Библиографическое описание:

Степанова Л. Н. Психологическая защита педагогов с синдромом эмоционального выгорания [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 82-85.

Профессия имеет огромное значение в жизни каждого человека. Работа — это одна из главных составляющих человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии — та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Проблема влияния профессии на личность и личности на профессиональную деятельность периодически возникает в фокусе внимания отечественных исследователей, таких как B. C. Агапов, О. С. Анисимов, С. П. Безносов, P. M. Грановская, А. А. Деркач, B. Е. Зазыкин, Т. А. Жалагина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Е. И. Рогов и др. и зарубежных ученых А. Адлер, К. Маслач, Э. Фром, К. Чернисс, К. Юнг и др. При всей разработанности проблемы до настоящего времени остается актуальным и недостаточно разработанным вопрос преодоления и профилактики профессиональной деформации личности. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к профессиональной деформации личности педагога, формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

В связи с этим весьма перспективным и актуальным является изучение проблемы особенностей и механизмов защитного поведения личности с синдромом эмоционального выгорания, так как именно психологическая защита отражает гармоничность развития личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы.

В настоящее время вопрос психологической защиты личности и её механизмов имеет широкое освещение в научной литературе, но единой концепции защитных механизмов личности и её теоретической модели нет.

В широком смысле под психологической защитой личности понимается сложная многоуровневая система социальных, социально-психологических и индивидуально личностных механизмов, образований и форм поведения, направленную на устранение и ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Впервые термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Эмоциональное выгорание — это динамический процесс, он возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Выделяется три основные группы симптомов эмоционального выгорания: психофизические симптомы, социально-психологические симптомы, поведенческие симптомы.

По данным немногочисленных исследований особенностей защитных механизмов педагогов с синдромом эмоционального выгорания можно сделать вывод о том, что психологические защиты педагогов с синдромом эмоционального выгорания имеют качественные отличия, а именно преобладание таких защитных механизмов как регрессия, замещение, проекция, компенсация, рационализация. Также наблюдается общая повышенная напряженность защит у педагогов с синдромом эмоционального выгорания, что свидетельствует о наличии высокой напряженности, конфликтных ситуация в педагогической деятельности.

Для подтверждения предположений, полученных в результате теоретического анализа, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось в октябре-декабре 2014 года, на безе общеобразовательных школ № 3, № 6 города Куйбышева. Было сформировано две выборки испытуемых: в первую экспериментальную группу вошли педагоги общеобразовательных школ в количестве 25 человек с выраженным синдромом эмоционального выгорания. Вторая контрольная группа испытуемых была сформирована из педагогов общеобразовательных школ, не имеющих выраженный синдром эмоционального выгорания и состояла из 25 человек.

В ходе эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики:

-        Методика «уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко);

-        Методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана- Плутчика.

Таблица 1

Результаты расчета t-критерия Стьюдента по показателям методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана.

Показатель

Среднее значение экспериментальной группы — X

Среднее значение контрольной группы — Y

t эмпирическое

1. Вытеснение

28,8

32,4

0,7

2. Регрессия

38,44

28,04

1,6

3. Замещение

24

16,08

0,7

4. Отрицание

43,6

42,48

0,2

5. Проекция

56,68

58,72

0,3

6. Компенсация

47,6

44, 68

2,7

7.Реактивное образование

44

40

0,3

8. Интеллектуализация

48,84

33, 6

0,7

 

Примечание — X — педагоги общеобразовательных школ с сформированным синдромом эмоционального выгорания, Y — педагоги общеобразовательных школ с несформированным синдромом эмоционального выгорания.

t критическое

p ≤ 0,05*

p ≤ 0,01**

P ≤ 0, 001***

2,01

2,68

3,55

 

В результате расчета t-критерия Стьюдента был выявлен целый ряд статистически достоверные различия. Так статистически достоверные различия обнаружены между контрольной и экспериментальной группой по шкале «регрессия». В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная подобным личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности. Преобладание такого защитного механизма у педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания можно объяснить особенностями профессиональной деятельности, а именно выполнением своих профессиональных обязанностей в режиме многофункциональности, повышенной эмоциональной включенности и большим количеством нестандартных ситуаций. Все это приводит к тому, что педагог со временем начинает упрощать собственные профессиональные действия и вырабатывать универсальные способы реагирования на фрустрирующие ситуации.

Педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания использует такой защитный механизм как замещение. Иногда его называют смещением. Он проявляется в разрядке подавленных эмоций (чаще враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные для субъекта защиты, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать конфликт с ним, переносится на другого человека, более доступного и неопасного. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. Чаще учитель пользуется подобной разрядкой не на уроках, а приходя домой. Все накопленные негативные эмоции от общения с учащимися переносятся на собственных детей, или конфликт с коллегами может отразиться на супруге.

Педагоги с выраженным синдромом эмоционального выгорания интенсивно используют механизм защиты под названием интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Действие интеллектуализации проявляется в чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок. Данный факт вполне логичен и может объясняться тем, что большая эмоциональная насыщенность педагогической деятельности со временем приводит педагога к экономии эмоций и преобладанию интеллектуального способа реагирования на фрустрирующую ситуацию.

Также выявлены статистически достоверные различия между выборками испытуемых по шкале «компенсация». Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках заменить реальный или воображаемый недостаток, дефект, нестерпимое чувство другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности; при этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности. Преобладание данного защитного механизма у педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания можно объяснить особенностями профессии. Учитель всегда должен быть идеальным примером для ученика, и потому попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другими качествами. Возможно, педагоги используют данный механизм для соответствия своей социальной роли и мнению большинства о ней.

Таким образом, наше теоретическое предположение получило свое эмпирическое подтверждение, психологические защиты педагогов с выраженным синдромом эмоционального выгорания имеют качественные отличия, а именно преобладание таких защитных механизмов как регрессия, замещение, проекция, рационализация. В настоящий период полученные данные используются для разработки тренинговой программы «Ресурс», целью программы является преодоление синдрома эмоционального выгорания и оптимизация действия защитных механизмов педагогов.

 

Литература:

 

1.      Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. N 5. С. 30–34.

2.      Алмаев Н. А. Оценка психических свойств методики «индекс жизненного стиля» Келлермана-Плутчека /Н. А. Алмаев, Г. Ю. Малкова//Вопросы психологии. -2006.- № 4.-С. 151–159.

3.      Асмаковец Е. С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения [Текст]: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. «Личностно-профессиональное развитие педагога: традиции и инновации» / Е. С. Асмаковец// Психология и школа. — 2012. — № 2. — С. 94–99. — табл.

4.      Басин Ф. Б. Проблемы психологический защиты / Ф. Б. Басин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал.- 1988.-№ 3. — С. 78–86.

5.      Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — с 96–104.

6.      . Зеер Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург // Деловая книга, 2005. — 240 с. — (Gaudeamus). — ISBN 5–8291–0566–7: 100–94

7.      Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. — 2005. — № 8. — С.11–21

8.      Никольская И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — Санкт-Петербург: Речь, 2001. — 507с. — ISBN 5–9268–0009–9: 145–00

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle