Библиографическое описание:

Зайтметов Х. А. Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 99-102.

Термин «эмпатия» произошел от греческого слова (empatheia) — «физическая привязанность, страсть, пристрастие», происходящее из (en), «в» (pathos), «чувствующий». В английском языке термин был впервые использован как перевод немецкого слова «Einfühlung» (проникновение, вчувствование), использованное в 1885 году Теодором Липпсом, в контексте теории воздействия искусства [5, с.24].

На сегодняшний день существует несколько подходов к изучению проблемы эмпатических способностей. Проблемы с понятием «эмпатия» имеет огромное место в таких областях как психология, педагогика, обучение, психотерапия, взаимодействие в социальных сферах и т. д. На данную проблему, несмотря на множества и широкие исследования, еще не существует ни общепринятой теории, ни единого понимания. Изучение эмпатии имеет свои сложности, которые заключаются в том, что теоретически и экспериментально мало разработаны в науке, такие вопросы как, проблема эмоциональных состояний, взаимосвязь переживания и поведения и т. д.

Один из основных представителей гуманистической психологии К. Роджерс определяет эмпатию «как способ существования с другим человеком, возможность войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома». [3, с. 114–150].

Очевидно, что эмпатии исследователями раскрываются по различным понятиям, как процесс или как свойство. Первая группа исследователей Т. И. Пашукова и Л. П. Стрелкова рассматривают и исследуют процессуальную сторону эмпатии. Они видят в эмпатии процессе и конструируют модель, в которой последовательно представлены сочувствие, сопереживание, реальное содействие. Исследователь Л. П. Стрелкова утверждают, что «наблюдающий часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатическими процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком–то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше отстоит эмпатийный процесс от своего конечного звена — реального содействия другому…» [2, с.99].

Когда у эмпатии обнаружили коммуникативного аспекта это и стало аргументом сообщать об эмпатии как о процессе.

В российской науке феномен эмпатии как профессионально значимое качество личности психолога и педагога углубленно начинает изучаться также с 70-х годов (Т. А. Ахрямкина, С. Б. Борисенко, Л. В. Веденеева, Т. П. Гаврилова, Е. А. Ичаловская, Г. Ф. Михальченко, Н.А Мозговая, Н. Н. Обозов, А. Б. Орлов, С. В. Салыкова, О. И. Цветкова, А. Э. Штейнмец, И. М. Юсупов). Эмпатия интерпретируется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого; как феномен, который характеризуется эмоциональным проникновением, вчувствованием в собеседника, установлением эмоциональной идентификации, выражением сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику; как процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого.

Большинство исследователей выделяют две формы выражения эмпатии. Так, например, Т. П. Гаврилова выделяя сопереживание и сочувствие как видов эмпатии и считает, что «в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия — альтруистические. Сопереживание направлено большей частью на себя, ибо индивид здесь переживает то, что может случиться в будущем, а сочувствие переживается безотносительно к собственному благополучию. Иногда в сопереживании можно обнаружить сочувствие, и наоборот, но один из видов эмпатии, по мнению исследователей, обязательно доминирует» [1, c. 123–124].

И. М. Юсупов выделял следующие компоненты эмпатийного понимание, называет их «комплементарными». Он пишет: «эмоциональные и когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности. Включение одного в другое происходит при дефиците информации об эмпатируемом объекте с целью «проникновения» в скрытый мир другого человека или антропоморфизированного объекта» [4, c. 103].

Эмпатическую способность можно связывать с успешности общения, потому что отношение людей к друг другу во многом определяет способность к эмпатии. В связи с этим, эмпатию можно назвать ядерным компонентом в человеческом общении. Сопереживание чужим эмоциям и воспринимать внутренний мир другого человека является истоки морального развития личности и признаки человечности.

Необходимо отметить, что особое внимание следует уделять личности психологов и педагогов, потому что человек — это сложная формула, имеющая сложную структуру. Эмпатические способности является профессионально важным качеством педагогов и психологов, и всех специалистов, работа которых непосредственно связана с общением и отношением с людьми. Эмпатические способности в личности психологов и педагогов играют очень большую роль, определяя эффективность его профессиональной деятельности.

Для характеристики эмпатии как свойства личности к профессиональной деятельности нами использовались опросник уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.

Мы предположили, что эмпатия по степени выраженности и видам отличается у студентов разных специальностей. И для проверки данной гипотезы провели экспериментальное исследование на базе ХГУ имени академика Б. Гафурова. В качестве испытуемых были обследованы студенты разных профилей педагогического университета. В нем приняли участие 240 студентов 4 различных факультетов: таджикской филологии, математики, русской филологии и кафедры психологии педагогического факультета (по 60 студентов с каждого факультета), в возрасте 17–23 лет.

Уровень развития эмпатийности студентов разных специальностей выявлен с помощью методики «Способность педагога к эмпатии» И. М. Юсупова.

Анализ результатов позволяет говорить о существенных различиях уровней сформированности эмпатических способностей у студентов в зависимости от специальности. Так, высокий уровень эмпатии выявлен у незначительной части студентов всех специальностей (в среднем 12,9 %), причем среди математиков студенты с высоким уровнем эмпатии составляют 10 %, студентов–филологов (русский язык и литература) –13,4 %; студентов–психологов –15 % и студентов–филологов (таджикский язык и литература) — 13,4 %. Средний уровень эмпатии выявлен у 35,4 % студентов, причем среди студентов–математиков лиц со средним уровнем эмпатии — 30 %; студентов–филологов (русский язык и литература) –36,7 %; студентов–психологов –33,4 % и среди студентов–филологов (таджикский язык и литература) — 41,7 %. Низкий и очень низкий уровень развития эмпатии выявлены у 51,7 % студентов, при этом среди математиков — 60 %; студентов–филологов (русский язык и литература) — 50 %; студентов–психологов — 51,7 % и у студентов–филологов (таджикский язык и литература) –45 %. Следует отметить, что высокий и средний уровень эмпатии отмечается у 51,1 % студентов гуманитарных специальностей и у 40 % математиков

Результаты диагностики приведены на диаграмме сравнительных показателей уровней сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов (Рис. 1).

Рис. 1. Степень сформированности эмпатических способностей у студентов разных факультетов

 

Результаты диагностики развития эмпатии показывают, что у студентов разных специальностей уровень актуальной сформированности отличается различной степенью выраженности. Наиболее высокий средний показатель уровня эмпатии наблюдается у студентов-филологов: факультета таджикского языка и литературы и русского языка и литературы. Высокий и средний уровень эмпатии демонстрируют 55 % студентов, изучающих таджикский язык и литературу, 40 % математиков, 50 % филологов, изучающих русский язык и литературу, и 48,3 % психологов. В целом, можно констатировать, что у большинства студентов отмечается средний и низкий уровень развития эмпатии.

Студенты с высокими уровнями эмпатии чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать другим людям, с неподдельным интересом относятся к людям, разбираются в индивидуальных особенностях детей.

Для студентов, имеющих средний уровень эмпатии, характерны такие особенности, как знание индивидуально–психологических особенностей детей, понимание их индивидуальности. Вместе с тем, эмпатические способности актуализируются не всегда.

Студенты с низким уровнем эмпатии слабо знают индивидуально–психологические особенности детей, поэтому испытывают затруднения в установлении контактов с ними, чувствуют себя неуверенно в окружении большого количества людей.

Далее для выявленные тенденции различий актуального развития эмпатии в зависимости от специальности подтверждаются данными диагностики субъективной направленности эмпатии. Методически эмпатия квалифицируется на: эмпатию к родителям; эмпатию к животным; эмпатию к старикам; эмпатию к детям; эмпатию к героям художественных произведений; эмпатию к знакомым и малознакомым людям.

Результаты диагностики субъективной направленности эмпатии приведены в таблице 1

Таблица 1

Субъективная направленность эмпатии у студентов разных факультетов.

Факультеты

Общее количество студентов

Шкалы эмпатии

Эмпатия к родителям

Эмпатия к животным

Эмпатия к пожилым людям

Эмпатия к детям

Эмпатия героям художественных произведений;

Эмпатия со знакомыми и малознакомыми людьми.

Математики

100 %

21,6 %

21,6 %

13,3 %

16,7 %

10 %

16,8 %

Русского языка и литературы

100 %

16,6 %

15 %

16,7 %

20 %

15 %

16,7 %

Психологии

100 %

18,3 %

16,7 %

18,4 %

18,3 %

13,3 %

15 %

Таджикского языка и литературы

100 %

20 %

18,4 %

21,6 %

13,3 %

15 %

11,7 %

ИТОГИ

100 %

19,2 %

17,9 %

17,5 %

17 %

13,4 %

15 %

 

Анализ результатов показал, что у студентов факультета математики наиболее выражена эмпатия к родителям и животным –21,6 % и наименее выражена к пожилым людям –13,3 % и к героям художественных произведений ––10 %. У студентов — филологов (русский язык и литература) наиболее выражена эмпатия к детям –20 % и родителям –16,7 % и наименее выражена к животным и героям художественных произведений –15 %.

Среди студентов психологов наиболее выражена эмпатия к родителям –18,3 %, детям — 18,3 % и старикам –18,3 % и наименее — к героям художественных произведений –13,3 %.

У студентов филологического факультета (таджикский язык и литература) наиболее выражена эмпатия к пожилым людям — 21,6 % и родителям — 20 % и и наименее выражена к детям –13,3 % и к знакомым и малознакомым людям –11,7 %.

Итак, наиболее развитой у студентов является эмпатия к родителям, наименее развитой — эмпатия к героям художественных произведений. Эмпатия к пожилым людям оказывается наиболее выраженным видом эмпатии у студентов-филологов, изучающих таджикский язык и литературу, но при этом у них наименее выражена эмпатия к детям по сравнению со студентами других специальностей. Менее всего эмпатия к пожилым людям выражена у будущих математиков. Следует отметить, что эмпатия к детям не является ведущим видом эмпатии у студентов педагогического вуза всех специальностей. Эмпатию к героям художественных произведений выражают 13,4 % испытуемых. Выражение эмпатии по этой шкале отмечается лишь у половины испытуемых, по степени выраженности это чувство находится на последнем месте.

Таким образом, эмпатические способности являются важным профессиональным качеством психологов и педагогов, обусловленным особенностями профессиональной педагогической деятельности и интегрирующим целый комплекс личностных качеств, связанных с общением, эмоциональными отношениями и пониманием внутреннего мира других людей.

Полученные результаты можно интерпретировать в связи с профессиональным выбором студентов и их специализацией в гуманитарной или естественной области знаний. Математики менее ориентированы на общение и на познание внутреннего мира других людей. Будущие психологи педагоги-филологи более открыты, но часто характеризуются формирующимся у них оценочным отношением к окружающим людям.

Выявленные различия в степени выраженности видов эмпатии у студентов разных факультетов можно объяснить направленностью на традиционные культурные ценности студентов гуманитарных специальностей, особенно студентов, изучающих таджикский язык и литературу.

 

Литература:

 

1.                  Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т. П. Гаврилов//Вопросы психологии.–1975. –№ 2. С.147–158.

2.                  Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс.... докт. психол. наук. Л. — 1982. С.350.

3.                  Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. /К.Роджерс.–М.: Изд–во МГУ, 1984.–С.114–150.

4.                  Юсупов И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дисс.докт.психол.наук / Юсупов И. М.–СПб.,1995. — С.34. (219 (33))

5.                  Titchener E. B. Lectures on the experimental psychology of the thought process/–N/Y/^ McMilan, 1909.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle