Библиографическое описание:

Краснов О. В. Влияние аутогенной тренировки на психологическую компетентность руководителя в социальной сфере [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 53-56.

В современных условиях вопросу профессиональной компетентности уделяется большое внимание в связи со сменой концепций учета человеческого фактора на управление человеческими ресурсами. В то же время в практической деятельности профессионалы испытывают насущную необходимость обоснования и выделения психологических составляющих профессиональной компетентности и их актуализации в конкретной профессиональной деятельности, являющихся важным ресурсом профессионального развития и повышения эффективности деятельности.

В отечественных работах по психологии менеджмента компетентность понимают с одной стороны, как: «интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать». С другой — как специальные способности, которые обеспечивают эффективную реализацию системы производственно-технических функций управления (таких как: функция оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационную функцию, маркетинговую функцию) [2, с. 562]. Данные функции направлены непосредственно на производство, на создание его итогового продукта, и лежат в основе фундамента организации. Успешность всей деятельности зависит от выполнения данных функций. Важная особенность этих функций заключается в том, что при всей повторяемости, стандартизированности операций, их реализация осуществляется в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Степень развитости компетентности руководителя, с данной точки зрения, определяется его умением реализовывать оперативные функции управления.

Н. В. Гришина психологическую компетентность руководителя видит, прежде всего, в умении разрешать конфликты и определяет её как «понимание природы противоречий и формирование конструктивного взгляда на проблему конфликтов, умение анализировать возникающие ситуации, определять причины их возникновения, навыки управления конфликтными ситуациями, включающие в себя умения придать конструктивные формы возникающим противоречиям в межличностном взаимодействии» [3, с. 172].

Компоненты психологической компетентности профессионализма руководителя можно увидеть в исследованиях Марковой А. К. Теоретическое обоснование данных подходов является наиболее целостным и структурированным.

Маркова А. К. различает следующие виды профессиональной компетентности:

-        специальная компетентность — «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» [4, с. 34];

-        социальная компетентность — владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» [4, с. 34];

-        личностная компетентность — «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности» [4, с. 34];

-        индивидуальная компетентность — «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости» [4, с. 35].

Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты. Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

В нашем исследовании важна психологическая составляющая профессиональной компетентности руководителя социальной службы. В силу профессиональных обязанностей ему приходиться сталкиваться с трудностями межличностного взаимодействия — негативизмом, раздражительностью, непониманием, конфликтностью. Поэтому психологическая компетентность руководителя социальной службы в значительной степени определяется его способностью сохранить межличностные контакты, «вывести» общение в позитивное русло, проявив выдержку, толерантность. Эффективность управленческой деятельности зависит от профессионализма сотрудников социальной службы, который обеспечивается высокоразвитой профессиональной компетентностью. Актуальностью данного исследования является изучение основных психологических особенностей профессиональной компетентности руководителей в социальной сфере.

Целью нашего исследования являлось изучение роли аутогенной тренировки в развитии психологической компетентности. Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности эмпирических исследований влияния аутогенной тренировки на профессиональную компетентность заведующих ЦСО.

Гипотеза исследования: Практические групповые и индивидуальные занятия аутогенной тренировки способствуют усилению психологической компетентности заведующих ЦСО.

Объектом исследования является профессиональная компетентность.

Предмет нашего исследования — психологические особенности профессиональной компетенции заведующих ЦСО.

Ход исследования:

Процедура исследования состояла из нескольких этапов:

1.    Подготовка психологического инструментария.

2.    Проведение тестирования и анализ полученных данных.

3.    Проведение индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки.

4.    Повторное тестирование и сравнительный анализ полученных данных.

Выборка.

Исследование проводилось в удобное для респондентов время, после получения их согласия на участие в исследовании. Это способствовало установлению доверительного контакта и снятию возможных негативных реакций. Процедура исследования начиналась с ознакомительной беседы, в завершении которой испытуемым гарантировалась тайна ответов.

В исследовании принимали участие 20 человек (женщины) — руководители (заведующие ЦСО) структурных подразделений центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. о. Сызрань.

Было осуществлено два диагностических среза: первый — до проведения курса индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки, второй — после. Курс индивидуальных и групповых занятий по аутогенной тренировки продолжался в течение трех месяцев.

Методики:

САТ — Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз

Методика рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала.

Результаты.

На основании данных, полученных в результате первичного и повторного тестирования, их анализа и интерпретации можно сделать следующие выводы.

По результату сравнения значимой потребности был зафиксирован рост преобладания хорошего, приподнятого настроения, удовлетворенность взаимоотношениями на работе, удовлетворенность статусом и реальным положением в обществе. Потребности, которые удовлетворяются в настоящее время лучше и больше чем все остальные (после повторного тестирования) — благополучие в семейных отношениях, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи, преобладание хорошего, приподнятого настроения, личная комфортность и удовлетворенность в жизни, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем, удовлетворенность взаимоотношениями на работе.

В результате сравнения потребностей, которые не удовлетворялись, произошло снижение напряженности таких показателей как материальная достаточность и удовлетворенностью денежным содержанием и благополучие в семейных отношениях.

По результатам сравнения повторного тестирования после проведения групповых занятий произошло увеличение высокого уровня в шкалах: поддержки, самоуважение, гибкость поведения. Незначительное повышение произошли в таких шкалах как: сензитивность, ориентации во времени, самопринятии и контактности.

Для заведующих ЦСО можно выделить пять наиболее значимых потребностей — благополучие в семейных отношениях, забота о личном здоровье и здоровье членов семьи, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем, материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, личная комфортность и удовлетворенность в жизни. Среди наиболее значимых потребностей, которые не удовлетворяются в настоящее время (первое тестирование) — материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем. Повторное тестирование показало, что разрыв между удовлетворенными и неудовлетворенными потребностями сократился, то есть такие показатели как: материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем снизились. При этом произошло повышение роста таких потребностей как удовлетворенность взаимоотношениями на работе и настроения.

По самоактуализации личности при повторном тестировании после групповых занятий было зафиксировано повышение уровня по всем шкалам. По основным шкалам: шкале компетентности во времени (о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте) и по шкале поддержке (степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне) преобладает средний уровень самоактуализирующей личности.

Таким образом, индивидуальные и групповых занятия по аутогенной тренировки позволяют повысить психологический уровень руководителя в социальной сфере, а именно: компетентность во времени, поддержка, гибкость поведения, сензитивность, самопринятие, самоуважение, контактность. А также происходит соответствие ценностно-потребностных ориентаций.

 

Литература:

 

1.      Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике Спб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528 с.

2.      Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000. — 584 с.

3.      Кононенко И. М., Ильязова М. Д. Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза//Вестник Астраханского государственного технического университета. — № 5. 2005. — с. 171–179.

4.      Маркова А. К. Психология профессионализма. — МГФ «Знание». М, 1996. — 308 с.

5.      Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. — 672 С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle