Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лаврова, Е. Е. Особенности личности подростков, воспитывающихся в семьях военнослужащих / Е. Е. Лаврова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7239/ (дата обращения: 25.04.2024).

Общие тенденции изменения семейного строя, реформирование армии в последнее десятилетие повлияли на функционирование семьи военнослужащего. Произошла утрата прежних социально-групповых ценностей, которые обеспечивали устойчивость военной семьи. Формирование нового типа личности военнослужащего послужило основой формирования нового типа семейных отношений. [6, с 28]

Семья военнослужащего переживает немалые трудности, связанные с изменением ее социального статуса. Обострились вопросы социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, жилищная проблема.

В связи с этим проблема психологии личности подростка имеющего родителей профессионального военного занимает одно из ведущих мест в психологии, т. к. значительное количество базисных характерологических особенностей человека закладываются у него в детском возрасте под влиянием различных социальных институтов, среди которых наиболее значимое место занимает семья [2, с. 420].

Изучая теории личности зарубежных и отечественных психологов, можно заметить, что в психологии нет единого понятия личности, но их изучение делает возможным систематическое продвижение в этом направлении. Ученые дают разные определения понятию личности и структуры личности: одни считают, что личностью является человек с определенным набором психологических и социальных характеристик, другие, что личность- это лишь качество, психосоциальное свойство.

Главная идея теорий личности состоит в том, что основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность.

Важнейшим моментом развития личности в подростковом возрасте является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития [1, с 120].

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И. В. Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. Л. Р. Мадорский считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с 345].

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» Л. С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

-        в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда — снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

-        позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты [3, с 356]. Л. И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Кратко обобщая, можно сделать следующий вывод: новообразования личности подростка: изменение в мотивационной сфере, становление нового уровня самосознания («Я-концепция», рефлексия); устойчивость эмоций и чувств, воли, формирование идентичности, а также нравственного мировоззрения и появление увлечений(хобби).

Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье. [4, с. 94]

Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания. Одним из подходов является традиционный подход, который выделяет следующие стили воспитания:

1.      Авторитарный (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование) — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

2.      Демократический (в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество) родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

3.      Попустительский (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность, или нежелание руководить детьми

4.      Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

5.      Опекающий стиль (гиперопека) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. [2, с. 332]

Главный признак (видовое отличие) понятия «семья военнослужащего» фиксирует социальную специфику, возникающую в результате разделения труда ее взрослых членов, преимущественно супруга, профессиональная деятельность которого оказывает существенное влияние на функционирование семьи. Семья военнослужащего, с одной стороны, остается транслятором духовных ценностей, традиций, норм общества, имеет устойчивую традиционную социально-нормативную основу, с другой — модернизация армии и общества затронула все сферы жизнедеятельности военной семьи, способствовала возникновению многообразия ее новых моделей. [5, с. 14]

Под новыми моделями военной семьи понимаются произошедшие в последние десятилетия изменения, повлиявшие на структуру военной семьи, реализацию ею социальных функций. Социально-экономическая трансформация последних лет повлекла за собой изменения системы общественных отношений, места семьи в современной социальной структуре российского общества. Произошло падение престижа семейных ценностей и девальвация в общественном сознании семейного образа жизни, в том числе и в военной среде [5, с. 32].

Как части семейного строя семье военнослужащего присущи и такие негативные явления, как высокая конфликтность и, как следствие, высокий уровень разводов; увеличение числа семей, находящихся в открытом браке, неполных семей. [4, с 220]

В большинстве случаев у ребенка, воспитывающегося в семье профессионального военного появляются такие качества, как:

1.      Целеустремленность, выражается в его умении определить перспективную цель совершенствования своего мастерства и подчинить ей всю свою деятельность. Это главное, ведущее волевое качество подростка воспитывающегося в семье профессионального военного, непосредственно связанное с его идейными убеждениями. Оно присуще подавляющему большинству подростков воспитывающихся в семье профессионального военного.

2.      Исполнительность — не врожденное и не стихийно возникшее качество подростка. Оно формируется, прививается ему всей системой воспитания. Это систематическое, старательное выполнение требований, наставлений, распоряжений родителей.

3.      Настойчивость подростка — это умение мобилизовать свои силы на достижение поставленной цели, систематическое проявление упорства в выполнении приказа родителей, способность к длительной интенсивной умственной и физической нагрузке.

4.      Инициативность. Под этим качеством подразумевается умение подростка действовать, творчески, с учетом изменившихся условий. Для подростка проявить инициативу — значит найти такие средства и способы действий, которые помогают наилучшим образом решить поставленную задачу, достигнуть намеченной цели, исполнить свою обязанность.

5.      Самостоятельность — она способствует достижению поставленной цели с помощью твердых убеждений, помогает подростку применять свои знания на практике и правильно реагировать на отрицательные влияния обстановки.

6.      Самообладание. Оно дает возможность подростку сохранить ясность ума, владеть чувствами и действиями при преодолении препятствий в любой неожиданной и сложной ситуации.

7.      Смелость и мужество, являются неотъемлемыми качествами подростка воспитывающегося в семье профессионального военного. Они обязаны с обдуманными, правильными его действиями в опасности, в необычной обстановке и позволяют ему идти на разумный риск во имя выполнения важной задачи.

8.      Решительность — это умение ребенка быстро находить и принимать обоснованные решения, уверенно реализовать их. Решительность необходима подростку в повседневной жизни.

9.      Дисциплинированность — это качество личности подростка, которое обеспечивает его устойчивое и организованное поведение в строгом соответствии с нравственными требованиями [1, с. 131].

Отношения и личностные качества «формируются, прежде всего, теми реальными условиями, в которые поставлен человек» [6, с. 119].

Вывод:

Подростковый возраст является одним из самых трудных и то, как пройдёт личностное развитие, как сложатся взаимоотношения ребёнка и родителей в этот период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье. Семья военнослужащего, будучи включенной в динамический процесс развития, подвержена глубоким социальным изменениям характерным для семейного строя в целом.

Семья военнослужащего, с одной стороны, остается транслятором духовных ценностей, традиций, норм общества, имеет устойчивую традиционную социально-нормативную основу, с другой — модернизация армии и общества затронула все сферы жизнедеятельности военной семьи, способствовала возникновению многообразия ее новых моделей.

 

Литература:

 

1.      Авдуевская Е. П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. — М., 2008. — С. 118–132.

2.      Гидденс Э. Социология [Текст]/ Э.Гидденс — М., 2002. — С. 672

3.      Крайг Г., Бокум Д. Психология развития [Тест]// Г.Крайг, Д.Бокум/ — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4.      Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [Тест]// К. Н. Поливанова/ — М.: Академия, 2005- 223c

5.      Евченко А. В. Семья молодого офицера Советских Вооруженных Сил: проблемы становления и укрепления: Дис.. канд. филос. наук. — М., 1996

6.      Соловьев С. С. Российские офицеры — опора государства или источник нестабильности? (Размышления по поводу динамики уровня жизни семей офицеров) // Социологические исследования. — 2010. — № 5. — С. 26–32.

Основные термины (генерируются автоматически): Подростковый возраст, военная семья, семья военнослужащего, семейный строй, семья, стиль воспитания, возникновение многообразия, личностное развитие, модернизация армии, устойчивая традиционная социально-нормативная основа.

Похожие статьи

Особенности формирования социальных ценностей...

Если в семье есть социальные ценности и ребенок о них знает с ранних лет, то в подростковом возрасте с ним не будет никаких проблем.

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека.

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

Военные в нашей стране получают настолько низкое жалование, и что бы прокормить семью женщины также вынуждены идти служить.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ №...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Говоря о семейном воспитании, перечислим и сравним факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье. Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьисоциально-культурный.

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

Семья и подростковое насилие. Автор: Шаповал Ирина Григорьевна.

Влияние насилия в семье на психологическое развитие...

В социальном ракурсе подростковый возраст — продолжение процесса социализации [1]. Психологически подростковый возраст очень...

Семьяоснова духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе.

Традиционныеустойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на...

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

На современном этапе развитие российского общества можно кратко охарактеризовать двумя словами: «время перемен». И эти перемены кардинальны практически в каждой сфере: социальной, политической, экономической, духовно-нравственной.

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике... Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.

Похожие статьи

Особенности формирования социальных ценностей...

Если в семье есть социальные ценности и ребенок о них знает с ранних лет, то в подростковом возрасте с ним не будет никаких проблем.

Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека.

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

Военные в нашей стране получают настолько низкое жалование, и что бы прокормить семью женщины также вынуждены идти служить.

В «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденной приказом министра обороны РФ №...

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

Говоря о семейном воспитании, перечислим и сравним факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье. Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьисоциально-культурный.

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

Семья и подростковое насилие. Автор: Шаповал Ирина Григорьевна.

Влияние насилия в семье на психологическое развитие...

В социальном ракурсе подростковый возраст — продолжение процесса социализации [1]. Психологически подростковый возраст очень...

Семьяоснова духовно-нравственного становления ребёнка

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция.

семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

– взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

– определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе.

Традиционныеустойчивые формы работы детского сада с семьей, проверенные временем и подразделяющиеся на...

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

На современном этапе развитие российского общества можно кратко охарактеризовать двумя словами: «время перемен». И эти перемены кардинальны практически в каждой сфере: социальной, политической, экономической, духовно-нравственной.

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших...

семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство

Семья как основа становления личности | Статья в сборнике... Ключевые слова: семья, воспитание, развитие, личность, формирование.