Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шамсутдинова, Н. А. Проблема социально-психологической адаптации детей с перинатальным поражением нервной системы / Н. А. Шамсутдинова, Н. А. Насирдинова, Д. Э. Искандарова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7256/ (дата обращения: 23.04.2024).

Актуальность: Развитие, воспитание, образование детей школьного возраста и сохранение их здоровья является весьма актуальной и важной государственной проблемой. За последние 5 лет число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2–2,5 раза, достигнув более 30 %. Примерно половина неуспевающих школьников, имеют отягощенный перинатальный анамнез [1].

У детей с отягощённым перинатальным анамнезом, отмечатся несовершенством адаптационно-приспособительных и функциональных возможностей ЦНС. Нервная система детей с этой патологией не могут отреагировать на различные стрессорные факторы, создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка. Также много работ посвящена к проблема эмоционально-личностной сфере и уровня тревоги детей младшего школьного возраста. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребёнка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом, увеличение внутренних органов, вегетативной перестройкой [3,4].

Это означает, что кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребёнка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, дети с отягощённым перинатальным анамнезом характеризуются несовершенством адаптационных возможностей, создающей предпосылку для дальнейшей дезадаптации детей различных возрастов.

Цель исследования:

1.        Оценить возможности социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом в сравнении с практически здоровыми детьми.

2.        Определить значимые факторы социальной — психологической дезадаптации детей с перинатальным поражением нервной системы.

Материалы исследования: Были обследованы 28 детей, младшего школьного возраста, обучающихся в школе № 35 «ДИМ» города Андижан.

Дети были разделены на 2 основные группы:

1- группа контроля — практически здоровых детей без отягощенного перинатального анамнеза;

2- группа сравнения — дети с отягощенным перинатальным анамнезом;

Методы исследования: Для выявления особенностей процесса социализации детей младшего школьного возраста, была проведена оценка по методике Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В. (1995 год.). Методика состоит из 5 шкал, каждая шкала состоит из 5 вопросов, и оценивают педагоги социализацию ребёнка от 0–5 баллов [2]:

I. шкала «Успешность выполнения школьных заданий»;

II. шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий»;

III. шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий»;

IV. шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу»;

V. шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»;

Также проводилась оценка эмоциональных проявлений по методике Й. Шванцара (2007) (таблица 1) [4,3]:

Таблица 1

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка

Чувственное проявление

Интенсивность

1

2

3

4

5

Возбуждаемость

 

 

 

 

 

Злобность

 

 

 

 

 

Ревность

 

 

 

 

 

Жестокость

 

 

 

 

 

Ласковость

 

 

 

 

 

Сочувствие

 

 

 

 

 

Агрессивность

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования:

У детей в группе сравнения процессы социальной — психологической адаптации в школе происходило значительно тяжелее, так как возникали трудности во взаимоотношения со сверстниками, в сравнении с детьми в группе контроля (таблица 2). При оценке уровня эмоциональных проявлений у детей группы сравнения процессы социализации детей происходило значительно труднее за счёт выраженной возбуждаемости, злобности и агрессии детей с отягощённым перинатальным анамнезом (диаграмм 1).

Таблица 2

Показатели социально-психологической адаптации школьников

Шкала

Группа контроля

Группа сравнения

Успешность выполнения школьных заданий

4

4

Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий

4,7

4,4

Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий

5

4,7

Настроение, с которым ребёнок идёт в школу

4,5

4,3

Взаимоотношения с одноклассниками

4,5

3,5

 

Рис. 1. Показатели оценочной шкалы эмоциональных проявлений ребенка

 

Вывод:

1.      Процессы социальной — психологической адаптации детей с отягощённым перинатальным анамнезом происходило значительно труднее, детей без отягощённого перинатального анамнеза.

2.      Значимыми факторами социальной — психологической дезадаптации детей в школе явились: возбуждаемости, злобность, агрессия и трудности во взаимоотношения со сверстниками.

 

Литература:

 

1.      Морозова Е.А 2010 Неврологический вестник стр. 449–454

2.      Russel G., Betts W. Natal and neonatal factors in premature infant mortality: report of a ten year study.2000

3.      Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. / пер с англ. В. В. Старовойтова. М.: Академический проект, 2004.

4.      Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): отягощенный перинатальный анамнез, группа контроля, группа сравнения, младший школьный возраст, ребенок, психологическая адаптация детей, психологическая дезадаптация детей.

Похожие статьи

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте.

Критерии и показатели социально-психологической...

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям

Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. социальная адаптация, школьная дезадаптация, профилактика дезадаптации.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации...

дезадаптация, младший школьный возраст, школьная адаптация, психологическая готовность к школьному обучению, психологический кризис, школьный невроз.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

адаптация, дети младшего школьного возраста, дошкольная образовательная организация.

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

Особенности школьной адаптации младших школьников на... школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.

Похожие статьи

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков...

В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте.

Критерии и показатели социально-психологической...

Это состояние несоответствия социально-психологического статуса ребенка требованиям и условиям

Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. социальная адаптация, школьная дезадаптация, профилактика дезадаптации.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка.

Опыт работы по снижению риска дезадаптации детей раннего...

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.

В связи с этим в нашем учреждении проводится работа по снижению риска дезадаптации как с детьми, так и с родителями.

Опыт исследования особенностей адаптации к ДОУ детей...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации...

дезадаптация, младший школьный возраст, школьная адаптация, психологическая готовность к школьному обучению, психологический кризис, школьный невроз.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

адаптация, дети младшего школьного возраста, дошкольная образовательная организация.

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

Особенности школьной адаптации младших школьников на... школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.