Библиографическое описание:

Гаврилова Ю. А. Хронические стрессовые ситуации и синдром дезадаптации у студентов медицинского вуза [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 94-96.

Сопутствующий ослабленному состоянию здоровья хронический стресс при наличии других факторов риска способствует развитию синдрома дезадаптации с последующим ухудшением морфофункциональных показателей организма студентов.

Ключевые слова: здоровье студента, стресс, фактор риска, синдром дезадаптации, функциональное состояние организма.

 

Ухудшение состояния здоровья у детского и подросткового населения в начале XXI века в Российской Федерации проявляется значительным увеличением частоты функциональных расстройств и хронической соматической патологии [1,с.28]. Исследования ученых доказывают, что максимальный подъем заболеваемости будущих студентов наблюдается у них уже в период их обучения в школе [2,с.15].

Охрана здоровья студенческой молодежи считается одной из важнейших социальных задач общества. Студенты высших учебных заведений — социально-экономический, интеллектуальный, творческий потенциал страны. Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на возрастные проблемы студентов накладывается негативное влияние целого ряда мировых общественных и политических кризисов. Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях в условиях постиндустриального периода развития государства является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи [6,с.18]. Поэтому студенчество относится к группе повышенного риска по формированию хронической психосоматической патологии, так как на возрастные проблемы молодых людей накладываются недостаточные резервы здоровья и недостаточная физическая тренированность. Исследования показывают, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10 % до 20–25 %, в некоторых вузах достигает до 40 %. Функциональное здоровье студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень — 1,8 %; средний — 7,7 %; низкий — 21,5 %; очень низкий — 69 %. Отмечается ухудшение состояния здоровья учащихся высших образовательных учебных заведений с переходом на старшие курсы: так, если ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23 %, то к четвертому — на 43 % [3,с.41]. Это происходит в связи с резко сокращающимся временем у студентов для активного отдыха, в силу большой загруженности учебной деятельностью. В свою очередь данный факт приводит к значительному снижению физической работоспособности. Хронический стресс, при наличии других факторов риска, сопутствующий ослабленному состоянию здоровья, способствует развитию дезадаптационного синдрома с последующим ухудшением морфофункциональных показателей организма обучающихся [2,с.34].

В сложившейся ситуации изучение современных тенденций здоровья студентов, поведенческих характеристик, влияющих на здоровье, является важной задачей для обеспечения здоровья учащейся молодежи. Целью работы стало изучение возможности студентов преодолевать стрессовые ситуации в зависимости от наличия функциональных резервов организма. Материалом для работы послужили данные обследования студентов 3 курса лечебного факультета ЯГМУ в количестве 50 человек в возрасте 20 лет. Обследование проводилось с 13.00–15.00 часов дня в учебной аудитории.

В основу исследования были положены 2 метода: тест жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) [5,с.18] и метод компьютерной диагностики «Диакомс», версия 7.22 [4,с.5]. Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д. А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди [5,с.18]. Жизнестойкость — это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Метод компьютерной диагностики «Диакомс», версия 7.22, имеет свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ в РОСПАТЕНТ N 990740 от 12 октября 1999 г. Система утверждена Министерством Здравоохранения Российской Федерации, Протокол № 5 от 11.09.92 и рекомендована к внедрению на всех уровнях системы здравоохранения и медицинской науки (Письмо МЗ РФ 05–16/10–16 от 23.03.93). С помощью комплекса «Диакомс» анализировались специальные показатели по заложенным в программу критериям (выраженное снижение иммунитета, состояние психоэмоционального перенапряжения, психическая напряженность, склонность к истощению ЦНС, снижение концентрации внимания, повышенная возбудимость ЦНС, снижение волевого уровня, снижение общей жизненной мотивации, тревожность, склонность к снижению адаптации, адаптационный синдром, снижение мотивации к обучению). Так как основная цель данного метода — определить общее функциональное состояние организма, то главным критерием, который использовался в основе деления исследуемых студентов на 2 группы, был индекс здоровья Махалонобиса. Данный индекс показывает, насколько данный пациент отличается от контрольной группы по интегральному показателю здоровья. Если величина данного индекса больше 2,5, то отклонения в состоянии его здоровья составляют 95 %. Цифровой материал обработан с использованием пакета программ «StatPlus 2009».

Группа обследованных студентов, состоящая из 50 человек, была разделена на 2 подгруппы: индекс здоровья от 0,1–2,4 — группа функционально здоровых — 29 человек (58 %); индекс здоровья более 2,5 — группа риска наличия функциональных отклонений — 21 человек (42 %).

Анализ данных показал, что студенты, относящиеся к группе риска по наличию различных функциональных отклонений, имеют более выраженные ухудшения по ряду изучаемых показателей. Так снижение иммунитета в данной группе выражено в 71 %, ситуативная тревожность в 38 %, склонность к агрессивности в 33 %, адаптационный синдром в 29 %, снижение жизненной мотивации в 52 %, снижение волевых показателей в 29 %.

В группе функционально здоровых, по сравнению с группой риска, снижение иммунитета наблюдается в 31 %, ситуативная тревожность в 7 %, склонность к агрессивности в 14 %, адаптационный синдром отсутствует, снижение жизненной мотивации в 14 %, снижение волевых показателей в 17 %.

Найдена статистическая достоверность различий между группой риска и группой функционально здоровых по показателям: снижение иммунитета (Р < 0,005), высокая ситуативная тревожность (Р < 0,01), склонность к агрессивности (Р < 0,05), адаптационный синдром (Р < 0,001), снижение волевого уровня (Р < 0,01), снижение общей мотивации (Р < 0,005). В группе риска эти показатели значимо выше, что означает, что снижение иммунитета приводит к снижению психологической устойчивости и интереса к обучению.

При анализе данных, полученных с помощью адаптированной методики «Теста жизнестойкости Мадди-Леонтьева», статистическая достоверность получена в показателе «повышенного контроля», Р < 0,01. Данные в сравнительной интерпретации представлены в таблице 2 «Сравнительная характеристика показателей по тесту Мадди в группе риска и группе функционально здоровых». Это означает, что группа функционально здоровых в большей степени, чем группа риска, достигает жизнестойкости за счет высокого контроля, т. е. убеждения, что человек сам выбирает свой путь.

Очевидно, что группа риска по наличию различных функциональных отклонений достигает жизнестойкости главным образом за счет принятия риска, который зачастую бывает неоправданным и не поддерживается физиологическими ресурсами. В то время как группа функционально здоровых студентов добивается жизнестойкости за счет контроля и вовлеченности, получая удовлетворение от собственной деятельности.

Важной задачей в настоящем исследовании было изучить корреляционные взаимосвязи между признаками, которые могли бы указать на взаимное влияние их в группе здоровых и группе риска по наличию различных функциональных отклонений.

В группе риска по наличию различных функциональных отклонений наблюдаются следующие процессы:

Чем выше цифры показателя индекса здоровья (то есть вероятность различных отклонений повышается от 67 до 99 % случаев), тем ниже показатели иммунитета (р< 0,05). Это означает, что сниженные показатели иммунитета и уровня здоровья свойственны группе риска.

Обратная связь наблюдается в группе риска с показателем «ситуативная тревожность» — с увеличением степени показателей группы риска по различным функциональным отклонениям увеличивается показатель тревожности. Та же ситуация имеет место по критерию «конфликтность». Коэффициент корреляции — 0,45 в первом случае, а во втором — 0, 46; (р< 0,05 в обоих случаях). Данные доказывают, что чем больше отклонений на функциональном уровне, тем выше ситуативная тревожность и внутриличностная конфликтность.

Найдена также взаимосвязь высокой личностной и ситуативной тревожности и общей жизненной мотивацией. Если тревожность снижается, то общая жизненная мотивация улучшается (р< 0,05).

Интересные корреляционные взаимосвязи прослеживаются в отношении показателя «адаптационный синдром». Чем выше значения показателя «адаптационный синдром», то есть если человек находится в состоянии незавершенной адаптации, тем больше склонность к истощению ЦНС и снижается мотивация к обучению (р< 0,05). По всей видимости, у людей данной группы все силы уходят на поддержание своей адаптации, при этом увеличивается истощаемость, а мотивация к обучению снижается. Им просто не до него.

Также при высоких значениях показателя «адаптационный синдром» у данной группы лиц наблюдаются трудности с процессом социализации (р< 0,01), растет количество лиц со сниженным иммунитетом и состоянием психо-эмоционального перенапряжения. Это может означать, что проблемы адаптации приводят к снижению иммунитета и к перенапряжению, и как следствие нарушают социализацию, способствуют девиантному поведению.

В группе функционально здоровых студентов, у которых показатель индекса здоровья больше 2,0, наблюдается отрицательная корреляция со снижением мотивации к обучению. Это означает, что ухудшение показателей здоровья может приводить к снижению мотивации к обучению даже в группе функционально здоровых.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

-          из 50 человек исследуемой группы студентов 42 % имеют различные функциональные отклонения;

-          в группе студентов, имеющих риск развития различных функциональных отклонений, имеется большее количество изменений по ряду психологических и физиологических показателей здоровья по сравнению со второй группой студентов;

-          студенты, относящиеся к группе риска по наличию различных функциональных отклонений, испытывают часто состояние ситуативной тревожности, находясь под влиянием адаптационного синдрома, что формирует склонность к психосоматической патологии и увеличивает риск развития патологических состояний;

-          студенты, относящиеся к группе риска по наличию различных функциональных отклонений, осуществляют процесс жизнестойкости за счет принятия риска, который не обеспечивается физиологическими ресурсами;

-          студенты, относящиеся к функционально здоровым, обеспечивают процесс жизнестойкости за счет контроля и вовлеченности, что позволяет им осуществлять собственную деятельность и выбирать свой путь.

 

Литература:

 

1.         Аллянов, Ю.Н., Батракова, И.А., Филатова, Е. В. Коррекция функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии: монография. М.: Финансовый университет, 2013. — 80 с.

2.         Баранов, А. А., Кучма, В. Р., Сухарева, Л. М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков: монография /А. А. Баранов. — М.: Изд-во ПедиатрЪ, 2014. — 385 с.

3.         Жданова, Л.А., Борзов, Е.В., Бобошко, И.Е., Нуждина, Г.Н., Молькова, Л. К. Социально-ориентированный педиатр: миф или реальность. Подготовка на допостдипломном этапах // Российский педиатрический журнал — 2014. — № 2. — С. 41–45

4.         Лакин, В. В. Метод электропунктурной диагностики по Накатани и компьютерный комплекс «Диакомс». — Учебно-методическое пособие — М., 2003. — 101 с.

5.         Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

6.         Шагина, И.Р., Влияние учебного процесса на здоровье студентов// Астраханский медицинский журнал, — № 2, — 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle