Библиографическое описание:

Бельская З. В. Смысложизненные ориентиры личности в условиях творческой деятельности [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 1-3.

В отечественной психологии довольно длительное время все теоретические подходы к личности были обусловлены рамками «единственно верной теории». Это во многом определило тот факт, что разработка проблемы смысла нашла свое отражение не в различных контекстах понимания сущности человека, как в западной психологии, а в различных аспектах изучения свойств личности. В одних школах феномен смысла рассматривается в связи с анализом деятельности личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), в других — в контексте изучение психологических отношений (В. Н. Мясищев), в связи с общением (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов), основной жизненной направленностью (Б. Г. Ананьев) или в связи с установками (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили).

Наиболее полное отражение проблема смысла получила в рамках деятельностного подхода, где теоретические представления о смысле рассматриваются в контексте деятельности, жизнедеятельности человека, и внимание обращено на возникновение, порождение, генезис и функционирование смысловых образований: «личностные смыслы» (А. Н. Леонтьев), «смысловые системы» (А. Г. Асмолов и др.), «обобщенные смысловые образования» (Б. С. Братусь), «частные смысловые образования», «вербальный смысл» (В. К. Вилюнас), «операциональный смысл» (О. К. Тихомиров). Можно констатировать, что в отечественной психологии был осуществлен принципиально новый подход именно в понимании смысла. Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла, как собственно психологического понятия, была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром. В данном направлении «смысл» представлен как связующее звено между деятельностью и сознанием, что обусловило развитие теоретических подходов, направленных на изучение смысла как многомерного феномена (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев). В них смысл выступает как целостное образование, интегрирующее в себе эмоциональные и интеллектуальные составляющие, процессы субъективной реальности и объективные явления действительности, психологические и социальные факторы развития и функционирования личности. Прослеживаемая в данных подходах тенденция к онтологизации, несомненно, характеризует смысл как явление многомерного мира человека, его жизненного пространства и позволяет говорить не о конкретных смыслах действия, объекта или жизни, а о смысловой реальности.

Творчество — процесс, побуждаемый лишь внутренним состоянием души. Творческий человек предоставлен сам себе и зависит лишь от своей инициативы. Творчество — это процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры. Оно открывает новые смыслы в мире.

Творческий процесс — внутренний, интрапсихический. Идея — первична, а ее внешняя реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене — вторична. Человек, находящийся в творческом состоянии, отдается на волю своей психической реальности. Если творческое состояние превращается в процесс и захватывает основную часть жизни, внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия.

Свобода выбирать или конструировать собственный стиль жизни — достижение постиндустриального, информационного общества. Жизнь превращается в творческий процесс пересоздания самой жизни.

Чудновский, изучая психологический феномен смысла жизни, отмечает многозначность данного понятия с точки зрения влияния на качество жизни человека. Выделяя различные уровни смысла жизни в зависимости от позитивного или негативного влияния на становление и развитие личности, вводит понятие «оптимальный смысл жизни» как характеристику гармонической структуры смысложизненных ориентаций, существенно обуславливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни, удовлетворенности ею. Оптимальный смысл — это тот смысл, который, по нашему мнению, обеспечивает высокое качество жизни человека. Два возрастных периода, наиболее ярких по своему влиянию на развитие оптимального смысла жизни — это юношеский возраст и старость [3,4].

Обобщая данные исследований Е. А. Максимовой по изучению роли смысложизненных ориентаций в педагогическом творчестве, Чудновский делает вывод о том, что органическое сочетание желательной жизненной цели и удовлетворение от процесса ее реализации составляют сущность оптимального смысла жизни (первооснову оптимального смысла жизни составляют законы общечеловеческой нравственности).

Концепция смысла жизни разрабатывается в теориях психологов гуманистического направления В. Франкла, Э. Фромма, К. Г. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мея, Р. Ассаджоли, в положениях трансперсональной психологии А. Грофа, в исследованиях отечественных психологов. Гуманистическая психология признает возможность гармоничного существования человека только при наличии у него «высокого» смысла жизни: «надличное Я» у Ассаджоли, «самость» у Юнга, «Я — идеальное» у Роджерса и т. д. Факторами, определяющими человеческое существование, признаются духовность человека, его ответственность и свобода. Осознание собственной свободы позволяет человеку выбирать смысл жизни, возвышаясь над биологическими, психологическими и социальными условиями. Целью человеческой жизни является развертывание внутренних сил личности, реализация личностного потенциала — самоактуализация. Смысл жизни при этом определяется постановкой духовных или культурно- нравственных целей, стремление к которым является условием душевного здоровья. Поиск идеалов и норм человеческого существования приводит к необходимости осмысления уровня духовного здоровья, отражающего определенные свойства личности. Анализ характеристик здоровых, гармоничных, то есть самоактуализирующихся личностей, имеющих плодотворную ориентацию характера, показывает, что эти характеристики связаны с целостностью многогранной личности, осознанием самоценности и внутренней свободы, способностью воспринимать жизнь как процесс роста, а свои поражения или неудачи осмысливать на философском уровне, спокойно, как необходимые трудности. В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни в качестве важнейшего мотива, внутренне присущего человеку. Смысл жизни, осмысление его и есть определенный способ духовного бытия человека, непосредственно влияющий на его материально-физическое бытие.

Процессы смыслостроительства часто порождаются тремя классами ситуаций: критическими жизненными ситуациями, обнажающими рассогласование жизненных отношений и смысловых структур личности; личными вкладами значимых других и столкновением с художественно запечатленной реальностью в искусстве. Социализация и саморазвитие человека рассматриваются при этом как взаимополагающие и взаимодополняющие стороны становления смысла жизни. Потребности и ценностные ориентации рассматриваются в качестве основных источников смысла. Человек способен стать центром организации своего бытия в том случае, если раскрываются его способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, индивидуальности.

Просмотрев основные работы, положения ученых и исследователей, мы поняли, что стратегии жизненного смысла творческой личности в социокультурном пространстве являются одной из ведущих предпосылок для актуализации ценностных ориентиров индивидуума. Выполняя основные функции, творческая личность присваивает ценностные ориентации и нормы, получает умственное, физическое и эмоциональное развитие, усваивает половую типизацию, навыки адаптации к социальным средам, а также выходит на новый уровень организации смысложизненных ориентаций.

Анализ работ социально-психологического плана А. Адлера, Р. Ассаджоли, М. Люшера, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла, И. Ялома и ряда других ученых показывает, что в ходе исследования стратегий жизненного смысла важным являются:

-          вопросы формирования самосознания, саморегуляции и самодетерминации личности, ее смысложизненных представлений;

-          особенности связи феномена смысла жизни с мотивами и результатами деятельности человека;

-          связи феномена смысла жизни и ценностных ориентаций человека с различными социальными явлениями в современном обществе.

С нашей точки зрения, проблема смысла жизни обусловлена многими факторами. Современное переходное состояние в экономической, социальной, духовной жизни общества обострили ситуацию человеческого кризиса. Осознание этого приводит к потребности человека осмыслить свой жизненный путь, понять свое предназначение в этом мире. Остро встает проблема сохранения человека не только на социально-психологическом уровне, но и как биологического вида. Структурированность полученных в ходе творческого опыта представлений помогает увидеть актуальные проблемы личности, связанные с социокультурным контекстом и историей развития творческого потенциала личности. На данном отрезке истории все человечество оказывается перед экзистенциональным выбором, когда необходимость быть зрелой и ответственной за свою жизнь личностью становится условием развития человека и всего человечества.

Литература:

1.                  Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

2.                  Иванов С. П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 271 с.

3.                  Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1992. № 2. С. 74–80.

4.                  Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни //Вопросы психологии, 2003, № 3, С. 4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle