Библиографическое описание:

Щеглова Е. О., Смолева Т. О. К изучению проблемы социальных страхов как фактора снижения мотивации учения [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 78-79.

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного ее решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Детские страхи — характерно для детского развития в связи с расширением диапазона познания окружающего мира. Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции — это переживание своего личного отношения к действительности, а такие переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Накопленные знания отечественной и зарубежной психологии уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей — дошкольников. Недостаточная разработка и использования знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводят к негативным последствиям.

Дошкольник в шестилетнем возрасте становится школьником. Поступление в первый класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи, они становятся социальными. Главный страх в данном возрасте — это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т. п.

В психолого-педагогической литературе довольно широко освещены аспекты психологической готовности ребенка к школе, такой аспект, как мотивационная готовность ребенка к школе многие авторы не освещают.

Проблема развития мотивации учения у дошкольников относится к числу малоразработанных. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки коррекционных методов и приемов по снижению социальных страхов старших дошкольников, которые в свою очередь влияют на мотивацию учения.

Целью исследования является изучение влияния социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по снижению социальных страхов.

Объект исследования — социальные страхи как фактор мотивации учения.

Предмет исследования — влияние социальных страхов на характер мотивации учения детей старшего дошкольного возраста и их коррекция социальных страхов.

Гипотеза исследования заключается в том, что:

-        у детей с высоким количеством страхов будет преобладать внешняя социально-ориентированная мотивация учения;

-        между страхами и мотивацией учения у ребенка старшего дошкольного возраста существует причинно-следственная взаимосвязь;

-        используя комплекс методов коррекционно-развивающей работы с детьми, возможно, оптимизировать мотивацию учения, снизить страхи у ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.                 Определить сущностную характеристику понятия «страха» на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований;

2.                 Изучить особенности социальных страхов старших дошкольников на этапе перехода на новую социальную ситуацию развития.

3.                 Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по коррекции социальных страхов.

Методологическая основа исследования: Теория развития личности в деятельности А. Н. Леонтьев; концепция эмоционально-мотивационного развития на ранних этапах онтогенеза П. М. Якобсон, Л. И. Божович; концепция об эмоционально-негативных состояниях в детстве А. И. Захаров, в частности, теоретическим положением о том, что «игра для детей была и остается самым естественным способом изживания страхов, т. к. в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий»

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы; психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.

На констатирующем этапе использовались диагностические методики: — «Страхи в домиках» (методика М. А. Панфиловой);

-        Методика исследования мотивации учения у первоклассников и старших дошкольников (методика разработана М. Р. Гинзбург);

-        Методика «Неоконченные предложения» (А. И. Захаров).

Организация и база исследования: исследование осуществлялось в три этапа:

I          этап: поисково-теоретический: анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, формирование теоретических положений, требующих экспериментального подтверждения.

II       этап: опытно-экспериментальный: подбор адекватных методов и методик исследования, проведения констатирующего эксперимента и анализ полученных данных, разработка и апробация программы занятий по коррекции страхов, проведение констатирующего эксперимента.

III     этап: заключительный: обобщающая систематизация и обобщение результатов исследования, апробация и оформление дипломной работы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы коррекции страхов с целью повышения мотивации учения.

Результаты исследования будут представлены в следующей публикации.

 

Литература:

 

1.                 Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник для ВУЗов [Текст] / Е. О. Смирнова. — СПб.: Питер, 2006. — 304с.

2.                 Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2005. — 808с.

3.                 Карвасарский, Б. Д. Психотерапия. [Текст] / Д. Б. Карвасарский. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle