Библиографическое описание:

Фролова У. А. Пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 85-88.

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессионального выгорания. Рассматриваются пути снижения профессионального выгорания у сотрудников пограничного контроля.

Ключевые слова:профессиональное выгорание, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание, сотрудники пограничного контроля, профессиональная деформация, военнослужащие.

 

Современная социально-политическая ситуация диктует новые строгие требования к государственной безопасности, а следовательно, и к уровню профессионализма сотрудников пограничного контроля.

Однако в своей повседневной работе сотрудники подразделений пограничного контроля постоянно сталкиваются с негативными эмоциями пассажиров, вынужденных преодолевать процедуры проверок, которые связаны с реализацией функций государственного контроля. Кроме того, серьезным испытанием для специалистов становится постоянно увеличивающийся пассажиропоток и объем нагрузки в пунктах пропуска, что существенно осложняет профессиональную деятельность.

Под продолжительным воздействием стрессовых факторов (стрессоров) развивается стрессовое состояние, проявляющееся различными психосоматическими расстройствами, формирование и характер которых зависит как от генетической предрасположенности, так и от приобретенной в онтогенезе недостаточности тех или иных систем организма. Если состояние стресса связано со стрессорами профессиональной деятельности, тогда говорят о профессиональном стрессе. В результате длительного воздействия стрессоров наступает истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудника организации, и как следствие — профессиональное выгорание [2], а также стойкое снижение результативности работы.

Традиционно «синдром выгорания» трактуется как негативное изменение в состоянии и личности профессионала, наносящее вред эффективности его деятельности. Однако в статье Д. Г. Трунова представлена другая точка зрения на данное явление. Автор определяет симптомы выгорания как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Исследователь позитивно относится к симптомам выгорания, как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. «В какой-то мере — это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности». Аспект «позитивности» синдрома выгорания состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах выгорания, являются не только не патологическими, но даже позитивными, т. е. выполняющими положительную функцию [5].

Некоторые ученые выдвигают версию о том, что профессиональное выгорание может оказать положительное воздействие, но оставление специалиста в состоянии прогрессирующего выгорания может спровоцировать потерю специалиста, как профессионала, а так же спровоцирует депрессию, нервные срывы, психосоматические расстройства с которыми человеку придется разрешать самостоятельно или специальных учреждений. Данная ситуация может повлечет потерю семьи [2].

Чтобы не допустить вышеуказанные события, за которым уже начинается синдром профессионального выгорания, необходимо:

-          знать следующие признаки: недомогание; ухудшение сна; негативные тенденции в общении с близкими, коллегами, друзьями; обидчивость; негативное отношение к себе и профессиональной деятельности; постоянное чувство неудачи; чувство вины; раздражительность; повышенная утомляемость, ухудшение состояния памяти, внимания и прочие;

-          после выявления симптомов оказывать помощь себе самому, а при необходимости обращаться к специалистам;

-          уметь организовывать режим работы и отдыха (при необходимости попросить у руководителя выходной);

-          нарабатывать навыки урегулирования конфликтов;

-          знать слабые стороны и самосовершенствоваться;

-          вырабатывать способность к переключению с одного рода деятельности на другой;

-          налаживать климат в коллективе;

-          владеть или нарабатывать эффективные модели.

Теоретическое и практическое обучение специалиста будет является профилактикой выгорания. Особое место занимает работа над стрессоустойчивостью профессионала, в частности в ведении переговоров в конфликтной ситуации.

Модель предупреждения профессионального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры [2]. К. Каплан считает, что индивиды могут переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если они получают адекватную поддержку [3]. На практике это означает уважение и принятие человеческой природы военнослужащего и такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись собственные потребности.

Первый шаг к преодолению профессионального выгорания — саморефлексия профессионала: осознание им не только своих целей и представление образа будущего, но и понимание осмысленности действий в настоящем моменте. Самый распространённый способ — попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на своё положение и работу с более глобальной точки зрения [4].

Другой способ — уход в область, которая лежит рядом, когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение, то есть построение так называемой горизонтальной карьеры [4].

Третий способ — не оставляя данного рода занятия, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей [4]

Четвертый способ, наиболее популярный, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой [4].

Если при первичной диагностике признаков профессионального выгорания не обнаруживается, и сотрудник пребывает в иллюзии, что он всё познал и всего уже достиг, но проблемная ситуация сохраняется, то стоит начать проводить ревизию рамок (оценить адекватность набора стереотипов, устоявшихся мнений по одному и тому же вопросу). В ходе её надо попытаться установить разницу между миром, в котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его профессиональной деятельности, что служит точкой отсчета для роста профессионального мастерства [4].

Отдельным аспектом в системе предупреждения профессионального выгорания и деформации личности сотрудников стоит проведение профессионального психологического отбора при приеме лиц на службу. Качественно проводимые мероприятия по психологическому изучению личности будущих сотрудников, а также лиц при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений. В этой связи психологу Отряда необходимо обращать внимание на наличие у сотрудника профессионально важных качеств личности, которые бы обуславливали успешность его служебной деятельности и оказывали предупреждающее воздействие на возникновение профессиональной деформации и выгорания.

Среди мероприятий, направленных на психологическую профилактику профессионального выгорания сотрудников, одним из наиболее оптимальных является социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга [1].

Таким образом, можно сказать, что при первом подозрении синдрома профессионального выгорания у военнослужащего необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость. Также необходимо разделять частную жизнь и профессиональную, чтобы не распространять рабочие проблемы на семью.

Само собой, для профилактики профессиональной деформации сотрудников пограничного контроля, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

 

Литература:

 

1.                 Бурыкин В. М. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: метод. пособие / под общ.ред. В. М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 144 с.

2.                 Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 459.

3.                 Ерман A. Возможности применения нового антидепрессанта Тианептина у пациентов с желудочковыми нарушениями ритма неишемического генеза // Вестник аритмологии. — 2001. — № 21.

4.                 Огнев А. С. Профессиональное выгорание руководителей. www.iteam.ru

5.                 Трунов, Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle