школьной готовности от уровня биологической зрелости и ФАМ.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей... учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Похожие статьи

Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий...

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном... Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень, занятие, высокая оценка, корреляционная связь, нервное напряжение, вербальный интеллект.

Анализ программ коррекции страхов у младших школьников...

Страх, младший школьный возраст, ребенок, высокий уровень, умеренный уровень, занятие, высокая оценка, корреляционная связь, нервное напряжение, вербальный интеллект.

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Это ведущий страх в младшем школьном возрастебоязнь быть не тем, о ком хорошо отзываются, кого уважают, ценят и понимают.

Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей... учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Это может быть связанно с более высоким уровнем фрустрации потребности в достижении успеха, приводящему к эмоциональному напряжению, которое проявляется в виде агрессии. Однако возможна и другая зависимость: ученики с более высоким уровнем вербальной...

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного...

У такого ребёнка присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше среднегруппового показателя. При проведении математического анализа с помощью метода К. Пирсона, коэффициент корреляции составил 0...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Задумова Н. П. «Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью» дис.

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам... ограниченная возможность здоровья, младший школьный возраст...

Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста...

Среди воспитанников, имеющих высокий уровень школьной зрелости (1 группа), отсутствуют дети, не выполняющие Филиппинский тест

Проведенный корреляционный анализ позволил установить зависимость школьной готовности от уровня биологической зрелости и ФАМ.

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей... учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.