Библиографическое описание:

Шлыкова О. Н., Каспер А. П. Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 26-29.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Ключевые слова: школьная тревожность, психологическая готовность к обучению.

 

Образ жизни ребенка меняется коренным образом с началом обучения в школе. Возрастают требования к его развитию, умениям, появляются оценки его достижений и неудач. Ребенок вступает в сложные отношения между двумя институтами социализации — семьей и школой.

Весьма актуальной является проблема высокой школьной тревожности, которая накладывает отпечаток не только на состояние психического и физического здоровья обучающихся, но и на успешность их учебной деятельности.

Школьная тревожность — это самое широкое понятие, которое включает в себя разные аспекты эмоционального школьного неблагополучия. Она выражается в беспокойстве, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки своих действий и высказываний сверстниками, учителями [3, с. 89]. Неустойчивость эмоционального состояния обучающихся может усугубляться в процессе дальнейшего обучения с увеличением учебных нагрузок, возникновением трудностей ученика в построении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и др.

Психологический аспект проблемы требует внимательного изучения комплекса причин, порождающих риски возникновения школьной тревожности у детей.

В нашем исследовании в качестве рисков возникновения школьной тревожности мы рассматриваем уровень психологической готовности обучающихся к школе, а именно его интеллектуальный компонент.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы [2, с. 92].

Целью нашего эмпирического исследования стало выявление особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем развития интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Мы исходим из гипотезы о том, что существует взаимосвязь между уровнем психологической готовности первоклассников к школе и выраженностью школьной тревожности. Мы считаем, что обучающихся с выраженными показателями школьной мотивации, идентификации со школой, положительным отношением к школе будут в большей степени беспокоить мысли о школе как образовательном процессе, менее беспокоить ситуация проверки знаний. Чем выше у обучающихся уровень умственного развития, тем в меньшей степени привлекательной для них будет ситуация публичного оценивания. Обучающиеся со средним общим уровнем интеллектуальной готовности к школе будут характеризоваться повышенным уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний и менее положительным отношением к школе.

Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназии № 3 г. Рубцовска. В исследовании приняли участие 27 обучающихся первых классов, из них 11 девочек и 16 мальчиков в возрасте 7 лет.

В качестве диагностического критерия измерения школьной тревожности использованы: цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева, проективная методика «Я в школе» (Р. В. Овчарова). В качестве методик для выявления уровня интеллектуального компонента психологической готовности к школе использованы: «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), «Образец и правило» (Венгер А. Л.), «Первая буква» (Д. Б. Эльконин), проективная методика «Рисунок человека» (Ф. Гуденаф).

В результате диагностики показателей школьной тревожности было выявлено противоречивое отношение обучающихся к школе, осознание большинством позиции школьника. Наиболее положительно обучающиеся относятся к ситуациям: «Я иду в школу» и «Я отвечаю у доски». Негативными эмоциями сопровождаются ситуации: «Думаю о школе» и «Я получил двойку».

По результатам диагностики интеллектуального компонента психологической готовности было выявлено, что обучающиеся могут внимательно слушать взрослого и точно выполнять его указания, умеют действовать по образцу, понимают условия задания, умеют ориентироваться на начальный звук слова и умеют находить схожий, обладают достаточной сформированностью познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и умением выделять учебную задачу. Обучающиеся готовы к учебной деятельности и усвоению знаний, умений. Они способны концентрировать свое внимание, обладают достаточно развитым уровнем самоконтроля, уравновешенностью поведения и развитием речи.

С целью выявления взаимосвязи между показателями школьной тревожности и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе, был проведен корреляционный анализ методом r-Пирсона.

В результате было выявлено, что:

-        чем больше выражен у обучающихся показатель «общая энергия» (положительное отношение к школе), тем в меньшей степени для них привлекательны ситуации «После каникул встречаюсь с одноклассниками» и «Думаю о школе»;

-        чем больше обучающийся идентифицирует себя со школой, осознает свою позицию, как школьника, тем в большей степени будет привлекательна ситуация «Я на контрольной», но в меньшей степени будет привлекательна ситуация «Думаю о школе».

-        чем выше уровень школьной мотивации (обучающиеся с желанием посещают школу, проявляют любознательность, стремление преодолевать трудности, им нравится думать, рассуждать, общаться с одноклассниками, учителем), тем менее привлекательными для обучающихся будут ситуации «После каникул встречаются с одноклассниками», «Думаю о школе».

Полученные результаты подтверждает гипотезу о том, что обучающихся с выраженными показателями школьной мотивации, идентификации со школой, положительным отношением к школе будут в большей степени беспокоить мысли о школе как образовательном процессе, менее беспокоить ситуация проверки знаний.

Гипотезу о том, что чем выше у обучающихся уровень умственного развития, тем в меньшей степени привлекательной для них будет ситуация публичного оценивания подтверждают корреляционная взаимосвязь шкалы «Умственное развитие» и шкалы «ситуация «Я отвечаю у доски» (r= — 0,22 p= 0,15).

Так же получена положительная взаимосвязь между шкалой «Уровень организации» и шкалой ситуация «Я жду родителей с родительского собрания» (r= 0,2 p= 0,15). Это говорит о том, что чем выше уровень организации (умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов, действовать по образцу) у обучающихся, тем более привлекательной будет данная ситуация.

Для подтверждения гипотезы о том, что обучающиеся со средним общим уровнем интеллектуальной готовности к школе будут характеризоваться повышенным уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний и менее положительным отношением к школе, обучающиеся были разделены на три группы по уровню общей интеллектуальной успешности готовности к школе.

Проведя сравнительный анализ групп по показателю «общая интеллектуальная успешность» было выявлено, что:

-        17 человек обладают высоким уровнем интеллектуальной готовности;

-        средний уровень развития интеллектуального компонента психологической готовности выражен у 8 обучающихся;

-        низкий уровень интеллектуальной готовности у 2 испытуемых.

С использованием метода Краскела-Уоллиса мы сравнили данные группы по показателям школьной тревожности. Были выявлены статистически значимые различия по шкалам: ситуация «Я на контрольной» (p= 0,15 — уровень тенденции) и «Общая энергия» (p= 0,07). Это значит, что в меньшей степени привлекательна ситуация «Я на контрольной» для обучающихся со средним уровнем общей готовности, то есть они в большей степени беспокоятся в данной ситуации. Так же обучающиеся со средним уровнем интеллектуальной готовности менее положительно относятся к школе.

Таким образом, в результате эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

-        для обучающихся с выраженной школьной мотивацией, идентифицирующих себя со школой не являются привлекательными мысли о школе, обучающиеся с данными характеристиками положительно относятся к ситуации проверки знаний;

-        обучающиеся с низким уровнем интеллектуальной готовности в большинстве случаев будут испытывать положительные эмоции относительно школы и в меньшей степени беспокоится в ситуации проверки знаний;

-        в большей степени беспокоятся в ситуации проверки знаний обучающиеся со средним уровнем интеллектуальной готовности к школе. Данная категория обучающихся менее положительно относится к школе по сравнению с обучающимися с низким и высоким уровнем интеллектуальной готовности к школе;

-        обучающиеся с высоким уровнем интеллектуальной готовности будут характеризоваться нейтральным отношением к школе и средним уровнем беспокойства в ситуации проверки знаний.

 

Литература:

 

1.                  Александров A. A. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова— СПб: Питер, 2008–384 с.

2.                  Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. — СПб.: Питер, 2004. — с. 92

3.                  Микляева А. В., Румянцев П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Руменцев. — СПб.: Речь, 2004. — с. 89

4.                  Прихожан A. M. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст -2-е изд. («Детскому психологу») / Прихожан A. M. — СПб.: Изд-во Питер, 2009. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle