Библиографическое описание:

Лаврова Е. Е. Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 34-36.

Общие тенденции изменения семейного строя, реформирование армии в последнее десятилетие повлияли на функционирование семьи военнослужащего. Произошла утрата прежних социально-групповых ценностей, которые обеспечивали устойчивость военной семьи. Формирование нового типа личности военнослужащего послужило основой формирования нового типа семейных отношений. [6, с 28]

Семья военнослужащего переживает немалые трудности, связанные с изменением ее социального статуса. Обострились вопросы социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, жилищная проблема.

В связи с этим проблема психологии личности подростка имеющего родителей профессионального военного занимает одно из ведущих мест в психологии, т. к. значительное количество базисных характерологических особенностей человека закладываются у него в детском возрасте под влиянием различных социальных институтов, среди которых наиболее значимое место занимает семья [2, с. 420].

Изучая теории личности зарубежных и отечественных психологов, можно заметить, что в психологии нет единого понятия личности, но их изучение делает возможным систематическое продвижение в этом направлении. Ученые дают разные определения понятию личности и структуры личности: одни считают, что личностью является человек с определенным набором психологических и социальных характеристик, другие, что личность- это лишь качество, психосоциальное свойство.

Главная идея теорий личности состоит в том, что основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность.

Важнейшим моментом развития личности в подростковом возрасте является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития [1, с 120].

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И. В. Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Л. Р. Мадорский считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с 345].

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» Л. С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

-        в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда — снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

-        позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты [3, с 356]. Л. И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Кратко обобщая, можно сделать следующий вывод: новообразования личности подростка: изменение в мотивационной сфере, становление нового уровня самосознания («Я-концепция», рефлексия); устойчивость эмоций и чувств, воли, формирование идентичности, а также нравственного мировоззрения и появление увлечений(хобби).

Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье. [4, с. 94]

Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания. Одним из подходов является традиционный подход, который выделяет следующие стили воспитания:

1.      Авторитарный (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование) — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

2.      Демократический (в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество) родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

3.      Попустительский (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми

4.      Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

5.      Опекающий стиль (гиперопека) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. [2, с. 332]

Главный признак (видовое отличие) понятия «семья военнослужащего» фиксирует социальную специфику, возникающую в результате разделения труда ее взрослых членов, преимущественно супруга, профессиональная деятельность которого оказывает существенное влияние на функционирование семьи. Семья военнослужащего, с одной стороны, остается транслятором духовных ценностей, традиций, норм общества, имеет устойчивую традиционную социально-нормативную основу, с другой — модернизация армии и общества затронула все сферы жизнедеятельности военной семьи, способствовала возникновению многообразия ее новых моделей. [5, с. 14]

Под новыми моделями военной семьи понимаются произошедшие в последние десятилетия изменения, повлиявшие на структуру военной семьи, реализацию ею социальных функций. Социально-экономическая трансформация последних лет повлекла за собой изменения системы общественных отношений, места семьи в современной социальной структуре российского общества. Произошло падение престижа семейных ценностей и девальвация в общественном сознании семейного образа жизни, в том числе и в военной среде [5, с. 32].

Как части семейного строя семье военнослужащего присущи и такие негативные явления, как высокая конфликтность и, как следствие, высокий уровень разводов; увеличение числа семей, находящихся в открытом браке, неполных семей. [4, с 220]

В большинстве случаев у ребенка, воспитывающегося в семье профессионального военного появляются такие качества, как:

1.      Целеустремленность, выражается в его умении определить перспективную цель совершенствования своего мастерства и подчинить ей всю свою деятельность. Это главное, ведущее волевое качество подростка воспитывающегося в семье профессионального военного, непосредственно связанное с его идейными убеждениями. Оно присуще подавляющему большинству подростков воспитывающихся в семье профессионального военного.

2.      Исполнительность — не врожденное и не стихийно возникшее качество подростка. Оно формируется, прививается ему всей системой воспитания. Это систематическое, старательное выполнение требований, наставлений, распоряжений родителей.

3.      Настойчивость подростка — это умение мобилизовать свои силы на достижение поставленной цели, систематическое проявление упорства в выполнении приказа родителей, способность к длительной интенсивной умственной и физической нагрузке.

4.      Инициативность. Под этим качеством подразумевается умение подростка действовать, творчески, с учетом изменившихся условий. Для подростка проявить инициативу — значит найти такие средства и способы действий, которые помогают наилучшим образом решить поставленную задачу, достигнуть намеченной цели, исполнить свою обязанность.

5.      Самостоятельность — она способствует достижению поставленной цели с помощью твердых убеждений, помогает подростку применять свои знания на практике и правильно реагировать на отрицательные влияния обстановки.

6.      Самообладание. Оно дает возможность подростку сохранить ясность ума, владеть чувствами и действиями при преодолении препятствий в любой неожиданной и сложной ситуации.

7.      Смелость и мужество, являются неотъемлемыми качествами подростка воспитывающегося в семье профессионального военного. Они обязаны с обдуманными, правильными его действиями в опасности, в необычной обстановке и позволяют ему идти на разумный риск во имя выполнения важной задачи.

8.      Решительность — это умение ребенка быстро находить и принимать обоснованные решения, уверенно реализовать их. Решительность необходима подростку в повседневной жизни.

9.      Дисциплинированность — это качество личности подростка, которое обеспечивает его устойчивое и организованное поведение в строгом соответствии с нравственными требованиями [1, с. 131].

Отношения и личностные качества «формируются, прежде всего, теми реальными условиями, в которые поставлен человек» [6, с. 119].

Вывод:

Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье. Семья военнослужащего, будучи включенной в динамический процесс развития, подвержена глубоким социальным изменениям характерным для семейного строя в целом.

Семья военнослужащего, с одной стороны, остается транслятором духовных ценностей, традиций, норм общества, имеет устойчивую традиционную социально-нормативную основу, с другой — модернизация армии и общества затронула все сферы жизнедеятельности военной семьи, способствовала возникновению многообразия ее новых моделей.

 

Литература:

 

1.      Авдуевская Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. — М., 2008. — С. 118–132.

2.      Гидденс Э. Социология [Текст]/ Э.Гидденс — М., 2002. — С. 672

3.      Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Тест]// Г.Крайг, Д.Бокум/ — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4.      Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Тест]// К. Н. Поливанова/ — М.: Академия, 2005- 223c

5.      Евченко А. В. Семья молодого офицера Советских Вооруженных Сил: проблемы становления и укрепления: Дис.. канд. филос. наук. — М., 1996

6.      Соловьев С. С. Российские офицеры — опора государства или источник нестабильности? (Размышления по поводу динамики уровня жизни семей офицеров) // Социологические исследования. — 2010. — № 5. — С. 26–32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle