Деформация социальных представлений об успехе и карьере | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 17.06.2015

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Сухов, А. Н. Деформация социальных представлений об успехе и карьере / А. Н. Сухов. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/6944/ (дата обращения: 26.04.2024).



Деформация социальных представлений об успехе и карьере

Сухов Анатолий Николаевич, доктор психологических наук, профессор

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина

 

Существует четко выраженная связь между деформацией социальных ценностей и деформацией социальных представлений об успехе, карьере и развитии. Это с одной стороны.

Однако, с другой стороны, деформация социальных ценностей возникает не в вакууме, не в пустоте. Она в свою очередь определяется деформацией социальных отношений, институтов, групп и личности.

Анализ данной причинно-следственной цепочке позволяет понять сущность и структуру деформации социальных представлений об успехе, карьере и развитии.

Лучше всего сущность данной проблемы следует показать на нескольких примерах.

Иллюстрация первая: фильмы «Шагреневая кожа» и «Фауст» (2011 г.). Эти произведения о цене успеха: успех путем хитрости «Я» — не успех, а псевдоуспех [1].

«Фауст» — фильм режиссера Александра Сокурова. Премьера состоялась 8 сентября 2011 года в Италии. Фильм снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст». Повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст — Маргарита [1].

Проблемы мироздания и вселенной интересуют Фауста. Но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив пуританку — мать.

Как видно из приведенных примеров в основе деформированных социальных представлений об успехе лежат не только определенные ценности, но и отношения.

Сущность деформации социальных представлений об успехе, т. е. криминальная природа успеха, была показана в ходе судебного разбирательства между Б.Березовским и Р.Абрамовичем. У англичан открылись глаза на «особенности» российского бизнеса. Они с удивлением узнали, что такое «крыша» и. д. К сожалению, большинство населения России остались в неведении относительно деформированных механизмов достижения успеха [2]. Состояния, приобретенные в ходе залоговых аукционов, преступлений, обмана не стали показателем настоящего успеха. Они свидетельствуют только о криминальной карьере. Ваучеры, вложенные в банки простыми гражданами, остались там без ответа и привета. Затем они превратились в акции. Их владельцы стали миллионерами и миллиардерами. О рядовых граждан напрочь забыли, про обещанные машины также. В результате «Кущевка» приобрела не только зловещее, но и символическое значение. «Придурок» стал национальным героем. Правда, постепенно начинает происходить переоценка свершившегося [2].

В настоящее время объявлена амнистия «офшорному капиталу» и, значит, «оффшорной элите». Но что было, то было. Из песни слов не выкинешь. В самом прямом смысле памятником антиуспеха, т. е. деформации социальных представлений об успехе являются захоронения «братанов» на месте настоящих аллей Славы. Они располагаются на лучших кладбищенских местах.

Деформация социальных отношений приводит к деформации личности и общностей, т. е. социальной патологии, что особенно остро проявляется в период ломки социальных институтов.

С 90-х XX века произошли изменения в содержании различных видов деформации.

На первое место вышли нравственная и криминальная деформация.

Отклонения стали нормой, а норма, отклонением. Образ «крутого», «стервы» вытеснили действительно героический образ.

Серия передач по каналу «НТВ» на тему: «История всероссийского обмана» говорит о масштабах нравственной деформации. Обман, подделки перестали быть осуждаемыми. Главное — «впарить» и получить деньги, а там не расцветай [2].

Большую роль при этом играет нарушение механизма статусообразования, то есть невозможности достижения карьерного роста общепринятым путем в нормальных странах (получение престижного образования, профессии, дохода).

Когда этот механизм нарушен, тогда возникает желание достичь успеха любой ценой. Это приводит к возникновению стервозного поведения, то есть достижения успеха любой ценой. Среди мужчин возникает синдром крутизны. Даже больше — появление архетипа «крутого», для которого нет никаких преград в достижении цели. На нравственную деформацию оказывает влияние и культура потребления: «гламур» и прочее. Самым существенным фактором развитием нравственной деформации выступают криминальные ценности, которые потеснили нормальные через СМИ, бульварные газеты, телевидение, кино [2].

Кризис, как известно, это рецессия, спад производства. Практика введения санкций показала, что Россия, утратив свою индустрию, сведя экономику к экспорту сырья, превратилась в импортера иностранной продукции. Отсюда утратили свое значение образование, наука. С разрушением промышленности труд как ценность утратил также свое значение. Молодежь хочет работать или в Газпроме или в госслужбе. В России ничего практически не производится. Любой продавец на рынке об этом знает и говорит вслух.

Деформация социальных представлений о механизме достижения успеха происходила параллельно деградации мировой культуре. История эрозии мировой и отечественной культуры, разрушения гуманитарного образования, криминализации, возникновения кризиса системы социальных ценностей позволяет понять и объяснить генезис деформации социальных представлений о механизме достижения успеха, карьеры и развития. Только такой подход помогает ответить на вопрос, почему понятие «успех» трансформировалось в понятие «лжеуспех, квазиуспех», а- «карьера» пробрело криминальный оттенок, позволяющий говорить о ней как о преступном профессионализме.

Что касается «глянца» и «гламура», то его роль также деструктивна в этом процессе [2].

С конца 80-х годов XX в. ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в ее экранных видах (кино, видео, телевидение), стала изменяться, приобретая негативный характер. В кино, на телевизионном экране демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением кабельного телевидения, по которому обычно идут малохудожественные западные фильмы.

Особую тревогу вызывают мультфильмы для детей, в которых главные роли исполняют не добрые зверюшки, а «плохие» в силу своей уродливой внешности. Статус-кво в этом ряду занимает чрезвычайно популярный персонаж из «Маши и медведя». Ясно, что деформация социальных представлений ныне малышей, а завтра подростков и взрослых будет связана именно с Машей. Она не сходит с экрана, чрезвычайно обворожительна. Вместе с тем это прототип беспардонности и неприкрытого хамства. Все «борзые» без ума от нее. Именно у Маши учатся добиваться успеха агрессивным путем, проще говоря, наглым, стервозным до предела, максимально пользуясь добротой Медведя.

Население страны стало менее читающим. Система ценностей деформировалась. Культивируется образ «крутого», а не интеллигента.

Одним из мощных факторов деформации социальных ценностей, следовательно, социальных представлений об успехе, карьере и развитии выступает развал гуманитарного образования.

По этому поводу даже было создано движение «Сопротивление родителей», а также Учёным советом филфака МГУ опубликовано заявление протеста против политики «разгрома российского гуманитарного образования».

Члены ученого совета филологического факультета МГУ выступили с заявлением протеста против политики «разгрома российского гуманитарного образования» [1].

Русская классическая литература уже не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса, уровень ее преподавания резко упал, учащихся больше не стремятся учить мыслить самостоятельно и излагать свои мысли, создаются условия для деградации учительского корпуса.

Реакция на это последовала. Теперь выпускники школ вновь будут писать сочинение по литературе. Очевидно, это положительно скажется на содержании представлений об успехе.

В настоящее время можно констатировать возникновение криминалитета, т. е. влияние криминальных ценностей на менталитет. Данное обстоятельство в значительной степени деформирует социальные представления о механизме достижения успеха, а они в свою очередь для этих целей санкционируют применение силы, оружия, манипулятивных приемов, взяток и т. д.

Но главное — усвоение обществом криминальных ценностей: культа силы, использования насилия в отношениях, распространение мнения: «не брать» — не интересно и т. п. Массовой асоциализации способствует то, что в свое время через «лагерную школу» прошли миллионы людей, ставшие затем носителями преступной субкультуры.

До 80-х годов 20 в. массовое восприятие ценностей преступного мира было достаточно критическим. С начала 90-х годов — ситуация совершенно изменилась. Образ преступного мира стал привлекательным. Криминальные ценности в шкале социальных ценностей вышли на первое место. На них стали ориентироваться.

Преступники превратились в героев, им стали подражать. «Мафиози» из нарицательного превратился в респектабельный тип. Произошло это потому, что в сторону преступного мира переместились деньги, власть. Вместе со сдвигом ресурсов произошли изменения и в социальной психологии. Немалое число представителей таких социальных групп, как рабочие, служащие, переходят в разряд лиц, не имеющих достойного источника дохода.

В эту группу в последнее время стала активно входить и молодежь, получившая среднее, среднее специальное или высшее образование, оставившая обучение и не сумевшая трудоустроиться, т. е. самореализовать себя. Естественно, данный фактор негативно влияет на представления о механизме достижения успеха. Не случайно таким спросом пользуется так называемая «стервология». Одних книг на эту тему - масса, не говоря уже о тиражируемых «стервозных» технологиях достижения успеха [2].

Русская православная церковь вполне однозначно заявила о том, что идет массированное наступление на традиционные основы морали.

Исторические изменения представлений о нормах меньшинств, о спекуляции и т. п. привели к тому, что все это уже не относится к сфере преступности: гомосексуалисты (геи) уже не извращенцы.

Другие изменения представлений привели к тому, что реальные криминальные обстоятельства не воспринимаются как таковые. Например, любые дипломы, удостоверения, печати продаются во всех переходах метро, и никто не шевелит пальцем, чтобы возбудить уголовное дело по этому поводу.

Организованная преступность и коррупция — близнецы братья. Друг без друга не могут обойтись. В то же время коррупция-это криминальный механизм достижения успеха и карьеры.

Она стала практически не только механизмом успеха, но и образом жизни, в которой даже частные люди, непосредственно не вовлеченные в бюрократический бизнес, вынуждены жить и функционировать по неписаным законам этой криминальной системы.

Каждый непредвзятый наблюдатель видит порочность такой ситуации, но сломать эту практику не просто. Нужны годы и годы. Нужны воля власти и воля народа, причем не сами по себе отдельно, а вместе. Есть ли такие устремления и когда они проявятся в действии — вопрос, на который ответ даст история.

Таким образом, контркультура, развал гуманитарного образования, криминальные ценности, коррупция действительно деформируют социальные представления об успехе, карьере и развитии. Об этом говорят статистика, результаты исследований, реалии современной жизни. Они разрешают применять силу, оружие, взятки и пр., выступая тем самым в качестве криминального механизма (орудия, инструмента) достижения успеха и карьеры. При этом карьера перестает быть просто карьерой, а строится по криминальным законам.

 

Литература:

 

  1. Сухов А. Н. Организованная преступность и коррупция//Человек: преступление и наказание, № 3(82), 2013, с.99–102
  2. Сухов А. Н. Криминальная карьера: миф или реальность?//Человеческий капитал, № 7(67), 2014, с.131–134.
Основные термины (генерируются автоматически): деформация, механизм достижения успеха, представление, успех, ценность, гуманитарное образование, карьер, нравственная деформация, преступный мир, российское гуманитарное образование.

Похожие статьи

Понятие «Карьера» в научно-практической литературе

Гуманитарный Центр, 2007.

Педагогический смысл понятия «карьера» | Статья в сборнике... карьер, толковый словарь, русский язык, успех, деятельность, род занятий, интерес дела, успешное продвижение, профессиональное развитие, Российская Федерация.

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

На последнем уровне профессиональной деформации, которая уже называется профессиональной деградацией, педагог меняет свои нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально

— М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Симптомы профессиональной деформации и факторы...

С. П. Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью

Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма.

Интерпретация идей А. С. Макаренко в современном...

Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих нравственных основ: духовного

Образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию нравственных ценностей человека.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение.

Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Формирование нравственных ценностей как квинтэссенции личности выступает в качестве основополагающей составляющей воспитательной системы.

Серия: Новые гуманитарные исследования.

ценностные ориентации, ценности, личность, образование, обучающиеся...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Каким образом представление о ценностях педагогической деятельности учитывается в

Национальная доктрина образования в РФ: Утверждена Постановлением Правительства

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд...

Личностные деформации участников боевых конфликтов

При профессиональных деформациях происходят искажения структуры деятельности или свойств личности.

Для достижения цели были использованы методика Опросник Р. Б. Кеттела, Басса- Дарки и Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д...

Психологические аспекты феномена профессиональной...

О. Б. Полякова же утверждает, что профессиональные деформации проявляются в образовании профессионально нежелательных качеств личности, изменяющих профессиональное поведение человека [16, с. 60].

Похожие статьи

Понятие «Карьера» в научно-практической литературе

Гуманитарный Центр, 2007.

Педагогический смысл понятия «карьера» | Статья в сборнике... карьер, толковый словарь, русский язык, успех, деятельность, род занятий, интерес дела, успешное продвижение, профессиональное развитие, Российская Федерация.

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале...

На последнем уровне профессиональной деформации, которая уже называется профессиональной деградацией, педагог меняет свои нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально

— М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Симптомы профессиональной деформации и факторы...

С. П. Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью

Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма.

Интерпретация идей А. С. Макаренко в современном...

Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих нравственных основ: духовного

Образование утратило свою основную составляющую — деятельность по развитию нравственных ценностей человека.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение.

Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся...

Формирование нравственных ценностей как квинтэссенции личности выступает в качестве основополагающей составляющей воспитательной системы.

Серия: Новые гуманитарные исследования.

ценностные ориентации, ценности, личность, образование, обучающиеся...

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Каким образом представление о ценностях педагогической деятельности учитывается в

Национальная доктрина образования в РФ: Утверждена Постановлением Правительства

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд...

Личностные деформации участников боевых конфликтов

При профессиональных деформациях происходят искажения структуры деятельности или свойств личности.

Для достижения цели были использованы методика Опросник Р. Б. Кеттела, Басса- Дарки и Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д...

Психологические аспекты феномена профессиональной...

О. Б. Полякова же утверждает, что профессиональные деформации проявляются в образовании профессионально нежелательных качеств личности, изменяющих профессиональное поведение человека [16, с. 60].