Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 3487 раз

Библиографическое описание:

Пантелеева, Т. В. Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков / Т. В. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8310/ (дата обращения: 24.04.2024).

Проблема нехимических аддиктивных расстройств у лиц возрастного периода ранней юности (от 14–15 до 18 лет) сегодня как никогда является актуальным вопросом теоретической и практической психологии. В последние годы, к уже известным и достаточно изученным нехимическим аддикциям добавилась новая разновидность зависимостей, получившая название интернет-аддикции. Сегодня вопрос о включении этой поведенческой зависимости от Интернета в обновленную версию Международной классификации болезней активно обсуждается во Всемирной организации здравоохранения. По сводным данным психологов и психотерапевтов, в настоящее время от интернет-аддикции страдает около 10 % пользователей сети, в основном это дети и подростки.

С целью изучения влияния интернет-зависимости на личностные особенности в ранней юности, в частности, на уровень эмоционального интеллекта у подростков, в 2012–2014 гг. было проведено эмпирическое исследование на базе общеобразовательных учебных заведений г. Подольска Московской области. Задача по выявлению интернет-зависимости решалась с помощью широко известного в среде психологов одноименного теста Кимберли Янг (русскоязычный вариант, модифицированный В. А. Буровой) [1].

Из 452 испытуемых в возрасте от 16 до 18 лет было выявлено 49 интернет-зависимых подростков (10,9 % от общего числа испытуемых), которые составили экспериментальную группу исследования (группа А). Контрольная группа (группа Б) была сформирована путем случайной выборки из числа лиц, независимых от пребывания в сети Интернет или умеренно его использующих. Группа Б также составила 49 человек.

Задача исследования по установлению уровня эмоционального интеллекта (далее — ЭИ) у лиц с интернет-зависимым поведением (группа А), а также у лиц, независимых от пребывания в сети Интернет или умеренно его использующих (группа Б) решалась с помощью опросника ЭмИн Д. В. Люсина [2]. Автор методики определяет ЭИ как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. На наш взгляд, данная личностная характеристика включает в себя коммуникативно-эмпатические способности, которые в условиях нормальной жизнедеятельности в возрастном периоде ранней юности активно развиваются и являются одним из показателей, определяющих общую социально-психологическую адаптивность подростка.

Согласно структуре опросника, включающего в себя 46 вопросов, выявление уровня эмоционального интеллекта возможно по следующим шкалам: шкале межличностного ЭИ (МЭИ), шкале внутриличностного ЭИ (ВЭИ) и шкале общего эмоционального интеллекта (ОЭИ). Количество подсчитанных баллов, полученных испытуемыми в соответствии с ключом к методике ЭмИн по шкалам ВЭИ и МЭИ, при суммировании позволяют определить уровень шкалы ОЭИ. Всего возможно пять уровней по каждой из перечисленных шкал ЭИ: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий уровни.

Таким образом, опросник ЭмИн позволил решить задачу по выявлению уровня эмоционального интеллекта у интернет-зависимых испытуемых, а также у лиц с отсутствием такой зависимости, по общей шкале (ОЭИ), а также по шкалам межличностного ЭИ (МЭИ) и внутриличностного ЭИ (ВЭИ).

Определенный уровень шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) показал, в какой степени тот или иной испытуемый способен к пониманию эмоционального состояния других людей, а также насколько он владеет умением управлять чужими эмоциональными процессами. Высокие показатели по шкале МЭИ свидетельствуют о развитых эмпатийно-коммуникативных способностях. Такие подростки достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» их мимики или жестов, тембра голоса и пр. Понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, а при желании — вызывать те или иные эмоции. Обладатели высокого уровня МЭИ умеют снижать интенсивность нежелательных, по их мнению эмоций, а также манипулировать или управлять коммуникативной ситуацией. Низкие показатели по шкале МЭИ у участников исследования предполагают обратные результаты, которые говорят о слабо развитых коммуникативно-эмпатических способностях старшеклассников. Очевидно, что низкая коммуникативность сказывается на качестве межличностных отношений, которые в данном возрастном периоде являются объективным условием процесса социализации и становления личности.

Выявленный у испытуемых уровень внутриличностного ЭИ (ВЭИ) показал, насколько развита у подростков способность к пониманию и управлению собственными эмоциональными процессами. Высокий уровень по этому показателю говорит о хорошо развитой способности у того или иного подростка к распознаванию и идентификации своих эмоций. Помимо этого, респондент понимает причины возникновения эмоций и может их описать. По уровню шкалы ВЭИ мы также смогли определить, насколько развита у испытуемых способность и потребность контролировать внешние проявления своих эмоций. Чем выше количество баллов по шкале ВЭИ, тем выше способность старшеклассника держать под контролем нежелательные эмоциональные проявления и вызывать и поддерживать эмоции, уместные в той или иной ситуации. Низкие баллы по шкале ВЭИ свидетельствуют об обратном.

При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ мы смогли выявить общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в экспериментальной и контрольной группах. Результаты по шкале ОЭИ показывают, насколько в целом развиты коммуникативно-эмпатические способности у испытуемых в двух указанных выше группах.

Коммуникативных-эмпатические способности, которые позволяют выстраивать взаимоотношения с другими людьми, должны поддерживаться общей социально-психологической адаптивностью. Последняя психическая характеристика зависит от умения старшего подростка оценить ту или иную ситуацию, а также быстро отреагировать на ее изменения. Адаптивность зависит так же от умения старшеклассника подстроиться (перестроиться) под сложившиеся (изменившиеся) обстоятельства. Чем выше развита способность к адаптации, тем более высокой эмоциональной устойчивостью обладает наш испытуемый.

Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных способностях и высокой социально-психологической адаптивности. Уровень по шкале ОЭИ ниже среднего отрицательно оценивает коммуникативно-эмпатийные способности старшеклассников на фоне их общей психической ригидности.

В ходе нашего эксперимента после обработки опросных листов с ответами испытуемых группы А на вопросы методики по выявлению уровней эмоционального интеллекта, результаты распределились таким образом:

По шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с высоким уровнем ОЭИ. С очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта испытуемых выявлено не было.

По шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели в этой группе были представлены следующим образом: с очень низким уровнем МЭИ — 15 респондентов, 18 человек с низким уровнем МЭИ, 10 старшеклассников со средним уровнем МЭИ, шесть подростков с высоким уровнем МЭИ и ни одного учащегося с очень высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта.

По шкале внутриличностного эмоционального интеллекта результаты распределились так: очень низкий уровень ВЭИ — 18 участников эксперимента, низкий уровень ВЭИ — 18 человек, средний уровень ВЭИ — 11 подростков, высокий уровень ВЭИ — два старшеклассника. Очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта не показал ни один испытуемый. Результаты по всем шкалам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе мы перенесли в Таблицу 1:

Таблица 1

Анализ эмпирических данных по изучению ЭИ в группе А

Уровни ЭИ

Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ

ВЭИ

ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах)

Значения (абсолютные и в процентах)

Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий

15

30,6 %

18

36,7 %

24

49 %

низкий

18

36,7 %

18

36,7 %

12

24, 5 %

средний

10

20.4 %

11

22,4 %

10

20,4 %

высокий

6

12,3 %

2

4,2 %

3

6,1 %

очень высокий

0

0 %

0

0 %

0

0 %

 

В контрольной группе с тем же количеством испытуемых (49 респондентов) результаты распределились следующим образом:

По шкале общего эмоционального интеллекта: три человека показали очень низкий уровень ОЭИ, девять человек — низкий уровень ОЭИ, 18 испытуемых — средний уровень ОЭИ, 12 подростков — высокий уровень ОЭИ. Семь респондентов оказалось с очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта.

По шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели в этой группе были представлены следующим образом: с очень низким уровнем МЭИ — шесть респондентов, семь человек с низким уровнем МЭИ, 12 подростков со средним уровнем МЭИ, 17 человек с высоким уровнем МЭИ и семь учащихся с очень высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта.

По шкале внутриличностного эмоционального интеллекта выявлено шесть испытуемых с очень низким уровнем ВЭИ, девять человек с низким уровнем ВЭИ, 13 опрошенных со средним уровнем ВЭИ, 15 человек с высоким уровнем ВЭИ и шесть подростков с очень высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта. Данные по всем шкалам ЭИ в контрольной группе отражены в Таблице 2:

Таблица 2

Анализ эмпирических данных по изучению ЭИ в группе Б

Уровни ЭИ

Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ

ВЭИ

ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах)

Значения (абсолютные и в процентах)

Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий

6

12,2 %

6

12,2 %

3

6,1 %

низкий

7

14,3 %

9

18,3 %

9

18,3 %

средний

12

24,5 %

13

26,6 %

18

36,8 %

высокий

17

34,7 %

15

30,7 %

12

24,5 %

очень высокий

7

14,3 %

6

12,2 %

7

14,3 %

 

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности показал, что в экспериментальной группе интернет-зависимых респондентов преобладают показатели уровня общего ЭИ ниже среднего значения. Общее число испытуемых с низким и очень низким уровнем ОЭИ составило 36 человек или 73,5 %. Результат выше среднего уровня ОЭИ был получен у трех из 49 человек. Остальные старшеклассники (десять человек) набрали количество баллов, соответствующих среднему уровню ОЭИ.

В контрольной группе нашего эмпирического исследования мы получили такие данные: более чем у трети представителей данной группы (38,8 %) уровень эмоционального интеллекта оказался выше среднего значения (19 из 49 человек). Показатели ниже среднего уровня были выявлены у 12 (24,4 %) испытуемых группы Б. Средний уровень обнаружился у 18 респондентов. В обобщенном виде данные по двум группам можно представить следующим образом (Рисунок 1):

Рис. 1.. Анализ эмпирических данных по изучению ЭИ в группах А и Б

 

Сравнение полученных результатов у испытуемых в группах А и Б показало, что среди интернет-зависимых подростков преобладающий низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) в три раза превышает такие показатели у независимых пользователей Интернета. На наш взгляд, это свидетельствуют о проблемах коммуникативного характера, а также о низких эмпатийных способностях на фоне психической ригидности у интернет-аддиктов. В свою очередь, недоразвитие коммуникативно-эмпатийной сферы сказывается на характере социальной активности таких подростков, которая из реальной сферы перемещается в виртуальность, что еще больше закрепляет интернет-зависимое поведение.

В целом, в результате проведенного исследования на определение уровня ЭИ в ранней юности выявлены существенны различия по этому показателю у интернет-зависимых и независимых пользователей Интернета. Следовательно, поведенческая аддикция от Интернета, с одной стороны, зависит от индивидуально-личностных характеристик подростка (в том числе от уровня эмоционального интеллекта), а с другой стороны сама оказывает на них существенное влияние.

 

Литература:

 

1.                  Бурова (Лоскутова) В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Дисс. к.м.н. — Новосибирск — 2004 г.

2.                  Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. — 2006.- № 4. — С.3–22.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, группа А, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, ранняя юность.

Похожие статьи

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня... эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность. Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов. Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта. В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных...

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью... В группе юношей-спортсменов с повышением уровня эмоционального интеллекта учащается применение проблемно-ориентированного копинга.

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности...

В его структуре выделяются «межличностный эмоциональный интеллект», «внутриличностный эмоциональный интеллект», а также способности к управлению и пониманию эмоций.

Статьи по ключевому слову "эмоциональный интеллект..."

"эмоциональный интеллект": Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г. — Котов С. В.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков.

Похожие статьи

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала...

Анализ эмпирических данных по изучению уровня... эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная группа, межличностный эмоциональный интеллект, группа А, ранняя юность. Ключевые слова: тревожность, эмоциональный интеллект...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, юношеский возраст, групповой статус, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект.

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты...

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов. Ключевые слова: эмоциональный интеллект,предпосылки развития эмоционального интеллекта. В современной жизни высокого ценится эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект как фактор преодоления сложных...

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью... В группе юношей-спортсменов с повышением уровня эмоционального интеллекта учащается применение проблемно-ориентированного копинга.

Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности...

В его структуре выделяются «межличностный эмоциональный интеллект», «внутриличностный эмоциональный интеллект», а также способности к управлению и пониманию эмоций.

Статьи по ключевому слову "эмоциональный интеллект..."

"эмоциональный интеллект": Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г. — Котов С. В.

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков.