Программа «Умное поколение» как способ развития способностей учащихся (на примере курса развития творческого мышления) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Васильева, Г. Н. Программа «Умное поколение» как способ развития способностей учащихся (на примере курса развития творческого мышления) / Г. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/7287/ (дата обращения: 25.04.2024).

Концепция нашей школы в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной образовательной системы основана, прежде всего, на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, решении комплекса задач по формированию их личностных качеств, нравственных приоритетов и, самое главное, компетентностного подхода к образовательному процессу. На уровне практики деятельность школы (учебная, воспитательная, инновационная) основана на удовлетворении требований 4-х основных потребителей: государства, родителей (семьи), учащихся, работодателей. Школа считает, что талантлив каждый ребенок. Талант и способности следует развивать и поддерживать. Конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, проводимые как в школе, так и в рамках мероприятий района и республики дают возможность проявить свои способности каждому ребенку. Для каждого ребенка доступна система поддержки и сопровождения специалиста психолога.

Одаренность проявляется не во всех видах деятельности, поэтому для успешной работы с одаренным ребенком мы должны найти сильную стороны ребенка и дать ему возможность проявиться, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности.

Тогда у детей развивается мотивация проявлять свои сильные стороны.

В рамках развития и поддержки обучения в школе действует «Курс развития творческого мышления».

Представленная программа направлена на гармоничное развитие личности ребенка и, прежде всего, на развитие сенсорных процессов, воображения, творческого мышления. Актуальность этой программы для настоящего времени связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом.

Курс развития творческого мышления разработан на известной модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, имеющего три критерия: тип интеллектуальных операций, тип информации, тип получения результата.

Каждая часть состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Основную цель развивающего Курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного ковергентного мышления. На развитие последнего ставится акцент в большинстве российских школ, где учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: 1) степени точности ответа; 2) степени подробности; 3) скорости выполнения задания; 4) аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.

Дивергентное мышление — это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения.

Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Курсы включают в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.

Все упражнения и задания предлагаемого Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

1.      Беглость — это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. д.

2.      Гибкость — это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

3.      Оригинальность — способность придумывать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

4.      Способность к детальной разработке — это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие — либо идеи, сюжеты и рисунки.

Хотя целью этого Курса является развитие творческого мышления детей и обеспечение их необходимыми для этого материалами, упражнениями и заданиями, существует еще одна, не менее важная цель — это помощь в раскрытии и развитии творческого педагогического потенциала самих учителей. Невозможно учить творчеству, и при этом самому не стать более творческим человеком.

Один из основных плюсов творческого Курса состоит в том, что каждый учащийся выполняет задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Поскольку этот Курс не опирается на способность учащихся применять какой — либо учебный материал, то каждый ребенок может творить, используя свои знания и опыт. Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. При этом не имеет значения, каков уровень развития ребенка, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым материалам, ситуациям и т. д.

Исследования Э.Торранса, Р.Кратчфильда и С.Парнса показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом.

Необходимыми являются следующие стратегии и техники:

1.      «Мозговой штурм» и принцип «беглости».

2.      «Мягкое» соревнование.

3.      Сотрудничество кооперация.

4.      Безоценочная (или отсроченное оценивание) и благоприятная психологическая атмосфера.

5.      Подкрепления креативности. Создание стимулирующей внешней среды.

6.      Самооценивание учащихся своей деятельности.

«Курс развития творческого мышления» ведется в нашей школе с 1 по 8 класс. Каждый ребенок имеет альбом для индивидуальной работы. Для учителей были даны теоретические и практические семинары по внедрению элементов курса в преподавание предметов. И в течение года каждый учитель показывает, как он использует элементы КРТМ в планировании и проведении уроков. В конце года проводятся традиционные круглые столы.

Рассмотрим пример задания по теме «Загогулина для рисунка». Предлагаем несколько вариантов решения данной проблемы.

Многие из предложенных в рамках курса заданий наиболее успешны для работы не только одним учеником, но и в парах, группах.

Предложенный в рамках курса порядок выполнения заданий не является жестким, можно менять их очередность по своему усмотрению.

Выполнение каждого задания занимает примерно 30 минут, но некоторые задания, в силу тех или иных обстоятельств, могут требовать больше времени. В этом случае мы предлагаем ребятам завершить оставшуюся часть работы дома. Тем не менее, обязательным условием каждого занятия должны быть заключительные дискуссии и обсуждения. Каждый ребенок должен иметь возможность поделиться своими творческими идеями. Если не получается завершить обсуждение на одном занятии, можно, это сделать в свободное время. Каждое занятие в данном курсе — это своего рода целое направление в развитии творчества. Важно наблюдать, чем нравится заниматься нашим детям, как всем вместе, так и каждому по отдельности, и работать с ними углубленно именно в этих направлениях.

В школе ежегодно проводятся предметные недели, которые включают олимпиады, конкурсы, викторины, выставки. Такие мероприятия позволяют развивать познавательные способности детей к наукам гуманитарного и естественно- научного цикла.

Наши ученики пробуют свои силы в интеллектуальных конкурсах школьного, районного, республиканского и российского уровней: «Ученик года», турнир по образовательным областям, олимпиады по предметам, научно- практическая конференция «Шаг в будущее», Давыдовские краеведческие чтения, конференция «Земля наш общий дом», «Сибирская весна», «Мир, в котором я живу», «Кенгуру», «Что ты знаешь о Хакасии?», международный детский фестиваль интернациональной дружбы.

С каждым годом все больше учеников принимают участие в школьных, поселковых, районных играх, конкурсах, выставках, соревнованиях, что является одним из показателей роста творческой активности.

Участвуя в таких мероприятиях ученики могут попробовать свои силы и применить полученные в школе знания в новых нестандартных ситуациях. Ребята приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных заданий и достигают высоких результатов. Учащиеся нашей школы занимают призовые места в турнирах, олимпиадах, конкурсах, смотрах художественной самодеятельности, выставках, спортивных соревнованиях.

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Результаты нашей работы показали, что для детей созданы условия и возможности для саморазвития и самореализации. В течение года велась целенаправленная работа по созданию творческого альбома (авторские стихи, песни, частушки), готовится выставка юных художников и дизайнеров, защита проектов.

Работая по данному курсу коллектив нашей школы пришел к выводу, что развитие творческих способностей учащихся нужно продолжить в среднем и старшем звене.

 

Литература:

 

1.             Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. СПб, 2001 г.

2.             Дружинин В. Н. Психология общих способностей, М., 1995 г.

3.             Петрова Л.М Диагностика творческого мышления в группах развития. Практическая психология в школе. СПб: ИМАТОН, 1998 г.

4.             Середа А. И. Развитие творческого потенциала личности как реализация собственной индивидуальности.Практическая психология в школе. СПб: ИМАТОН, 1998 г.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, творческое мышление, задание, развитие, ребенок, курс развития, школа, детальная разработка, дивергентное мышление, творческое дивергентное мышление.

Похожие статьи

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

дивергентное мышление, креативность, конвергентное мышление, креативное мышление, способность, творческая деятельность, творческий

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении... «Дивергентное мышление» способствует развитию творческого...

Как решение творческих задач способствует развитию...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена... Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления

открытый тип, дивергентное мышление, ученик А, учащийся, задача, ученик С, ученик В, способность, сильный ученик, выполнение заданий.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая деятельность, тип мышления, развивающее обучение, задача, клетчатая бумага, развитие ребенка, дивергентный тип, развитие видения. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

дивергентное мышление, дивергентное мышление учащихся, Ученик С, ученик А, учащийся, развитие, конкурсный отбор, творческое

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена... Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления ребенка...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая...

дивергентное мышление, дивергентное мышление учащихся, Ученик С, ученик А, учащийся, развитие, конкурсный отбор, творческое мышление, высокий уровень развития, задание.

Развитие творческого мышления младших школьников

Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности в какой-то мере творческие, но наиболее явно они проявляются в дивергентном мышлении как способности давать необычные ответы на стандартизированные тесты.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского...

Ключевые слова: воспитание, формирование, развитие, дети дошкольного возраста, дизайнерское мышление.

Под дивергентным он понимал мышление, направленное на нахождение разных путей и вариантов решения задач, видение разных аспектов.

Похожие статьи

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

дивергентное мышление, креативность, конвергентное мышление, креативное мышление, способность, творческая деятельность, творческий

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении... «Дивергентное мышление» способствует развитию творческого...

Как решение творческих задач способствует развитию...

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена... Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления

открытый тип, дивергентное мышление, ученик А, учащийся, задача, ученик С, ученик В, способность, сильный ученик, выполнение заданий.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление.

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая деятельность, тип мышления, развивающее обучение, задача, клетчатая бумага, развитие ребенка, дивергентный тип, развитие видения. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

Как развить дивергентное мышление учащихся при решении...

дивергентное мышление, дивергентное мышление учащихся, Ученик С, ученик А, учащийся, развитие, конкурсный отбор, творческое

Развитие дивергентного мышления школьников среднего звена... Однако хотелось бы отметить, что «дивергентность» мышления ребенка...

дивергентное мышление, творческое мышление, творческая...

дивергентное мышление, дивергентное мышление учащихся, Ученик С, ученик А, учащийся, развитие, конкурсный отбор, творческое мышление, высокий уровень развития, задание.

Развитие творческого мышления младших школьников

Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности в какой-то мере творческие, но наиболее явно они проявляются в дивергентном мышлении как способности давать необычные ответы на стандартизированные тесты.

Научно-теоретические основы развития дизайнерского...

Ключевые слова: воспитание, формирование, развитие, дети дошкольного возраста, дизайнерское мышление.

Под дивергентным он понимал мышление, направленное на нахождение разных путей и вариантов решения задач, видение разных аспектов.