Библиографическое описание:

Абдиназарова Н. Э. Межличностные отношения в семье ребенка с особыми нуждами [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 88-90.

Семья ребенка с особыми нуждами представляет собой специфический объект исследования в психологии семейных отношений. С одной стороны, как любая семья, она может быть определенным образом охарактеризована с точки зрения своей структуры, функций, стадии жизненного цикла, существующей системы коммуникаций. С другой стороны, наличие особой проблематики, а именно, нетипичного развития одного из ее членов, накладывает характерные штрихи на жизнь семьи и каждого ее члена. При этом отношения внутри семьи могут демонстрировать различные варианты адаптации к этой проблеме — как консолидирующие семью, так и приводящие к ее дисфункции.

Солодянкина О. В. выделяет два типа семей в зависимости от их отношения в проблеме инвалидности ребенка:

–                    Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут взаимной адаптации.

–                    Семьи, в которых отношение к проблеме носит деструктивный характер. Это может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»); жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка; акцентуации на проблеме.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Для ребенка семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в том числе особенностей личности ее членов и взаимоотношений между ними, определенных условий жизни семьи, нарушения структуры семьи.

Можно выделить следующие особенности семьи ребенка с нарушениями развития:

1.  Нарушения временной перспективы функционирования семьи.

2.  Искажение семейного взаимодействия.

3.  Повышенная уязвимость членов семьи в результате хронического стресса, переживаемого ими.

4.  Изменения в жизненном цикле семьи: продление некоторых стадий и отсутствие других.

5.  Дефицит самореализации у супругов, в особенности у жены, и их чрезмерная вовлеченность в родительские роли.

6.  Сужение круга семейного функционирования, снижение социального статуса семьи.

7.  Более высокий риск возникновения поведенческих и эмоциональных нарушений у братьев и сестер ребенка с нарушениями развития.

С рождением ребенка в семье происходит много изменений, пара пытается адаптироваться к появлению нового члена семьи. Супруги чувствуют большую близость друг к другу, когда ухаживают за младенцем, не спят по ночам, редко ходят в гости, так как у них теперь нет для этого возможностей. Вполне возможно, что женщина оставит работу. Проходит год, и жизнь семьи стабилизируется. Сплоченность супругов драматически понижается. Жена находится дома, она больше поглощена заботой о ребенке, чем о муже, он же вынужден больше времени проводить на работе, чтобы компенсировать снижение уровня доходов. Супруги мало времени проводят друг с другом, осуществляя в основном свои родительские роли. Подобная ситуация является типичной для нормативного кризиса в развитии семьи с маленьким ребенком и требует специальных усилий для его преодоления. В наибольшей мере это относится к семье ребенка с особыми нуждами. С рождением такого ребенка родители должны развить множество новых, непривычных умений и навыков, пересмотреть жизненные планы, а порой и все мировоззрение. Нередко родители не знают, как им нужно обращаться с ребенком. Зачастую это приводит либо к чрезмерной опеке, либо к полному безразличию со стороны родителей.

Проблема и в том, что родителям ребенка с нарушениями в развитии бывает чрезвычайно сложно показать ему, что они принимают и любят его таким, какой он есть. В такой ситуации родители не должны отдаляться от ребенка и обвинять себя в том, что они не испытывают чувств, которых ребенок ожидает и заслуживает. На этой стадии развития семья должна принять ребенка и помочь ему адаптироваться к окружающей — физической и социальной — среде.

Ситуация может усугубляться по мере того, как у жены будут возрастать требования по поводу помощи в уходе за ребенком, а у мужа накапливаться ощущения того, что жена и ребенок мешают его работе. Постоянное беспокойство, сосредоточенность внимания на ребенке создает у отца ощущение «лишнего» в семье, чувство, что его «используют». Отцы, в отличие от матерей, имеют меньшие возможности сделать напрямую что-либо полезное для ребенка, так чтобы проявить свою любовь, заботу и обеспокоенность. Напряженность взаимоотношений увеличивается, и более 50 % семей в этот период распадается.

Но возможен и другой вариант развития событий. В семьях, где ребенок представлен как идентифицированный пациент, его симптомы часто маскируют конфликт между родителями. Допустим, у супругов имеется ряд нерешенных проблем, и их брак находится под угрозой. Появление «проблемного» ребенка может переключить внимание родителей на преодоление возникших трудностей и даже заставить на время забыть о разногласиях в способах их решения. Такие супруги демонстрируют сотрудничество в отношении к этой ситуации, и если она продлится достаточно долго, то может возникнуть впечатление об идеальной семье, где существует только одна проблема — «болезнь» ребенка.

Время поступления ребенка в школу также может сопровождаться наступлением кризиса в семье. Способы коммуникации в семье уже довольно стереотипны, и они не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне дома. К тому же перед матерью нередко встает проблема возвращения на работу, так как ребенок уже не требует такого непрерывного внимания. Такая перспектива становится пугающей, если женщина к этому времени уже в значительной степени дисквалифицировалась.

Если в семье, кроме ребенка с особыми нуждами, есть и другие дети, вполне вероятно, что и они будут находиться под давлением стрессогенных факторов. Недостаток родительского внимания, который они неизбежно будут ощущать, может переживаться ими по-разному. Зависть к особому положению нетипичного ребенка в семье сопровождается как всплесками агрессивности, так и парадоксальным чувством вины по отношению к нему. Взаимоотношения братьев и сестер нетипичного ребенка со сверстниками также могут осложниться. Нередко эти дети подвергаются насмешкам со стороны одноклассников и испытывают чувство стыда за «неправильного» члена семьи. Таким образом, и внутри семьи, и вне ее сферы эти дети ощущают себя эмоционально изолированными. В особенности это относится к тем семьям, где не поощряется свободное выражение чувств друг к другу и от детей требуется столь же самоотверженное отношение к «проблемному» ребенку, какое демонстрируют его родители. В такой ситуации увеличивается риск появления девиантного поведения и личностных деформаций у братьев и сестер ребенка с особыми нуждами.

В то же время семья встроена в более крупные социальные структуры. Она — часть системы убеждений, ценностей и типов поведения, заданных обществом. Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие.

Не будем забывать о том, что реакции на нарушения у детей — продукты социума, формирующиеся на протяжении всей жизни. Если мы действительно хотим помочь семье, мы должны делать это на ее условиях, в контексте ее системы понятий. Только с помощью такого системного подхода мы можем надеяться улучшить качество жизни обычных семей, в которых рождаются дети с «необычными» потребностями.

 

Литература:

 

1.         Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

2.         Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия // Вестник психосоциальной и корекционно-реабилитационной работы.№ 3,1995.

3.         Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. — М., Флинта-МПСИ,1998.

4.         Мельниченко С. А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России. № 2,1995.

5.         Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: НФ «Класо», 1998.

6.         Социальная работа с семьей /Под ред. Т. В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 1995.

7.         Социально-правовые проблемы борьбы с насилием /Ом.юрид.ин-т.-Омск.,1996.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle