Библиографическое описание:

Усик Е. Р., Коростелева Н. А. Суицид как социально-психологическая проблема в подростковом и юношеском возрастах [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 40-44.

В данной статье рассматривается и раскрывается одно из самых табуированных и в то же время глобальных явлений современности — суицид подрастающего поколения. Анализируя возрастные особенности суицидального поведения молодежи.

Ключевые слова:суицид, суицидальное поведение, аутодеструктивное поведение, девиантное поведение, подросток.

 

В наши дни в современном обществе тема суицида считается мало распространённой, не находится на слуху, особо не отображается в средствах массовой информации, недостаточно раскрыта и доступна для широкой общественности. Ведущим фактором суицидального поведения, как и самого суицида, в основном является социально-психологическая дезадаптация в сложных и критических ситуациях личности подростков, которые в силу ряда причин и обстоятельств не способны адекватно оценить ситуацию и найти другой, более лучший и гуманный способ ее разрешения. Негативным социальным фактором является то, что при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества, подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи [2].

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера. Это могли быть разлука с близкими, отсутствие необходимых любви и заботы, общения с родными, заброшенность, алкоголизм и бродяжничество родителей, педагогическая и социальная запущенность, неразделенная любовь, одиночество и т. п. Но есть и другой аспект данной проблемы, когда наоборот, подростки из благополучной семьи, окруженные вниманием и любовью со стороны родителей, чувствуют себя одинокими. Кроме того, нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других [3].

В целом, при переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценки окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, считается вариантом возрастного кризиса почти у четверти здоровых подростков.

Самоубийство — последний шаг в аутодеструктивном поведении, занимающее особое положение в соотношении культурной нормы и психического здоровья. Оно может быть совершено как акт самопожертвования, зачастую связанно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания [4].

Исходя из вышесказанного, следует, что вопрос изучения и профилактики суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте имеет место быть актуальным. Объектом нашего исследования являлись подростки, а также молодые люди в возрасте 18 лет. Предмет исследования составили социальные психолого-педагогические причины возникновения суицида. Целью нашего исследования — выявление особенностей проявления суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах. Гипотеза исследования заключается в том, что суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте зачастую связанно с тем, что подростки, сталкиваясь с равнодушием и непониманием со стороны взрослых и сверстников, не в состоянии адекватно оценить возникшую кризисную ситуацию и найти более благоразумное и верное решение данной проблемы.

В научной лексикологии термин «суицид» появился благодаря английскому врачу и философу Томасу Брауну, который в 1642 году в своем труде «Верования врачей» образовал его от латинского sui — себя и caedere — убивать, тем самым заключив всю суть действия в одном коротком слове. Суицидальное поведение –проявления суицидальной активности, то есть мысли, намерения, угрозы и попытки самоубийства [1].

Сведения о первом осознанном самоубийстве относятся к временам первобытнообщинного строя. В те времена самоубийство рассматривалось и как некий ритуал, связанный с религиозными обрядами и культами, и как сугубо личное дело каждого, и как действо, на которое было наложено строгое табу. Вопросы суицида, его причины и мотивы интересовали людей с давних времен, еще за долго до возникновения такой науки как суицидология [5].

Данному феномену большое внимание уделяли философы, психологи, историки и др. Различные аспекты самоубийства, а также суицидального поведения изучали Э. Дюркгейм, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Дишес и др. Многие русские врачи, писатели, а также педагоги и публицисты проявляли большой интерес к данной теме: В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. П. Павлов, а также Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн [6].

В наше время также ведется активная работа по профилактике суицидов. В списке самых распространённых причин детских и подростковых смертей, самоубийство занимает высшие позиции. Если опираться на данные, полученные из Всемирной Организации Здравоохранения, то ежегодно около 500000 человек сводят счеты с жизнью, и треть из них — самоубийства, совершенные подростками и юношами. Но, по мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр, так как она основывается лишь на реальных случаях и в ней не берутся в учет случаи самоубийств, заканчивающиеся неудачей [3].

По мнению психологов, среди причин, стимулирующих юношей и подростков на самоубийство, часто фигурируют неразделенная любовь, ревность, неудачи в учебе, конфликты со взрослыми, депрессивные состояния, страх перед будущим, одиночество, непонимание друзей и товарищей, подозрения в кражах и туманное определение «просто не захотелось жить» [2].

Не стоит оставлять без внимания и тот факт, что в современном обществе подростки зачастую сталкиваются не только с равнодушием и бездушием взрослых, но и жестокостью сверстников. Подростки, считающие себя более сильными, умными, успешными, имеющие состоятельных родителей и чувствующие некую безнаказанность нередко унижают, своих сверстников, которые не соответствуют стандартам и параметрам окружения первых и, по их мнению, являются «белыми воронами» и изгоями.

К сожалению в нашем обществе имеются случаи, когда учителя, не вдаваясь в проблемы и быт своих учеников, унижают подростков в присутствии окружающих, позволяют себе делать некорректные замечания при одноклассниках и подросток, не находя способ себя защитить, решает совершить самоубийство, таким образом наказывая своего обидчика. По оценкам врачей, своего пика суицидальная активность молодежи достигает в старшем подростковом возрасте, а именно в 14–16 лет, при этом, стоит учитывать, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество совершенных самоубийств. Данные мировых исследований по проблеме исследования представлены в ниже (рисунок 1).

Чаще всего, неудачные суицидальные попытки не повторяются во второй раз, но все же 3 % девушек и 10 % юношей в возрасте до 20 лет, все же свели счеты с жизнью в последующие несколько лет. В последнее время все чаще встречаются и так называемые коллективные самоубийства, которые могут быть совершены как группой подростков одновременно, так и один вслед за другим (скопированные) [4].

Даже несмотря на то, что раньше суицид являлся характерным лишь для психически неуравновешенных и больных людей, данные современной статистики лишний раз доказывают, что современные 2/3 самоубийств совершаются именно здоровыми и нормальными подростками. Рассматривая самоубийство с точки зрения таких основных мировых религий, как христианство, иудаизм, буддизм и ислам, можно сделать вывод, что данные религии, несомненно, включают в себя отрицательное отношение как к суицидальному поведению, так и к самому суициду в целом.

Рис. 1. Суицидальная активность в мировой статистике

 

На современном этапе развития психолого-педагогической науки существует множество различных методов диагностирования респондентов с целью выявления среди них лиц, склонных к суицидальному поведению и самому суициду, поэтому экспериментальная часть является неотъемлемой составляющей и нашей исследовательской работы.

С целью выявления и определения склонности к суицидальному поведению были подобраны и проведены несколько методик, направленных на исследование данной проблемы со студентами одного из колледжей г. Караганды (Казахстан) в возрасте 16–19 лет в количестве 150 человек. Первой была применена «Методика определения суицидальной направленности» (личностный опросник ИСН) — опросник, предназначенный для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности. Анализ обработки данных, полученных при интерпретации проведенной методики, позволяет определить, что все опрашиваемые по шкале «И» (шкала искренности), которая определяется достоверность результатов набрали от 8 до 10 баллов, что означает высокий уровень искренности ответов.

По второй шкале «Д» (шкала депрессивности), которая определяет уровень склонности к депрессивному состоянию, сумма ответов варьируется в промежутке от 1 до 7 баллов, что показывает на низкий уровень депрессивности.

Третья шкала «Н» (шкала невротизации) определяет уровень невротизации и склонности к нервным срывам. Все опрашиваемые показали низкие баллы, что не соответствует невротическому синдрому, проявляющемуся в эмоциональной неустойчивости и тревожности.

Четвертая шкала «О» (шкала общительности) определяет уровень развития общительности. Опрашиваемые набрали от 10 до 20 баллов, что свидетельствует о том, что они имеют средний и высокий уровень общительности. Данный личностный опросник ИСН (информационная система надзора) позволил определить, что все показатели, которые могут свидетельствовать о наличии суицидально-опасных установок, депрессивного и невротического состояния, а также уровень общительности находятся в пределах допустимой нормы. Никто из опрашиваемых студентов колледжа МБА, согласно данной методике не имеет склонности к суицидальному поведению и суициду.

Вторым был использован «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разуваевой), целью которого является экспресс-диагностика суицидального риска, а также выявление уровня сформированности суицидальных намерений. При обработке результатов, полученных в ходе проведения данной методики, из 150 опрашиваемых- 50 человек (33 %) относятся к группе социального пессимизма (отрицательная концепция окружающего мира). Кроме того, 20 %, т. е., 30 опрашиваемых студентов, относятся к группе аффективности (доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации; готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте — аффективная блокада интеллекта) — 20 % (30 чел.) опрашиваемых вошли в группу временной перспективы (невозможность конструктивного планирования будущего). Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем) — 7 % (10 чел.) относится к группе максимализма (инфантильный максимализм ценностных установок. Результаты данного опросника более ярко показаны ниже (рисунок 2).

Опираясь на данные, полученные при работе над темой, можно еще раз подчеркнуть важность проведения мероприятий различного характера, направленных на профилактику и предотвращение возможных суицидальных намерений и поступков, которые могут быть совершены лицами в подростковом и юношеском возрастах.

Подробно изучив и проработав тему суицидальной активности среди подростков, можно сделать вывод, что тема подросткового суицида является одной из самых табуированных и в то же время распространенных и значимых явлений общества на современном этапе его развития.

Рис. 2. Данные по опроснику суицидального риска

 

Рассматривая суицидальную активность молодежи как одной из главных причин смертности во всем мире, можно лишний раз убедиться в его значимости и необходимости постоянного контроля детей, подростков и молодых людей, проживающих не только в больших городах и мегаполисах, но и в провинциях и отдаленных населенных пунктах.

Лишь общими усилиями и неравнодушием со стороны взрослых можно если не избавиться, то хотя бы снизить показатели смертности среди молодежи и вернуть им веру в самих себя и светлое будущее.

 

Литература:

 

1.      «Психология подростка» / под ред. Реана А. А., Санкт-Петербург, Москва, 2003.

2.      «Сравнительно-возрастные исследования суицидологии» / под ред. Амбрумовой А. Г., Москва, 1999.

3.      «Суицид. Хрестоматия по суицидологии» / сост. Моховиков А. Н. Киев, 1996.

4.      «Суицидология. Прошлое и настоящее» / под ред. Мохвикова А. Н. Москва, 2001.

5.      Горская М. В. «Диагностика суицидального поведения у подростков». // Вестник психосоциальной работы № 1, 1994 г.

6.      Шаповал И. А. «Специальная психология». Москва, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle