Библиографическое описание:

Филинкова Е. Б., Перешивко М. Е. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 70-73.

Ключевые слова: отношение педагогов к руководителю; представления воспитателей; управленческая, педагогическая деятельность.

Социально-экономические реалии существенно влияют не только на психологию современного руководителя (прежде всего, на его экономическое мышление), но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь, воздействует на эффективность деятельности [2, с.26]. Повышение эффективности (в т. ч. и экономической) образовательных учреждений является насущной задачей сегодняшнего дня. Высокая практическая и теоретическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение нами исследования, целью которого было изучение отношения педагогов-воспитателей к управленческой деятельности. Исследование являлось составной частью программы изучения управленческой деятельности руководителей системы образования, реализуемой в МГОУ [3].

Одной из задач исследования было изучение представлений педагогов-воспитателей о характеристиках педагогической и управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Анализу этих результатов и посвящена настоящая статья.

В исследовании, проведенном весной 2014 г., принимали участие 70 воспитателей, работающих в государственных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) г. Москвы и Московской области. Возраст респондентов - от 20 до 62 лет, стаж работы - от 1 года до 43 лет. Основной метод исследования — глубинное стандартизированное интервью, содержащее открытые и закрытые вопросы.

Первоначально мы задавали педагогам вопрос о том, насколько хорошо они осведомлены о содержании деятельности руководителей разного ранга (методистов и заведующих) в сравнении с руководителями производственных отраслей народного хозяйства. Необходимо было оценить уровень своей осведомленности по пятибалльной шкале (1 балл — минимальная осведомленность, 5 баллов — максимальная).

Анализ результатов показал, что самооценки осведомленности педагогов о содержании деятельности руководителей образовательной и производственной сфер народного хозяйства находятся в границах средних значений. Меньше всего, как и предполагалось, воспитатели знают о работе руководителей сферы производства (средний балл 3,11), несколько больше о работе заведующего (средний балл 3,52), и еще больше о содержании деятельности методиста (3,84). Возможно, различия в показателях осведомленности о содержании деятельности руководителей ДОУ разного ранга связаны с тем, что воспитатели каждый день могут наблюдать работу методиста, которая происходит непосредственно у них на глазах, а вот деятельность руководителя организации педагоги представляют в меньшей степени, т. к. работа заведующего ДОУ происходит за «закрытыми дверями кабинета».

Обращая внимание на близкую к среднему значению оценку педагогов-воспитателей своих знаний о содержании труда руководителей производства, можно предположить что, анализируемые представления являются общественными стереотипами, мало перекликающимися с реальностью, так как респонденты не имеют какого-либо опыта работы вне образовательной сферы. Наблюдается переоценка воспитателями своих знаний по данному вопросу: высокие оценки (4–5 баллов) своим знаниям о работе производственных руководителей дали 35,7 % опрошенных, о работе заведующих — 38,4 %, методистов –68,5 %. Самооценка находится в прямом противоречии с ответами педагогов-воспитателей на открытые вопросы о содержании деятельности руководителей ДОУ. Эти ответы характеризуются расплывчатостью, излишней обобщенностью и неполнотой.

Задавая вопрос об оценке деятельности методистов и заведующих ДОУ, мы пытались понять, насколько привлекательной или непривлекательной представляется работа руководителя ДОУ рядовым педагогам (табл. 1).

Таблица 1

Представления воспитателей о характеристиках деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (в % от ответивших)

Характеристика деят-ти

Группы работников

Степень выраженности характеристики деятельности

Среднее значение

1 (мин.)

2

3

4

5 (макс.)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Сложность

Воспит.

2

2,8

1

1,4

15

21,4

23

32,8

28

4,0

4,07

Метод.

0

0

1

1,4

5

7,1

32

45,7

32

45,7

4,35

заведующ.

0

0

0

0

2

2,8

20

28,5

48

68,7

4,65

Разнообразие

Воспит.

1

1,4

2

2,8

12

17,1

27

38,5

28

40

4,13

Метод.

3

4,2

2

2,8

20

28,5

24

34,2

21

30

3,83

заведующ.

2

2,8

7

10

17

24,2

20

28,5

22

31,4

3,67

Креативность

Воспит.

0

0

1

1,4

3

4,2

20

28,5

46

65,7

4,58

Метод.

0

0

2

2,8

13

18,5

22

31,4

33

47,1

4,23

заведующ.

6

8,5

8

11,4

23

32,8

15

21,4

18

25,7

3,44

Ответствен-ность

Воспит.

0

0

0

0

3

4,2

11

15,7

56

80

4,75

Метод.

0

0

1

1,4

4

5,7

18

25,7

47

67,1

4,58

заведующ.

0

0

1

1,4

0

0

8

11,4

61

87,1

4,81

Самостоятельность

Воспит.

3

4,2

14

20

26

37,1

19

27, 1

8

11,8

3,21

Метод.

1

1,4

4

5,7

21

30

29

41,4

15

21,4

3,76

заведующ.

1

1,4

1

1,4

2

2,8

23

32,8

43

61,4

4,51

Доходность

Воспит.

21

30

33

47,1

13

18,5

3

4,2

0

0,0

1,97

Метод.

0

0

4

5,7

13

18,5

25

35,7

28

40

4,1

заведующ.

0

0

0

0

2

2,8

10

14,2

58

82,8

4,8

Рискованность

Воспит.

2

2,8

19

27,1

23

32,8

12

17,1

14

20

3,24

Метод.

2

2,8

13

18,5

11

15,7

24

34,2

20

28,5

3,67

заведующ.

3

4,2

1

1,4

7

10

22

31,4

37

52,8

4,27

Психол. комфорт

Воспит.

0

0

6

8,5

17

24,2

26

37,1

21

30

3,64

Метод.

3

4,2

9

12,8

17

24,2

22

31,4

19

27,1

3,88

заведующ.

1

1,4

7

10

14

20

25

35,7

23

32,8

3,88

Интенсивность

Воспит.

1

1,4

1

1,4

12

17,1

27

38,5

29

41,4

4,16

Метод.

0

0

6

8,5

8

11,4

25

35,7

31

44,2

4,16

заведующ.

0

0

5

7,1

2

2,8

23

32,8

39

55,7

4,33

Анализ результатов показывает, что из девяти изучаемых переменных, педагоги поставили более высокие баллы работе воспитателя (по сравнению с работой руководителей ДОУ) только по двум характеристикам деятельности: разнообразию и креативности. Это подтверждает вывод о том, что среди педагогов-воспитателей имеет широкое распространение стереотип восприятия деятельности руководителя как работы, где основной акцент сделан на ведение документации, велика доля хозяйственно-административной деятельности, происходит отрыв от педагогической работы, и, как следствие всего этого, уровень творчества — низкий (средний балл уровня креативности деятельности заведующих ДОУ равен 3,44; а свою работу с точки зрения креативности педагоги оценили в 4,58 балла).

По всем остальным показателям деятельность заведующего превзошла работу воспитателя. Респонденты считают, что работа заведующего более сложная, ответственная, доходная, рискованная, интенсивная и связана с большей самостоятельностью и психологическим комфортом субъекта деятельности.

Количественный анализ позволяет увидеть, что различия в представлениях воспитателей об особенностях собственного труда и труда руководителей ДОУ носят не случайный, а закономерный характер. В то же время педагогическая деятельность оценивается респондентами как более творческая, чем деятельность управленческая. По мнению воспитателей, в работе заведующего есть всего два выраженных плюса: значительно более высокий уровень доходности (4,8 против 1,97 у воспитателей), самостоятельности (средние баллы равны 4,51 и 3,21, соответственно).

В контексте проблемы отношения воспитателей к управленческой деятельности нами были также изучены их представления о степени удовлетворенности основных трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ (табл.2).

Таблица 2

Представления воспитателей о степени удовлетворенности трудовых потребностей в деятельности воспитателя, методиста, заведующего ДОУ

Потребности

Группы работников

Степень удовлетворения потребностей

Среднее значение

1 (мин.)

2

3

4

5 (макс.)

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

В творчестве

Воспитатель

0

0

0

0

5

7,1

26

37,1

39

55,7

4,49

Методист

0

0

2

2,8

12

17,1

25

35,7

31

44,2

4,21

Заведующий

8

11,4

7

10,0

25

35,7

16

22,8

14

20,0

3,3

В независимости

Воспитатель

2

2,8

18

25,7

19

22,8

16

22,8

15

21,4

3,34

Методист

4

5,7

7

10,0

24

34,2

18

25,7

17

24,2

3,53

Заведующий

2

2,8

7

10,0

17

24,2

23

32,8

21

30,0

3,77

В общении

Воспитатель

0

0

0

0,0

2

2,8

17

41,1

51

72,8

4,70

Методист

0

0

1

1,4

5

7,1

16

22,8

48

68,5

4,59

Завидующий

0

0

4

5,7

12

17,1

13

18,5

41

58,5

4,30

В работе с детьми

Воспитатель

0

0

0

0

0

0,0

6

8,5

64

91,4

4,91

Методист

0

0

7

10,0

23

32,8

19

27,1

21

30,0

3,77

Заведующий

6

8,6

11

15,7

26

37,1

13

18,6

14

20,0

3,26

В развитии способностей

Воспитатель

2

2,8

4

5,7

12

17,1

19

27,1

33

47,1

4,10

Методист

1

1,4

7

10,0

9

12,9

23

32,9

30

42,9

4,06

Заведующий

2

2,8

7

10,0

16

22,9

21

30,0

24

34,2

3,83

В познании нового

Воспитатель

3

4,8

5

7,1

17

24,3

16

22,9

29

41,4

3,87

Методист

1

1,4

5

7,1

24

34,3

15

21,4

25

35,7

3,87

Заведующий

4

5,7

3

4,8

14

20,0

18

25,7

31

44,3

3,99

Во власти

Воспитатель

2

2,9

9

12,9

25

35,7

16

22,9

18

25,7

3,56

Методист

1

1,4

4

5,7

26

37,1

23

32,9

16

22,9

3,70

Заведующий

0

0

2

2,9

19

27,1

26

37,1

23

32,9

4,00

В достиж. матер. благополучия

Воспитатель

2

2,9

21

30,0

28

40,0

13

18,6

6

8,6

3,03

Методист

0

0

14

20,0

23

32,9

20

28,6

13

18,6

3,46

Заведующий

0

0

4

5,7

20

28,5

19

27,1

27

38,6

3,99

В уважении коллег

Воспитатель

0

0

2

2,9

15

21,4

23

32,9

30

42,9

4,16

Методист

0

0

3

4,8

19

27,1

14

20,0

34

48,6

4,13

Заведующий

1

1,4

5

7,1

13

18,6

18

25,7

33

47,1

4,1

В достиж. высокого соц. статуса

Воспитатель

5

7,1

4

5,7

32

45,7

17

24,3

12

17,1

3,39

Методист

0

0

6

8,6

14

20,0

23

32,6

27

38,6

4,01

Заведующий

0

0

0

0,0

10

14,3

22

31,4

38

54,3

4,4

Потребность в творчестве, в развитии способностей, в общении и в работе с детьми, как и ожидалось, по мнению воспитателей в большей степени можно удовлетворить именно в их в деятельности (средние баллы равны 4,7; 4,1; 4,91 и 4,49, соответственно). Потребность в независимости, самостоятельности в работе, а также потребности во власти и высоком социальном статусе скорее можно удовлетворить, находясь на должности заведующего (средние баллы равны 3,8; 4,0 и 4,4, соответственно). Значительные различия связаны с возможностями достижения материального благополучия на разных должностях в дошкольном учреждении. Результаты вполне ожидаемы: с точки зрения воспитателей заведующий ДОУ получает значительно больше, чем они сами, поэтому данную потребность можно удовлетворить, работая заведующим, в значительно большей степени (3,99 против 3,03 у воспитателей), даже по сравнению с методистами (3,46).

Потребность в уважении со стороны коллег-профессионалов и в познании нового можно приблизительно одинаково удовлетворить в деятельности на любой из представленных должностей.

Подводя итог, можно сказать, что педагоги считают себя более осведомленными о содержания деятельности руководителей ДОУ, в особенности методиста, в сравнении с содержанием деятельности руководителей любой другой организации. Общая эмоциональная окраска представлений воспитателей об управленческой деятельности руководителя ДОУ скорее негативная, чем позитивная, поскольку управленческая работа воспринимается как нетворческая, «бумажная», что, в конечном итоге, влияет на формирование малопривлекательного образа трудовой деятельности руководителей ДОУ. В исследовании Е. Н. Сиващенко [1] обнаружено, что отношение работника к своему руководителю влияет на удовлетворенность работника различными элементами производственной ситуации. Изменение такого отношения педагогов к управленческому труду в ДОУ — важная задача сегодняшнего дня.

Литература:

1.      Сиващенко Е. Н. Отношение работников к руководителям на предприятиях с разными формами собственности: дисс. …к.пс.н.. М., 2003

2.      Смирнова Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: дисс. … к.пс.н. М., 2003

3.      Филинкова Е. Б. Психология принятия решения о переходе от педагогической к другим видам деятельности: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle