Библиографическое описание:

Вербовская О. Ю. Авторский подход решения методологического кризиса — «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 11-18.

«...весь фокус заключается в том, что божественность попала в ловушку

на самой вершине сложенной из отдельных существований пирамиды»

Ж. Батай

Современная наука не стоит на месте, а развивается очень быстро и неоднородно. Прогресс научного познания затрагивает все сферы бытия человека. Основная форма человеческого познания — наука, становиться еще более значимой и существенной частью реальности. На основе существующих наук возникают новые, усовершенствуется техника и технологии, а это ведет к пересмотру методов и методологии научного познания.

Целостный взгляд на такие основные понятия как структура личности, механизмы психических реакций, внутренний и внешний миры человека, бессознательное, требуют выхода за границы обычных представлений, поэтому появилась возможность показать это в схеме «Метамодель Психологии», как единого подхода к психологической науке.

Рис. 1. «Метамодель Психологии»

 

Метасистема второго порядка в структуре «Метамодели Психологии»

Многие события жизни можно представлять какими-либо общими схемами, регулирующими и представляющими причинно — следственные связи явлений природы, этапы развития человека и общества в целом. Не просто постичь такие закономерности потому, что в чистом виде они представлены редко. Еще сложнее увидеть взаимосвязь перехода явлений из первого порядка во второй. Любое явление может быть подчинено закономерности первого порядка, а потом переподчиниться закономерности более глубокого второго порядка. Так происходит и с психикой человека.

Если представить, что система психики выглядит как схема внутреннего субъективного мира и внешнего, то можно наглядно представить ее как часть схемы «Метамодель Психологии». Таким образом, система первого порядка представлена на рисунке 1:

Рис. 2. Система первого порядка

 

Здесь показано два класса взаимоотношений: внешние и внутрисистемные. Это упрощенная схема, которая выводит на понимание, что все живое в латентной форме входит друг с другом во взаимоотношения по третьему классу взаимоотношений — метасистемному.

Рис. 3. Метасистема второго порядка

 

 Метасистема второго порядка (рис. 3) — это вторая часть схемы «Метамодели Психологии», она может выглядеть как два равносторонних треугольника разнонаправленных или объединенных, когда процесс осознания включения в систему второго порядка полностью завершен.

Рис. 4. «Метамодель» — схема целостности (человека, науки, общества)

 

Объединение схем в целое — момент проживания человеком трансперсональных состояний. Это полная схема, включающая два порядка.

«Метамодель» является наглядным примером (пособием) к метасистемному подходу в психологии.

На схеме видно, что метасистемный уровень локализуется вне системы, но, тем не менее, является явным ее продолжением в пространстве, и, скорее всего, является не частной, а общей закономерностью организации систем. Об этом говорят работы психологов и их внутренний опыт проживания трансперсональных (духовных) состояний, постижения переходов от системы первого порядка к другой глубокой системе. Кризис общества и науки также указывает на этот переход. Меняются взгляды и позиции на развитие цивилизации в целом и, начинается это, в первую очередь, с глубинных внутренних психических процессов как отдельно взятого человека, так и всего человечества.

Метасистемный подход и метамодель представляют собой новое методологическое обоснование интегральной, трансперсональной и глубинной психологий, индивидуального свободного состояния психики и души. При этом метасистемный уровень является полной противоположностью системному уровню не только психики, но и общей закономерностью для всех вещей, событий и процессов человеческой цивилизации, воссоздавая своим открытием в живых системах всеобщую целостность, гармонию и завершенность развития личности.

Каждый ученый имеет свой уникальный взгляд на структуру личности, психики и сознания, и каждый будет по-своему прав. Чтобы как-то сгруппировать и объединить все понятия в единое целое, я попытаюсь показать общую единую схему «Метамодель Психологии», составные части которой с точки зрения структуры личности, будут показаны ниже.

Рассмотрим строение внутреннего и внешнего мира человека, жизненные кризисы, играющие ключевое значение для эволюции или деградации живого существа

Рис. 5. Внешние аспекты (тело, душа, дух)

 

На рисунке 5 показана связь с внешними аспектами. Вершина первого треугольника обозначает кризис на уровне тела и выход сознания на уровень души в следующий треугольник. На уровне «смерти-возрождения» души, кризис души показан верхней вершиной второго треугольника. Это точка выхода сознания на более высокий уровень в расширенные состояния — это уровень магов и экстрасенсов, он показан не только точкой, но и пунктирной горизонтальной линией (рис. 5), отсекающей внешний проявленный в реальность контур личности. Накопление количества информации этого уровня приводит сознание к духовному кризису и переходу в Самость (третий треугольник). Экзистенциальный кризис и трансперсональный переход не только воспринимается как смерть, но еще и фиксируется врачами как реальная смерть человека. Это «Глубинная эмпирическая встреча с рождением и смертью, как правило, ассоциируется с экзистенциальным кризисом беспрецедентного масштаба, во время которого индивид подвергает серьезному сомнению смысл собственной жизни и существования вообще» [1]. Во время такой смерти освобождается зерно духа и происходит слияние с Духом Мира на внешнем плане — во внутреннем мире открывается Божественная монада в сердце человека (рис. 6). Карл Юнг называет её каплей сердца [3]. Одновременный миг — открытие Истины внутри человека. Это целостность человека.

«Экзистенциальный уровень находится как бы на пересечении личностного и надличностного Соответственно для того, чтобы развитие продолжалось за пределы индивидуального и экзистенциального уровней, Самость (или сознание) должно разрушить или демонтировать свое исключительное отождествление с грубым телом-умом и всеми его связями.

Рис. 6. Рождение в Духе (экзистенциальный кризис и духовное рождение)

 

Каждое смещение центра тяжести в процессе развития означает, что Самость перестала отождествляться с базовой структурой этой стадии — реально умерла для этого уровня, разотождествилась с этим уровнем, трансцендировала этот уровень — и возрождается в новой, более глубокой и обширной сфере сознания следующей стадии» [2].

Развитие личности всегда идет в двух направлениях, поэтому зеркально можно дорисовать треугольники вершинами вниз — внутренний мир структуры (рис. 7) и получить плоскостную метамодель. Во внешнем мире критические точки переходов в более высокие состояния выглядят как моменты «смерти-возрождения», во внутреннем мире это выход в области Архетипов Тени, Анимуса и Анимы, и в область Личного Бессознательного, т. е. проживание сменяющихся архетипов (показано ниже).

Рис. 7. Внутренний и внешний миры

 

Процесс всегда идет одновременно в двух направлениях. И, все то, что происходит во внутреннем мире человека, проявляется внешне как перемены в образе жизни, в поведении, общении, внешнем образе (одежде, прическе, стиля).

Формирование гештальта целостного сознания

Итак, начнем с Рене Декарта. Он вводит термин «сознание». «Сознаю, значит, существую». Но при этом говорит, что изучать сознание невозможно — это «вещь в себе», при этом мы знаем о его величайшем открытии для математики — системе координат. Следующий ученый — Вильгельм Вунд и его структура сознания показана на рисунке 8.

Рис. 8. «Поле Сознания»

 

Ученик Вунда, Эдвард Титченер рисует свою схему и называет ее «Волна внимания» (рис. 9).

Рис. 9. «Волна внимания»

 

Уильям Джемс говорит, что сознание — это не только структура, это ещё и процесс, и вводит понятие — поток сознания. Джемс меняет модель, потому что имеет в виду другую реальность. Первый представитель гештальта — Макс Вертгеймер, говорит о том, что сознание может быть феноменальным и образовывать новые формы отличные от суммы их частей и вводит понятие «гештальт». Впоследствии, Зигмунд Фрейд приходит к расширению взгляда на сознание и говорит об области бессознательного. Карл Густав Юнг выделил в бессознательном личное и коллективное, обозначил Архетипы…

С каждым годом ученые все больше расширяют границы о сознании и бессознательном; существует множество их характеристик и определений. На рисунке 10 можно увидеть соединение всех моделей в одно целое, где видны модель «Поле сознания» Вундта, Декартова система координат, «Поток сознания» Титченера. Объединив модели в одну форму, мы получим «Метамодель Психологии» (рис. 11) и новое расширенное поле сознания (рис. 12).

Рис.10. Три модели сознания

 

Рис. 11. «Метамодель Психологии»

 

Теперь уже мы видим схему целостного сознания, где центральный многогранник объединяет модели сознания, а два треугольника показывают измененные состояния сознания; весь внешний контур фигуры отражает бессознательное: нижний треугольник — это нижнее бессознательное. Верхний треугольник — Высшее бессознательное; поле вокруг центральной части — личное бессознательное. На рисунке 12 внутренняя окружность — это поле сознания по Вундту, внешняя окружность — поле расширенного сознания Самости по Уилберу и одновременно коллективное бессознательное Юнга, поле, где не человеческое сознание формирует гештальты, а именно коллективное бессознательное являет новые смыслы ученым и посвященным в виде гениальных идей.

Рис.12. Расширенное сознание — Самость

 

Итак, у нас получилась новая фигура — это модель расширенного состояния сознания — метамодель целостного сознания, которое дает трансперсональный опыт. Показанное совмещение всех моделей сознания в единую структуру без противоречий дает целостный взгляд на сущность сознания как механизм образования гештальта сущности сознания.

Схема сознания в «Метамодели Психологии» — это лишь одна из граней. В таком же порядке, кроме структуры личности и сознания, можно соотнести возрастную периодизацию с Архетипами (схема показана ниже).

Расположение направлений и школ психологии в «Метамодели Психологии»

Мы видим, что те направления, которые занимаются духовным, экзистенциальным опытом в настоящее время и развиваются в рамках трансдисциплинарных и пост-дисциплинарных академических исследований, не находят должной поддержки основной науки, хотя наука старается двигаться в ногу с прогрессом и временем.

Рис. 13. Направления и школы в «Метамодели Психологии»

 

Всё на данном периоде развития цивилизации переживает кризис, когда, дойдя до верхнего предела, можно либо деградировать, останавливаясь на достигнутом опыте, и не принимая новых взглядов и положения вещей, либо развиваться дальше, беря во внимание целостное и одновременное развитие не только материи, но и духоматерии. Выбирая новые методы для работы, нужны одновременно два подхода в науке — диалектический и феноменологический. Диалектика, как известно, изучает поведение — как внешний аспект личности, физиология — внутренние процессы, а феноменология бессознательного мира — это отдельная область исследования личности и окружающей среды объединены в кристалле «Метамодели Психологии».

Классификация архетипов в Метамодели Психологии

Врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Рис. 14. Классификация архетипов в «Метамодели Психологии»

 

Вся структура психики зеркально отражает коллективное и личное бессознательное, поэтому можно рассмотреть расположение архетипов в структуре «Метамодели». Архетипы — это детерминирующиеся представления из сверхчувственной сферы, поэтому зона тело-эго на схеме не вошла в их расстановку Их проживание начинается с нижнего треугольника (Предвечный Младенец).

На гранях «Метамодели» будут располагаться Этносы планеты, соответственно прочтение содержимого Архетипов будет читаться во взаимосвязи с этим фактом. То есть, Персона (маска) европейца будет сильно отличаться от Персоны азиата и т. д. Этнический состав мира приближается к пяти тысячам, поэтому граней кристалла для Архетипов будет столько же.

Почему же выбрана такая форма?

В одной из буддийских школ, есть одно из наиболее глубоких прозрений, когда-либо достигнутых человеческим разумом. Императрица Ву, которая оказалась не в состоянии одолеть сложность литературы, попросила Фа Цанга, одного из основателей школы, дать ей практическую и простую демонстрацию космической взаимозависимости (рис. 12). Фа Цанг сначала подвесил светильник к потолку комнаты, установленной зеркалами, чтобы показать отношение Единого ко многому. Затем он поместил в центре комнаты маленький кристалл, и, показав, что все окружающее отражается в нем, проиллюстрировал, как в Предельной Реальности бесконечно малое содержит бесконечно большее, а бесконечно большое — бесконечно малое. Проделав всё это, Фа Цанг заметил, что, к сожалению, эта статичная модель не способна отразить вековечное, многообразное движение во Вселенной и беспрепятственное взаимное проникновение Времени и Вечности, а также прошлое, настоящее и будущее.

Рис. 15. Демонстрация Космической Взаимозависимости — «Метамодель Психологии»

 

Итак, схема универсальна. Она сочетается с науками, религиозными направлениями и внутри психологии может рассматриваться и как схема: а) метасистемы второго порядка; б) развития сознания; в) классификации архетипов в соответствии с возрастными периодами и кризисами; г) развития направлений и школ психологии; д) междисциплинарных связей (в случае рассмотрения метамодели как целостной науки — одна из граней будет представлять психологию, многие другие — смежные науки).

 

Литература:

 

1.       Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. — М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. — 500 с.

2.       Уилбер, К. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. Пер. с англ. под ред. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 314 с.

3.       Юнг, К. Г. Красная Книга / К. Г. Юнг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/jung/krasnaya_kniga

Основные термины: второго порядка, «Метамодель Психологии», первого порядка, «Метамодели Психологии», целостного сознания, Метасистема второго порядка, поле сознания, модели сознания, коллективное бессознательное, гештальта целостного сознания, метамодель целостного сознания, поле расширенного сознания, расширенное поле сознания, и его структура сознания, точка выхода сознания, схему целостного сознания, тела и выход сознания, направлений и школ психологии, сознания следующей стадии», гештальта сущности сознания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle