Библиографическое описание:

Коноплёва Л. С. Множественный линейный регрессионный анализ способности к эмпатии, общей коммуникативной толерантности, ригидности и удовлетворённости браком супругов на разных этапах жизненного цикла семьи [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47-51.

В настоящее время существует дефицит эмпирических исследований по проблемам, связанным с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности. Исследований по обобщению накопленного эмпирического материала по проблеме толерантного сознания так же недостаточно. Исследование взаимоотношений между супругами затруднительно, так как экспериментальные методы трудно применимы. Эффективность межличностного взаимодействия и взаимопонимания в семье строятся на способности каждого из супругов принимать себя, другого, сопереживать и поддерживать друг друга.

В рамках магистерской диссертации (2013–2014 гг.) проводилось исследование по изучению психологических характеристик толерантного сознания у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом поперечных срезов. В магистерской диссертации представлены результаты количественно качественного анализа кросстабулирования по шести стратам. Выполнен статистический и графический анализ результатов Н-критерия Краскала Уоллиса и проведён факторный анализ, в результате которого изучены и описаны структуры взаимосвязей между изучаемыми переменными, характеризующими толерантное сознание супругов. Результаты исследования опубликованы и находятся в НЭБ [2,3,4,5,6].

Дальнейшее исследование проводится в рамках подготовки к защите диссертационного исследования на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

В основе разделения изучаемых выборок положена классификация Авнера Баркаи. Автор предлагает изучать семейные пары по признаку разного социального статуса детей в структуре семьи [7].

Согласно классификации названного автора созданы 6 страт для проведения исследования по изучению характеристик толерантности: 1) супруги без детей, средний возраст 25 лет, средний стаж семейной жизни 2,7 лет, (N=100); 2) супруги с малыми детьми, средний возраст 28 лет, средний стаж семейной жизни 4,5 года, (N=100); 3) супруги, у которых дети посещают детский сад, средний возраст 32 года, средний стаж семейной жизни 7 лет, (N=100); 4) супруги, где дети школьники, средний возраст 40 лет, средний стаж семейной жизни 12 лет, (N=100); 5) супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, средний возраст 50 лет, средний стаж семейной жизни 22 года, (N=100); 6) супруги, где дети оставили родителей, средний возраст 55 лет, средний стаж семейной жизни 30 лет, (N=100).

Толерантность — это интегральная характеристика личности, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации. Толерантное сознание супругов выражается в способности человека принимать другого во всём его многообразии. В основе позитивного взаимодействия личности с окружающим миром лежит сформированное толерантное сознание.

В зарубежном и отечественном подходах к изучению жизненных циклов семьи распространены подходы: в отечественной — Э. К. Васильева, С. Кратохвил, В.Сатир, в зарубежной — Р. Хилл, Р.Нойберт, А.Баркаи. В классификации этапов существует определённая аналогия: статистика кризисов семьи (отечественный подход) совпадает с изменением места детей в семейной структуре (зарубежный подход). Жизненный цикл семьи — это определённая последовательность стадий, которые проходит любая семья в соответствии с физиологическими, психологическими и нравственными изменениями, происходящими с её членами. На каждой стадии жизненного цикла семьи меняются условия жизни для вех её членов. Иначе говоря, с изменением структуры семьи, изменяются её функции.

Толерантное сознание согласно функциональному подходу предлагается диагностировать по двум параметрам: внутреннему и внешнему. Для диагностики внутреннего аспекта толерантного сознания предлагается использовать методики: «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) и «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) — способность к эмпатии является внутренним механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении, позволяет предугадывать и предсказывать эмоциональное состояние других людей. С помощью эмпатии происходит отождествление себя при общении с другим человеком с целью понимания его эмоциональной среды. С помощью методики «Опросник удовлетворённости браком» (В. В. Столин) можно определить уровень эмоционального фона взаимоотношений между супругами или психологический климат в семье. Поэтому уровень эмоционального отношения к своей семье у брачных партнёров будет индикатором развития толерантного сознания личности.

Внешний аспект толерантного сознания (поведенческий) диагностируется следующими методиками: «Томский опросник ригидности» (Г. В. Залевский) — ригидность — не способность играть свою роль, предвидеть роли других людей, а потому не в состоянии успешно играть свою собственную роль по отношению к ним; «Общая коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко) — способность к позитивному общению с другими людьми.

В ходе теоретического и эмпирического исследования проблемы формирования толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи автор обращает внимание на важность способности к любви, механизмом которой выступает способность к эмпатии [1]. Для детального изучения взаимосвязи способности к эмпатии с переменными ригидности и общей коммуникативной толерантности у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи с помощью программы IBM SPSS Statistics 20 проведён множественный линейный регрессионный анализ. В качестве зависимой переменной выступает способность к эмпатии, а независимыми переменными (предикторами) выступают субшкалы ригидности и отдельно субшкалы общей коммуникативной толерантности. Для изучения влияния способности к эмпатии на удовлетворённость браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи проведён парный линейный регрессионный анализ. Зависимой переменной выступает удовлетворённость браком, а независимой (предиктор) способность к эмпатии. Расчёты проводились отдельно по шести стратам.

Цель исследования: выявить наиболее характерные взаимосвязи способности к эмпатии с общей коммуникативной толерантностью, ригидностью и удовлетворённостью браком у супругов на разных этапах жизненного цикла семьи методом регрессионного анализа.

Гипотезы исследования: 1. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии обусловлена различными интолерантными установками личности. 2. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии имеет различия в аспектах проявления психической ригидности. 3. У супругов на разных этапах жизненного цикла семьи взаимосвязь способности к эмпатии и удовлетворённости браком имеет различия.

Рассмотрим таблицу 1, где представлены статистически значимые результаты множественной линейной регрессии способности к эмпатии и общей коммуникативной толерантности (низкие коэффициенты регрессии с низким Р-уровнем в таблицу не вносились). Субшкалы общей коммуникативной толерантности: 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека. 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей. 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей. 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров. 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми. 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

Таблица 1

Статистически значимые результаты анализа множественной регрессии способности к эмпатии и общей коммуникативной толерантности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

1. Супруги без детей (N = 100)

Эмпатия — Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»

18, 4

-0,8 **

2. Супруги с малыми детьми (N = 100)

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

22,9

-0,4 Т

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

20,3

-0,6 *

4. Супруги, где дети-школьники (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

24,5

-0,5 Т

Эмпатия — Консерватизм в оценках других людей

24,5

-0,5 *

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

27,5

-1,4 ***

Эмпатия — Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

27,5

-0,5 Т

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Эмпатия — Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

32,8

-1,6 ***

Эмпатия — Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей

32,5

-0,7 **

Эмпатия — Стремление переделать, перевоспитать партнеров

32,5

-0,5 Т

Эмпатия — Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

32,5

-0,6 *

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1

 

У супругов без детей в большей мере способность к эмпатии детерминирована переменной общей коммуникативной толерантности «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»». Повышение величины «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»» на 1 балл статистически значимо снижает способность к эмпатии на 0,8 балла при постоянных значениях остальных субшкал общей коммуникативной толерантности. У супругов с малыми детьми эмпатия в наибольшей степени отрицательна с тенденцией к статистической значимости обусловлена переменной «Консерватизм в оценках других людей» при (k = — 0,4). У супругов, у которых дети посещают детский сад, также переменная «Категоричность или консерватизм в оценках других людей» отрицательно значима взаимосвязана со способностью к эмпатии (k = — 0,6). У супругов, где дети школьники, наибольшее влияние на способность к эмпатии значимо отрицательно оказывает переменная «Категоричность или консерватизм в оценках других людей» (k = — 0,5) и с тенденцией к статистической значимости отрицательно переменная «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (-0,5). У супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей, на способность к эмпатии в наибольшей мере влияет «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (-1,4) и в меньшей мере «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (-0,5). У супругов, где дети оставили родителей, наибольшее значение коэффициента (-0,6) принадлежит переменной «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека». Затем по нисходящей «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» (-0,7), «Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» (-0,6) и «Стремление переделать, перевоспитать партнеров» (-0,5).

На первых этапах жизненного цикла семьи способность к эмпатии в наибольшей степени блокируется категоричным, консервативным поведением супругов. В дальнейшем наибольшее отрицательное влияние на способности к эмпатии оказывает неприятие индивидуальности другого человека. Наибольший спектр интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения, присущ супругам, у которых дети оставили родителей.

Рассмотрим взаимосвязь способности к эмпатии и психической ригидности (см. таблицу 2). Субшкалы симптомокомплекса ригидности:

1.      Актуальная ригидность.

2.      Сензитивная ригидность.

3.      Установочная ригидность.

4.      Ригидность как состояние.

5.      Преморбидная ригидность.

У супругов без детей статистически значимой взаимосвязи способности к эмпатии и изучаемых переменных не обнаружено. У супругов с малыми детьми наибольшее влияние на способность к эмпатии оказывает переменная «Ригидность как состояние». Если на 1 балл повысится значение ригидности, то способность к эмпатии статистически значимо снизится на 0,3 балла или на 30 %, при постоянных значениях остальных переменных психической ригидности. У супругов, у которых дети посещают детский сад, незначительно (-0,08) с тенденцией к статистической значимости «Преморбидная ригидность» снижает уровень эмпатических способностей. У супругов, где дети школьники, две переменные незначительно с тенденцией к статистической значимости оказывают влияние на понижение способности к эмпатии — «Установочная ригидность» и «Ригидность как состояние». У супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей, определяющие значения в снижении способности к эмпатии имеют «Установочная ригидность» и «Преморбидная ригидность» (-0,1) и (-0,2) соответственно, при статистически значимом значении Р-уровня. Супруги, где дети оставили родителей, наибольшее влияние на способность к эмпатии оказывает «Преморбидная ригидность» отрицательна (-0,3) высокозначима.

Таблица 2

Статистически значимые результаты анализа множественной регрессии способности к эмпатии и ригидности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

1. Супруги без детей (N = 100)

Эмпатия — Ригидность как состояние

22,8

0,2 Т

2. Супруги с малыми детьми (N = 100)

Эмпатия — Ригидность как состояние

26,3

-0,3 *

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Эмпатия — Преморбидная ригидность

21,2

-0,08 Т

4. Супруги, где дети школьники (N = 100)

Эмпатия — Установочная ригидность

25,7

-0,1Т

Эмпатия — Ригидность как состояние

25,7

-0,2 Т

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Эмпатия — Установочная ригидность

31,9

-0,1 *

Эмпатия — Преморбидная ригидность

31,9

-0,2 **

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Эмпатия — Преморбидная ригидность

34,9

-0,3 ***

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05; Т 0,05 > p > 0,1

 

Анализируя коэффициенты регрессии субшкал психической ригидности в изучаемых выборках, следует отметить выраженное влияние ригидности как состояния на способности к эмпатии у супругов с малыми детьми. Это можно объяснить тем, что при появлении ребёнка происходит адаптация к новой социальной роли. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей, и у которых дети оставили родителей, наибольшее влияние на способности к эмпатии оказывает преморбидная ригидность. Иначе говоря, ретроспективная оценка своего поведения. В целом, ригидные установки незначительно оказывают влияние на способность к эмпатии.

Способность к эмпатии (см. таблицу 3), начинает влиять на удовлетворённость браком у супругов, у которых дети посещают детский сад. Это можно объяснить тем, что социальная ответственность родителей перед ребёнком способствует развитию способности к эмпатии и, как видно из таблицы 3, с ростом жизненного цикла семьи влияние эмпатии увеличивается. Иными словами, если увеличить на 1 балл способность к эмпатии у супругов, у которых дети посещают детский сад, то удовлетворённость браком повысится на 0,4 балла; у супругов, где дети школьники — на 0,7 баллов; у супругов, у которых дети отчасти независимы от родителей — на 0,5 баллов; у супругов, где дети оставили родителей — на 0,9 баллов, при высокозначимом статистическом уровне.

Таблица 3

Статистически значимые результаты парного регрессионного анализа удовлетворённости браком и способности к эмпатии супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Страты

Переменные

Свободный член

(константа)

Коэффициент регрессии

3. Супруги, у которых дети посещают детский сад (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

19,7

0,4 *

4. Супруги, где дети школьники (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

12,2

0,7 ***

5. Супруги, у которых дети отчасти независимы от родителей (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

25,7

0,5 **

6. Супруги, где дети оставили родителей (N = 100)

Удовлетворённость браком — Эмпатия

17,2

0,9 ***

*** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05

 

Вывод: понимание эмоциональной сферы других людей, причин, вызывающие те или иные эмоции, позволяет прогнозировать действие других людей, а поэтому и эффективно управлять. Эмоции выполняют функцию контроля психической деятельности человека и управляют его поведением, поэтому эмпатия способствует предугадыванию событий. Индивидуальность другого человека представляет собой систему отношений к самому себе, другим людям и окружающему миру. Смысл жизни, мотивация, самосознание являются основными составляющими личности. Развитое чувство любви путём эмпатических способностей позволяет безошибочно представлять личностный портрет другого человека и прагматично выстраивать с ним отношения. Способность к эмпатии развивается в онтогенезе, значит, её возможно развивать. Выдвинутые в ходе исследования гипотезы подтвердились. Способность к эмпатии как внутренний компонент человеческого сознания играет большую роль в формировании толерантного сознания личности человека.

 

Литература:

 

1.                  Коноплёва Л. С. Роль эмпатии и любви в семейных отношениях в аспекте толерантного сознания / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 201–206.

2.                  Коноплёва Л. С. Анализ ригидности и удовлетворённости браком у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович// Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4). URL: http://www.7universum.com/en/psy /archive /item/1089.

3.                  Коноплёва Л. С. Анализ общей коммуникативной толерантности у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- Сб. ст. по материалам XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (37).- Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014.- С. 117–125.

4.                  Коноплёва Л. С. Анализ способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 35–38.

5.                  Коноплёва Л. С. Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи [Текст] / Л. С. Коноплёва, М. А. Курилович // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 52–60.

6.                  Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.

7.                  Barcai A. Normative family development / A. Barcai // Journal of marriage and family therapy 1981. — Vol.7. — № 3. — P. 353–358.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle