Библиографическое описание:

Маслова С. Ю. Психологические составляющие карьеры сотрудника организации [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 36-38.

Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной ячейкой такой организации является коллектив — высшая форма развития малой группы. По определению Л. С. Выготского, социальная психология — это «психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека» [1].

В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, тем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Основная деятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействий в нем, а также его психологические особенности: композицию группы, структуру и групповые процессы [2].

Вместе с тем, общую картину взаимодействия между людьми в первичных коллективах дополняют личные взаимоотношения. По мнению Н. В. Гришиной, взаимоотношения — это система взаимосвязей людей между собой в различных группах. Взаимоотношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения людей связаны с общественными отношениями и определяются ими.

Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе [3].

Ф. Б. Ольшанский писал: «Психологический климат или микроклимат, или психологическая атмосфера — все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы». Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом» [5].

В психологическом словаре дается следующее определение: «Социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [6].

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считает, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих.

Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая — моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая — это психологический климат, т. е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками [7].

Е. С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [8].

Б. Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми: (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [9].

Б. Д. Парыгин охарактеризовал его как «преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности» [10].

Социально — психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих.

Б. Д. Парыгин понимает атмосферу в коллективе как неустойчивую, постоянно изменяющуюся сторону коллективного сознания. Однако понятие социально-психологический климат используется не для обозначения тех или иных ситуативных переменных в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты [11].

К. К. Платонов тоже определяет СПК как «стойкое настроение группы», в отличие от психологической атмосферы, которая отличается меньшей устойчивостью и не всегда отчетливо осознается [11].

Г. М. Андреева определила социально-психологический климат как «целостное состояние коллектива. Относительно устойчивый для него эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений» [12].

В западной социальной психологии социально-психологический климат рассматривается более широко, в рамках понятия организационного климата, который является составной частью организационной культуры.

А. А. Русалинова отмечает, что «в эмоциональном настрое коллектива отражается система групповых отношений:

а)     «По вертикали» (между руководителем и подчиненными);

б)     «по горизонтали» (между членами коллектива, находящимися на одинаковой социальной позиции в структуре управления);

в)     отношение группы к труду;

г)     общая удовлетворенность условиями труда в рабочем процессе» [14].

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе.

Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения — это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание.

Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Самооценка, самочувствие и настроение — это социально-психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе.

Итак, в исследованиях отечественных социальных психологов (Б. Д. Парыгина, К. К. Платонова, А. А. Русалиновой, В. М. Шепеля) наметились четыре основных подхода к пониманию природы СПК. Но все они сходятся во мнении, что феномен СПК включает понятие состояния психологии коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния.

Рассмотрены психологические составляющие карьеры сотрудника организации позволяют сделать следующие выводы: Ключевыми понятиями социально-психологического климата являются «коллектив», «социальная психология», «межличностные взаимоотношения», «психологический климат».

Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Основные формы проявления социально-психологического климата — это взаимоотношения, которые могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личными. Основными характеристиками психологического климата в организации являются и состоят из трех составляющих: социального климата, морального климата, психологического климата.

По мнению отечественных и зарубежных научных исследователей социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих.

Основной формой является проявления социально-психологического климата являются межличностные отношения — организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание.

Самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата. Самооценка, самочувствие и настроение — это социально-психологические явления, они выступают как внутренние (субъективные) формы проявления социально-психологического климата. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств.

К социально-психологическим свойствам личности, оказывающим положительное влияние на формирование социально-психологического климата относятся принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культура поведения, тактичность. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.

 

Литература:

 

1.      Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 2003. — 431 с.

2.      Ананьев Б. Г. Избранные труды: в 2-х т. Т.1.- М.: 1980.- 232 с.

3.      Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системе психология формирования и развития личности. — М.: 1981.- 190 с.

4.      Альбуханова — Славская К. А. Жизненные перспективы личности. В кн.: Психология личности и образ мира. — М.: 1998. — 145 с.

5.      Бойко В.В, Социально-психологический климат коллектива и личность. / В.В Бойко, А.Г Ковалев, В.Н Панферов — М.: Мысль, 1987 г. — 207 с.

6.      Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. учеб. пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.

7.      Бурлачук Л. Ф. Психодиганостика. — СПб.: Питер, 2003.- 214 c.

8.      Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.–435 с.

9.      Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи. — Ч.: 1999. — 100 с.

10.  Психология индивидуального и группового субъекта. под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.- М.: 2002.- 90 с.

11.  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: 2000. — 519 с.

12.  Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 2007.- 312 с.

13.  Волкова Л. Женщина и карьера.- СПб.: Питер, 2007.- 90 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle