Библиографическое описание:

Градобоева Т. И., Лисицина Т. В. Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 96-99.

В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессионального и личностного самоопределения, самореализации выпускника в его профессиональной деятельности.

Подробно рассмотрен комплекс психологических мероприятий на разных этапах обучения, направленных на решение задач по формированию у обучающихся необходимых компетенций с учетом исследования особенностей развития ребенка и мониторинга динамики.

В ходе реализации развивающих профориентационных программ с обучающимися, представлены результаты выбора школьниками профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

 

Современная социально-экономическая ситуация в стране, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство, системный кризис, поразивший сегодня экономику, политику и финансовый рынок, заставляет города, особенно северные, искать новые ресурсы своего устойчивого развития [6]. Одним из таких ресурсов может выступать система образования, как один из механизмов, с помощью которого возможно решить проблемы, возникающие в регионах: миграции и занятость, жилищно-коммунальная реформа и криминализация, и инвестиционная привлекательность города.

Профессиональное образование, позволяющее эффективно осуществлять социальные и производственные воздействия с учетом ситуации и наличных средств без деструктивных личных и социальных последствий, стоит больших временных и финансовых затрат. Но еще дороже обходится неверный выбор профессии, раньше или позже порождающий личные трагедии, возможную безработицу и социальную напряженность [7]. На сегодняшний день в ЯНАО наблюдается рост числа зарегистрированных безработных. Наибольший удельный вес среди них (более 46 %) составляют не имеющие специального профессионального образования граждане, которые при определенной подготовке могли бы работать по многим из предлагаемых профессий и специальностей [8].

Становление рыночных отношений в стране повлекло изменение требований к уровню профессиональных качеств выпускников учебных заведений. Правительством России в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) определена стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [2].

Наша школа рассматривает профильное обучение как образовательную систему подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профессионального образования, самореализации выпускника в его профессиональной деятельности. Учитывая рейтинг наиболее востребованных профессий в стране и регионе, а также индивидуальные особенности обучающихся, школа имеет 3 направления профильного обучения: физико-математический, гуманитарный и кадетский классы [5].

Одной из составляющей психологического сопровождения при выборе профиля является углубленное изучение особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфер обучающихся и предоставление необходимых рекомендаций участникам образовательного процесса. Профориентационное просвещение создает условия для широкой информированности школьников о мире профессий, формирования умений необходимых для развития профессиональных и личностных особенностей ученика [1]. Психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности ребенка за совершаемый выбор [3]. Приоритетной задачей, в ходе реализации плана профориентационной работы, считаем постепенное формирование у обучающихся способности к самопланированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив

Важным моментом в работе психолога является создание условий для полноценного развития обучающихся в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа в школе реализуется по основным направлениям психологической деятельности: психодиагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение [4].

Считаем, что психологическое сопровождение профильного обучения должно проходить в 4 этапа в соответствие с возрастными особенностями детей: 1- 4 классы, 5–7 классы, 8–9 классы и 10–11 классы. Каждый этап подразумевает решение определенных задач по формированию у обучающихся необходимых компетенций. Психологической службой школы осуществляется лонгитюдное исследование особенностей развития ребенка и мониторинг динамики.

1 этап. Выбор образовательного маршрута каждого ученика осуществляем на основе результатов диагностики готовности дошкольника к обучению в школе, выявления его способностей, индивидуальных особенностей. С момента поступления в первый класс, на каждого обучающегося заполняем индивидуальную карту психологического развития, где фиксируем результаты первичной диагностики особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка, его способности и разрабатываем рекомендации педагогам по работе с конкретным школьником. В период младшего школьного возраста у обучающихся появляется интерес к популярным и модным профессиям, определяются предпочтения в выборе кружков и секций. Разработанная психологическая программа «Азбука профессий» способствует развитию самосознания детей, формированию устойчивой самооценки, развитию коммуникативных навыков. Так как каждое занятие имеет конкретную тематику, школьники имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Учебно-воспитательный процесс в школе строится на основе внедрения информационных и цифровых технологий, организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Все это способствует развитию учебно-познавательной мотивации, формированию основ информационно-коммуникационных компетенций, активной и инициативной позиции ученика, реализации принципа связи обучения с жизнью.

2 этап. (5–7 классы). При переходе младших школьников в среднее звено проводим повторное комплексное диагностическое обследование особенностей развития всех сфер ребенка с учетом выявлений первичных интересов и склонностей, что способствуют накоплению информации о профессиональных намерениях обучающихся и являются важными для решения вопроса об их профессиональном будущем. Исходя из особенностей личности каждого ученика, его физического и психологического здоровья, интересов и склонностей, школа предлагает обучение в классах с углубленным изучением математики, гуманитарных дисциплин и военно-спортивной подготовки (кадетских классов). Обучающимся предоставляется возможность наиболее глубоко раскрыть свои склонности, попробовать силы и убедиться в правильности выбора профиля дальнейшего обучения. На данном этапе реализуем психологические программы, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала, коммуникативной компетенции и формирование Я-концепции подростков. В работе с детьми используем интерактивные методы и примы: дискуссии, решение проблемных ситуаций, круглые столы с приглашением известных людей города, экскурсии на предприятия.

3 этап. В 8–9 классах работа психолога ориентирована на предпрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях. В ходе индивидуальных консультаций педагог-психолог способствует формированию у обучающихся основ предварительного личностного и профессионального самоопределения. В школе успешно реализуем спецкурс «Я выбираю профессию», в котором наряду с информационным материалом используем блок диагностической работы. Данные тестирования в сочетании с методиками изучения личности подростка, особенностей его познавательной сферы, взаимоотношений с окружающими способствуют осознанию учеником представлений о своих возможностях, желаниях, склонностях. В 9 классе вводится моделирование видов образовательной деятельности. На этом этапе обучающиеся выбирают профиль обучения, предопределяющего профессиональный выбор ученика. Наиболее эффективной считаем использование компьютерной диагностической профориентационной программы «Профориентатор», разработанной Центром гуманитарных технологий МГУ им Ломоносова, направленной на изучение индивидуальных особенностей обучающихся при выборе профиля. По итогам диагностики предусмотрено психологическое консультирование школьников и их родителей, которое способствует формированию у старших подростков стремления к самостоятельному выбору дальнейшего профиля обучения и будущей профессии с учетом знаний о себе, своих способностей и перспектив развития.

4 этап. Для обучающихся 10–11 классов реализуем профориентационную программу «Мир карьеры» направленную на формирование черт социально-адаптированной и успешной личности, развития умения ориентироваться на рынке труда. Итоговая диагностика и консультирование в первой половине 11 класса с использованием компьютерного профориентационного комплекса «Профориентатор» и системы «Профэксперт», позволяет совместить анализ интересов, способностей личностных качеств в рамках диагностики их профессиональных склонностей и сделать решающий выбор в пользу профессионального направления или конкретной профессии.

Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют проследить динамику интересов и склонностей обучающихся и, путем построения индивидуальной траектории, подвести выпускника школы к профессиональному и личностному самоопределению социально-адаптированной, успешной, востребованной в обществе личности. Результаты мониторинга профессионального самоопределения обучающихся за 3 года обучения в 9 и 11 классах позволяют выявить позитивную тенденцию на этапе выбора школьниками профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. По итогам профориентационной работы 100 % девятиклассников определяются с выбором профиля дальнейшего обучения и выбором предметов ГИА, 82 % девятиклассников уверенно выбирают будущую профессию. Среди обучающихся 11 классов выбор ВУЗа и направления профессии составляет 100 %, выбор узкой профессиональной специализации 93 %. 26 % старшеклассников (10–11 классы) планируют получить специальность инженера в сфере разработки нефтегазовых месторождений, жить и работать на Ямале.

 

Литература:

 

1.                  Азбука профессий/ Под ред. М. В. Богайцевой. Салехард, 2010;

2.                  Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы»;

3.                  Прощицкая Е. М. Выбирайте профессию. М. «Просвещение», 2003;

4.                  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М. «Валдос», 2005;

5.                  Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым;

6.                  http://правительство.янао.рф/economics/social_strateg_2020/;

7.                  http://nadymregion.ru/city/social_policy/education;

8.                  http://school7.tornado.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=10 &Itemid=43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle