Библиографическое описание:

Гаджиева У. Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 18-20.

Статья раскрывает важнейшую проблему самоактуализации и самореализациии человека, которая имеет двоякую характеристику: первая характеристика раскрывает связь с социальными, экономическими и политическими процессами, вторая глубже обозначает задачу нахождения объективного настоящей проблеме этического образа и соответственной практике нравственности и духовности.

Ключевые слова: психология, педагогика, самореализация, личность, среда, барьеры, притязательный компонент, адаптация, стремления и побуждения, аффективность, самопознание, самовыражение, коммуникация.

 

Главной проблемой гуманистических взглядов педагогической и психологической науки в настоящее время становится самореализуемый человек.

Категория самореализации на сегодня выходит на первый план. Применительно к нашей проблеме, взгляд на проблему самоактуализации и самореализации человека ближе к деятельности учения имеет двоякий характер.

Первая сторона связана с теми процессуальными особенностями, которые происходят в двадцать первом веке. Это и социальные, экономические, политические процессы, имеющие такие последствия как отчужденность человека в огромной массе общества и определенной среды, связанной информационной технологической средой.

Другая сторона, учитывая, поступательное движение психологии и общественных дисциплин в сочетании с гуманистической педагогикой глубже обозначает задачу нахождения объективного настоящей проблеме этического образа и соответственной практике нравственности и духовности [53, с. 48–49].

Необходимо указать, что и современные источники обращают внимание на образовательную и воспитательную сферу в процессе развития всех сторон человека.

Гармоничная и всесторонне развитая личность всегда была и будет основным девизом и общим критерием теории и практики всемирного воспитания в духе гуманизма [44, с.166].

Проведение анализов многочисленных исследований по психологии во взаимосвязи с фундаментальными положениями направлений самоактуализирующей личности и уровнями, которые имеют место в научной деятельности, способствует выявлению того, что понимание самоактуализирующей личности в концепции А.Маслоу по важным особенностям идентична понятию гармонично развитая личность в психологической науке.

Беря за основу эти исследования, различают следующие специфичные признаки самоактуализированной личности: сознательной «принимание себя», понимание существования, жизни как огромной ценности, доверительная решительность, интеллектуальная чувствительность, творчество, выясняемое качествами человека к пояснению, решение проблем и предсказуемость взаимосвязей, понимание; самоорганизацию, обусловленную вниманием к психологическим компонентам, в сознательном принятии ценностных содержательных жизненных смыслов, и в терпимом отношении студенчества [31, с.40].

Самоактуализация человека предполагает некоторые качества:

сознательное «принимание» окружающего и гармоничное внимание к этому; принятие других и себя; профессиональное увлечение своим занятием;

активность, отчужденность от социальной среды;

дифференциация мотивов и инструментария, хорошего и плохого;

наивность, импульсивность, естественная манера; инициативность в преодолении проблем, к сознанию проблем и трудностей [32, с. 137].

Проводя анализ исследуемых работ о понимании условий педагогики в процессе учебы (И.Серкова, В. О. Ключевского, В. И. Переведенцева, А. Н. Ждана и др.), необходимо провести черту, которая выявляет эту продуктивность. Она основывается на активном отношении к самостоятельному развитию, на мотивационных стремлениях педагогического коллектива основательного и решительного самовыражения любого обучаемого [27, с.43].

Самореализация может развиваться продуктивно и планомерно в категориях социальных и возможных в том случае, когда человек опирается на помощь и психолога и педагога, которая осуществляется на границах положительного соприкосновения [2, с. 3].

Рассматривая проблему самореализации необходимо указать и на определенные барьеры, которые носят характер внешний или внутренний. Они связаны объективностью и субъективностью.

Барьеры внешнего характера:

1.                  учебное заведение специально не формирует критерии благополучного самовыражения и самореализации;

2.                  агрессивность, негативизм и конфликтность окружающих, присутствие непонимания создает неблагоприятные факторы для развития самореализации;

3.                  недостаток взаимопомощи и сопровождения в этой проблеме со всех сторон: педагогический состав, администрация.

Барьеры внутреннего характера:

1.                  нехватка возможностей к самореализации, склонность шаблонирования и стереотипизации;

2.                  недостаток побуждений и стремлений к самореализации;

3.                  слабость, неуверенное отношение к себе, которое не дает удовлетворения в жизни;

4.                  отрицательное отношение ко всякого рода инновациям [8, с. 38–46].

Большое количество исследований, проведенных за рубежом и отечественными учеными в психологии, выявило существенное воздействие, которое оказало на самопознание, самовыражение, коммуникацию, влияние на деятельностные компоненты, на побуждения, качествами привязанностей, самосознания, мотивационных устремлений, темперамента (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, А.Маслоу и др.).

Важнейшая характеристика структуры личности, представляющая собой составляющую активной личности это притязательный компонент (О. Н. Арестова, Л. В. Бороздина, Е. А. Григорян, В. Г. Маралов, О. Г. Мельниченко, К. Левин, и др.). Данный компонент обуславливает самостоятельные и активные компоненты человека, при этом оказывает влияние на все процессы аффективности.

Отечественная психологическая литература накопила широчайший материал по эксперименту и теории в области притязательного компонента.

Работы исследователей психологии выявили, что притязательный уровень, будучи характерной особенностью человека, тесно переплетается с определенными качествами человека, а именно успех и неуспех в, уверенное и неуверенное отношение, самопознание [11, с.64].

Притязательный компонент прочно переплетен самопознанием человека, т. е. попыткой достичь цель определенной сложности, которая считается достижимой. Притязательный компонент человека опирается на оценку своих качеств, изменение которых становится личностной необходимостью [46, с. 90].

В соответствии с исследованиями В. Н. Мясищева притязательный компонент представляет собой определенные критерии качества и количества, которые должны устраивать, исходя от изучаемого человека, его эффективность. По мнению Б. Г. Ананьева этот компонент переплетен мотивами оценки, стремлениями и побуждениями [7, с.42].

В соответствии с исследованиями В. С. Мерлина, притязательный компонент выявляет тот уровень оценивания, который устраивает человека и он получает удовольствие. Проводя анализ изменений притязательного компонента, В. С. Мерлин видел, что быстрота и сложность адаптации человека к работе в результате преобразования притязательного компонента обусловлена свойствами темперамента [4, с.95].

Тем не менее, масса ученых придерживается более целого и полного понимания притязательного компонента, которое близко к начальному, при котором исследуемый аспект имеет некоторую сложность при определении конкретным человеком цели. Подобное объяснение сохраняется за зарубежными учеными [7, с.55].

В итоге притязательный компонент представляет собой различие между этапом сложности отбираемых человеком задач, образующихся на основе прошлых работ, оценивания своих особенностей, и стремлений, направленных на реализацию определенных задач [6, с.80].

 

Литература:

 

1.                  Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2006. — с. 144;

2.                  Антропова, Л. И. Самоактуализация личности // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. — М., 2002. — № 1.

3.                  Бакшеева, Э. П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Педагогическое образование и наука. — 2003. — № 3. — С. 90–98.

4.                  Барабанова, В.В., Зеленова, М. Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 2. — С. 12–23.

5.                  Бойко, Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. — 2003. — № 3. — С. 40–48.

6.                  Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д., 1996. — 400 с.

7.                  Костюкова, С. В. Профессиональное самоопределение молодежи // Профессиональное образование. — М., 2004. — № 2. — С. 67–75.

8.                  Кошелева, А. О. Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования // Режим доступа: http://www.education.rekom.ru/2_2006/26.html

9.                  Морозова, И. В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. — М., 2000. — № 2. — С. 30–38.

10.              Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов (под ред. Булановой-Топорковой М. В.) Изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Феникс», 2006. — 512 с.

11.              Русалов, В. М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. — М.: ИП РАН, 2004. — 136 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle