Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филинкова, Е. Б. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ / Е. Б. Филинкова, М. Е. Перешивко. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6289/ (дата обращения: 25.04.2024).

Ключевые слова: отношение педагогов к руководителю; представления воспитателей; управленческая, педагогическая деятельность.

Социально-экономические реалии существенно влияют не только на психологию современного руководителя (прежде всего, на его экономическое мышление), но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь, воздействует на эффективность деятельности [2, с.26]. Повышение эффективности (в т. ч. и экономической) образовательных учреждений является насущной задачей сегодняшнего дня. Высокая практическая и теоретическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение нами исследования, целью которого было изучение отношения педагогов-воспитателей к управленческой деятельности. Исследование являлось составной частью программы изучения управленческой деятельности руководителей системы образования, реализуемой в МГОУ [3].

Одной из задач исследования было изучение представлений педагогов-воспитателей о характеристиках педагогической и управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Анализу этих результатов и посвящена настоящая статья.

В исследовании, проведенном весной 2014 г., принимали участие 70 воспитателей, работающих в государственных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Москвы и Московской области. Возраст респондентов - от 20 до 62 лет, стаж работы - от 1 года до 43 лет. Основной метод исследования — глубинное стандартизированное интервью, содержащее открытые и закрытые вопросы.

Первоначально мы задавали педагогам вопрос о том, насколько хорошо они осведомлены о содержании деятельности руководителей разного ранга (методистов и заведующих) в сравнении с руководителями производственных отраслей народного хозяйства. Необходимо было оценить уровень своей осведомленности по пятибалльной шкале (1 балл — минимальная осведомленность, 5 баллов — максимальная).

Анализ результатов показал, что самооценки осведомленности педагогов о содержании деятельности руководителей образовательной и производственной сфер народного хозяйства находятся в границах средних значений. Меньше всего, как и предполагалось, воспитатели знают о работе руководителей сферы производства (средний балл 3,11), несколько больше о работе заведующего (средний балл 3,52), и еще больше о содержании деятельности методиста (3,84). Возможно, различия в показателях осведомленности о содержании деятельности руководителей ДОУ разного ранга связаны с тем, что воспитатели каждый день могут наблюдать работу методиста, которая происходит непосредственно у них на глазах, а вот деятельность руководителя организации педагоги представляют в меньшей степени, т. к. работа заведующего ДОУ происходит за «закрытыми дверями кабинета».

Обращая внимание на близкую к среднему значению оценку педагогов-воспитателей своих знаний о содержании труда руководителей производства, можно предположить что, анализируемые представления являются общественными стереотипами, мало перекликающимися с реальностью, так как респонденты не имеют какого-либо опыта работы вне образовательной сферы. Наблюдается переоценка воспитателями своих знаний по данному вопросу: высокие оценки (4–5 баллов) своим знаниям о работе производственных руководителей дали 35,7 % опрошенных, о работе заведующих — 38,4 %, методистов –68,5 %. Самооценка находится в прямом противоречии с ответами педагогов-воспитателей на открытые вопросы о содержании деятельности руководителей ДОУ. Эти ответы характеризуются расплывчатостью, излишней обобщенностью и неполнотой.

Задавая вопрос об оценке деятельности методистов и заведующих ДОУ, мы пытались понять, насколько привлекательной или непривлекательной представляется работа руководителя ДОУ рядовым педагогам (табл. 1).

Таблица 1

Представления воспитателей о характеристиках деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (в % от ответивших)

Характеристика деят-ти

Группы работников

Степень выраженности характеристики деятельности

Среднее значение

1 (мин.)

2

3

4

5 (макс.)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Сложность

Воспит.

2

2,8

1

1,4

15

21,4

23

32,8

28

4,0

4,07

Метод.

0

0

1

1,4

5

7,1

32

45,7

32

45,7

4,35

заведующ.

0

0

0

0

2

2,8

20

28,5

48

68,7

4,65

Разнообразие

Воспит.

1

1,4

2

2,8

12

17,1

27

38,5

28

40

4,13

Метод.

3

4,2

2

2,8

20

28,5

24

34,2

21

30

3,83

заведующ.

2

2,8

7

10

17

24,2

20

28,5

22

31,4

3,67

Креативность

Воспит.

0

0

1

1,4

3

4,2

20

28,5

46

65,7

4,58

Метод.

0

0

2

2,8

13

18,5

22

31,4

33

47,1

4,23

заведующ.

6

8,5

8

11,4

23

32,8

15

21,4

18

25,7

3,44

Ответствен-ность

Воспит.

0

0

0

0

3

4,2

11

15,7

56

80

4,75

Метод.

0

0

1

1,4

4

5,7

18

25,7

47

67,1

4,58

заведующ.

0

0

1

1,4

0

0

8

11,4

61

87,1

4,81

Самостоятельность

Воспит.

3

4,2

14

20

26

37,1

19

27, 1

8

11,8

3,21

Метод.

1

1,4

4

5,7

21

30

29

41,4

15

21,4

3,76

заведующ.

1

1,4

1

1,4

2

2,8

23

32,8

43

61,4

4,51

Доходность

Воспит.

21

30

33

47,1

13

18,5

3

4,2

0

0,0

1,97

Метод.

0

0

4

5,7

13

18,5

25

35,7

28

40

4,1

заведующ.

0

0

0

0

2

2,8

10

14,2

58

82,8

4,8

Рискованность

Воспит.

2

2,8

19

27,1

23

32,8

12

17,1

14

20

3,24

Метод.

2

2,8

13

18,5

11

15,7

24

34,2

20

28,5

3,67

заведующ.

3

4,2

1

1,4

7

10

22

31,4

37

52,8

4,27

Психол. комфорт

Воспит.

0

0

6

8,5

17

24,2

26

37,1

21

30

3,64

Метод.

3

4,2

9

12,8

17

24,2

22

31,4

19

27,1

3,88

заведующ.

1

1,4

7

10

14

20

25

35,7

23

32,8

3,88

Интенсивность

Воспит.

1

1,4

1

1,4

12

17,1

27

38,5

29

41,4

4,16

Метод.

0

0

6

8,5

8

11,4

25

35,7

31

44,2

4,16

заведующ.

0

0

5

7,1

2

2,8

23

32,8

39

55,7

4,33

Анализ результатов показывает, что из девяти изучаемых переменных, педагоги поставили более высокие баллы работе воспитателя (по сравнению с работой руководителей ДОУ) только по двум характеристикам деятельности: разнообразию и креативности. Это подтверждает вывод о том, что среди педагогов-воспитателей имеет широкое распространение стереотип восприятия деятельности руководителя как работы, где основной акцент сделан на ведение документации, велика доля хозяйственно-административной деятельности, происходит отрыв от педагогической работы, и, как следствие всего этого, уровень творчества — низкий (средний балл уровня креативности деятельности заведующих ДОУ равен 3,44; а свою работу с точки зрения креативности педагоги оценили в 4,58 балла).

По всем остальным показателям деятельность заведующего превзошла работу воспитателя. Респонденты считают, что работа заведующего более сложная, ответственная, доходная, рискованная, интенсивная и связана с большей самостоятельностью и психологическим комфортом субъекта деятельности.

Количественный анализ позволяет увидеть, что различия в представлениях воспитателей об особенностях собственного труда и труда руководителей ДОУ носят не случайный, а закономерный характер. В то же время педагогическая деятельность оценивается респондентами как более творческая, чем деятельность управленческая. По мнению воспитателей, в работе заведующего есть всего два выраженных плюса: значительно более высокий уровень доходности (4,8 против 1,97 у воспитателей), самостоятельности (средние баллы равны 4,51 и 3,21, соответственно).

В контексте проблемы отношения воспитателей к управленческой деятельности нами были также изучены их представления о степени удовлетворенности основных трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (табл.2).

Таблица 2

Представления воспитателей о степени удовлетворенности трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ

Потребности

Группы работников

Степень удовлетворения потребностей

Среднее значение

1 (мин.)

2

3

4

5 (макс.)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

В творчестве

Воспитатель

0

0

0

0

5

7,1

26

37,1

39

55,7

4,49

Методист

0

0

2

2,8

12

17,1

25

35,7

31

44,2

4,21

Заведующий

8

11,4

7

10,0

25

35,7

16

22,8

14

20,0

3,3

В независимости

Воспитатель

2

2,8

18

25,7

19

22,8

16

22,8

15

21,4

3,34

Методист

4

5,7

7

10,0

24

34,2

18

25,7

17

24,2

3,53

Заведующий

2

2,8

7

10,0

17

24,2

23

32,8

21

30,0

3,77

В общении

Воспитатель

0

0

0

0,0

2

2,8

17

41,1

51

72,8

4,70

Методист

0

0

1

1,4

5

7,1

16

22,8

48

68,5

4,59

Завидующий

0

0

4

5,7

12

17,1

13

18,5

41

58,5

4,30

В работе с детьми

Воспитатель

0

0

0

0

0

0,0

6

8,5

64

91,4

4,91

Методист

0

0

7

10,0

23

32,8

19

27,1

21

30,0

3,77

Заведующий

6

8,6

11

15,7

26

37,1

13

18,6

14

20,0

3,26

В развитии способностей

Воспитатель

2

2,8

4

5,7

12

17,1

19

27,1

33

47,1

4,10

Методист

1

1,4

7

10,0

9

12,9

23

32,9

30

42,9

4,06

Заведующий

2

2,8

7

10,0

16

22,9

21

30,0

24

34,2

3,83

В познании нового

Воспитатель

3

4,8

5

7,1

17

24,3

16

22,9

29

41,4

3,87

Методист

1

1,4

5

7,1

24

34,3

15

21,4

25

35,7

3,87

Заведующий

4

5,7

3

4,8

14

20,0

18

25,7

31

44,3

3,99

Во власти

Воспитатель

2

2,9

9

12,9

25

35,7

16

22,9

18

25,7

3,56

Методист

1

1,4

4

5,7

26

37,1

23

32,9

16

22,9

3,70

Заведующий

0

0

2

2,9

19

27,1

26

37,1

23

32,9

4,00

В достиж. матер. благополучия

Воспитатель

2

2,9

21

30,0

28

40,0

13

18,6

6

8,6

3,03

Методист

0

0

14

20,0

23

32,9

20

28,6

13

18,6

3,46

Заведующий

0

0

4

5,7

20

28,5

19

27,1

27

38,6

3,99

В уважении коллег

Воспитатель

0

0

2

2,9

15

21,4

23

32,9

30

42,9

4,16

Методист

0

0

3

4,8

19

27,1

14

20,0

34

48,6

4,13

Заведующий

1

1,4

5

7,1

13

18,6

18

25,7

33

47,1

4,1

В достиж. высокого соц. статуса

Воспитатель

5

7,1

4

5,7

32

45,7

17

24,3

12

17,1

3,39

Методист

0

0

6

8,6

14

20,0

23

32,6

27

38,6

4,01

Заведующий

0

0

0

0,0

10

14,3

22

31,4

38

54,3

4,4

Потребность в творчестве, в развитии способностей, в общении и в работе с детьми, как и ожидалось, по мнению воспитателей в большей степени можно удовлетворить именно в их в деятельности (средние баллы равны 4,7; 4,1; 4,91 и 4,49, соответственно). Потребность в независимости, самостоятельности в работе, а также потребности во власти и высоком социальном статусе скорее можно удовлетворить, находясь на должности заведующего (средние баллы равны 3,8; 4,0 и 4,4, соответственно). Значительные различия связаны с возможностями достижения материального благополучия на разных должностях в дошкольном учреждении. Результаты вполне ожидаемы: с точки зрения воспитателей заведующий ДОУ получает значительно больше, чем они сами, поэтому данную потребность можно удовлетворить, работая заведующим, в значительно большей степени (3,99 против 3,03 у воспитателей), даже по сравнению с методистами (3,46).

Потребность в уважении со стороны коллег-профессионалов и в познании нового можно приблизительно одинаково удовлетворить в деятельности на любой из представленных должностей.

Подводя итог, можно сказать, что педагоги считают себя более осведомленными о содержания деятельности руководителей ДОУ, в особенности методиста, в сравнении с содержанием деятельности руководителей любой другой организации. Общая эмоциональная окраска представлений воспитателей об управленческой деятельности руководителя ДОУ скорее негативная, чем позитивная, поскольку управленческая работа воспринимается как нетворческая, «бумажная», что, в конечном итоге, влияет на формирование малопривлекательного образа трудовой деятельности руководителей ДОУ. В исследовании Е. Н. Сиващенко [1] обнаружено, что отношение работника к своему руководителю влияет на удовлетворенность работника различными элементами производственной ситуации. Изменение такого отношения педагогов к управленческому труду в ДОУ — важная задача сегодняшнего дня.

Литература:

1.      Сиващенко Е. Н. Отношение работников к руководителям на предприятиях с разными формами собственности: дисс. …к.пс.н.. М., 2003

2.      Смирнова Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: дисс. … к.пс.н. М., 2003

3.      Филинкова Е. Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, заведующий, методист, представление воспитателей, содержание деятельности руководителей, работа заведующего, балл, потребность, управленческая деятельность, народное хозяйство.

Ключевые слова

Педагогическая деятельность, педагогическая деятельность., , отношение педагогов к руководителю, представления воспитателей, управленческая

Похожие статьи

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

Руководит работой воспитателей.

Таким образом, мы видим, что заместитель заведующего по ВМР — это ключевая фигура в системе управления образовательной деятельностью ДОУ с четко определенными функциями и полномочиями.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Административная работа заведующего гарантирует вещественные, организационные

Заведующий хозяйством отвечает «за сохранность сооружения дошкольного хозяйства и

— 145 с. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного...

Организация методической работы в дошкольной...

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте.

- приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик [7].

2) результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей...

Методическая работа с воспитателями детского сада

Библиографическое описание: Рыбина Н. П. Методическая работа с воспитателями детского сада [Текст]

Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником [3, с. 12].

Заведующий как постоянный наставник нравственного воспитания...

Руководитель должен быть не только организатором, но и образцом нравственности. Любое принимаемое им управленческое решение должно быть грамотным. Суть морально-нравственной деятельности заведующего заключается в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в детском

Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ

Зная мотивы трудовой деятельности воспитателя, его потребности, грамотный руководитель способен направить, стимулировать. На сегодняшний день существует множество методик для изучения мотивов профессиональной деятельности.

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач

Поэтому заведующая и старший воспитатель детского сада к каждому педагогу подходит дифференцированно.

Формирование управленческой культуры педагога...

Формирование управленческой культуры педагога возможно в процессе научно-методической работы.

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная...

Похожие статьи

Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по...

Руководит работой воспитателей.

Таким образом, мы видим, что заместитель заведующего по ВМР — это ключевая фигура в системе управления образовательной деятельностью ДОУ с четко определенными функциями и полномочиями.

Заведующий в системе управления дошкольным учреждением

Административная работа заведующего гарантирует вещественные, организационные

Заведующий хозяйством отвечает «за сохранность сооружения дошкольного хозяйства и

— 145 с. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного...

Организация методической работы в дошкольной...

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте.

- приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик [7].

2) результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей...

Методическая работа с воспитателями детского сада

Библиографическое описание: Рыбина Н. П. Методическая работа с воспитателями детского сада [Текст]

Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником [3, с. 12].

Заведующий как постоянный наставник нравственного воспитания...

Руководитель должен быть не только организатором, но и образцом нравственности. Любое принимаемое им управленческое решение должно быть грамотным. Суть морально-нравственной деятельности заведующего заключается в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в детском

Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании...

Мотивация профессионального совершенствования педагогов ДОУ

Зная мотивы трудовой деятельности воспитателя, его потребности, грамотный руководитель способен направить, стимулировать. На сегодняшний день существует множество методик для изучения мотивов профессиональной деятельности.

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач

Поэтому заведующая и старший воспитатель детского сада к каждому педагогу подходит дифференцированно.

Формирование управленческой культуры педагога...

Формирование управленческой культуры педагога возможно в процессе научно-методической работы.

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная...