Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В. К вопросу разработки эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 63-70.

В психологии под термином «поведение» подразумевается взаимодействие человека со средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью.

Д. Н. Узнадзе подчеркивает, что поведение, как всякая активность, означает отношение субъекта к окружающей действительности, к среде. Механизм возникновения поведения, следующий: при появлении какой-нибудь конкретной потребности субъект, с целью ее удовлетворения, направляет свои силы на окружающую ее действительность. Активность имеет предметный характер. Иное действие всегда было бы хаотично, лишено всякой определенности и уже не было бы поведением по сути. [8, c. 378].

Процесс поведения человека Д. Н. Узнадзе представляет так: «С целью удовлетворения потребности, имеющейся у субъекта, он обращается к окружающей его действительности. Воздействуя на него непосредственно, эта действительность настраивает его к действию по отношению к предмету, необходимому для удовлетворения данной потребности. На этой основе субъект развертывает целесообразные акты поведения, приводя в действие силы, соответствующие нужному ему предмету, и активируя их, таким образом, как это «необходимо для овладения этим предметом» [8, c. 379].

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с нормой. По словам И. С. Кона, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся [4].

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И. С. Кон); это понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья (В. Т. Кондрашенко) [4].; это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией (Е. В. Змановская) [3].

На социальном уровне отклоняющееся поведение — это одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. На индивидуальном уровне девиантное поведение более проблематично, так как приводит к реальному ущербу для самой личности или окружающих людей, к конфликту девиантной личности с социальным окружением и её социальной дезадаптации. На личностном уровне отклоняющееся поведение проявляет себя как социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни [3].

Проведенные нами исследования, направленные на установление знака и силы выраженности установки на детей, не обнаружили у учителей, позитивного отношения к трудному подростку. Между тем, негативное отношение (от слабо негативного — 33,3 %, до негативного — 5,5 % и весьма негативного — 13 % по силе выраженности) выявлено у 51,8 % учителей [6;7].

Выявленные в ходе исследования оценки по отношению к подростку, безусловно, свидетельствуют о трудностях взаимодействия педагогов с данной возрастной категорией детей и необходимости их решения.

Человек, рождаясь, не выбирает социальную среду, он оказывается в ней помимо своей воли. Так девиантность подростка во многих, но не во всех случаях, вызвана сопровождающим влиянием среды, в которой воспитывался ребенок и которая по своему характеру асоциальна. Потому как «вся история психической жизни ребенка протекает внутри системы «ребенок-общество»…все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе» [9, c. 374]. Пытаясь хоть как-то исправить положение (недостаток положительного социального опыта у подростка вне пределов школы) педагог идет интуитивным и не всегда правильным путем. Неправильность этого пути заключается в применении на практике тех же приемов взаимодействия, которыми педагог пользовался тогда, когда ребенок был еще мал и которые с данной возрастной категорией детей не работают. Подросток уже не желает, чтобы его только учили, делая за него выбор. Он уже сам готов выбирать, с кем общаться, и его авторитеты не всегда принимаются взрослыми. У подростка возникает особая эмоциональность, которая сильно пугает, как родителей, так и педагогов, поскольку они ее воспринимают на свой счет. Между тем механизм возникновения у подростков особой эмоциональности уже объяснен в литературе. Так Д. Б. Эльконин, отвечая на этот вопрос, пишет: «Дело в том, что происходит превращение ребенка из субъекта деятельности в личность, то есть коренным образом изменяется позиция по отношению ко всем стоящим перед подростком задачам» [9, c. 379]. Подросток сам становится основным условием решения задачи. У подростка, говоря словами Л. С. Выготского, происходит «социальный контакт с самим собой» [2]. И проблема здесь не в том, чтобы не мешать этому процессу, а в том, чтобы понять механизм его функционирования и оказать активное содействие, не нарушая дозволенных границ. На практике педагоги и родители часто не умеют соблюсти эту грань и терпят неудачи в попытке наладить взаимодействие со своим взрослеющим ребенком, разочаровываются и либо выбирают путь пассивного созерцания и пережидания времени взросления, либо путь активных «боевых» действий. И тот и другой путь не является продуктивным и часто приводит к нарастанию проблем с обеих сторон. Для подростка, взрослеющего в условиях асоциальной среды, такое активное содействие в рамках дозволенных границ является зачастую единственным шансом на социальное оздоровление.

В условиях отсутствия адекватного родительского сопровождения, эти функции выполняет педагог, как «социальный деятель, действующий по поручению той или иной социальной организации или по собственному почину и ставящий своей задачей целесообразно организованную помощь росту юных людей в направлении наилучшего общего и специального приспособления к окружающим естественным, социальным и культурным условиям, экономного усвоения приобретенных в культурном опыте прошлого знаний и умений, укрепления их индивидуального и социального характера и раскрытия в них углубленного интереса и творческого отношения к культурным ценностям, действуя частью непосредственным образом, частью побочными путями, как организатор опыта, как выразитель государственно-общественных интересов, как социальный корректив, как носитель и сеятель культурных ценностей» [5, c. 23]. Поскольку ценностная система личности девиантного подростка сильно искажена, именно функция «социального корректива» будет востребована в этом случае в первую очередь. Выполняя эту функцию, педагогу необходимо помнить о том, что индивидуальный опыт вторичен по своему характеру, то есть является производным социального опыта и конструируется по точному его образцу [2, c. 45].

В помощь педагогам и психологам, работающим с различными проявлениями девиантного поведения личности, мы разработали программу, направленную на повышение их профессиональной компетентности.

Пояснительная записка

Предложенная программа имеет в основе материалы учебно-методических курсов по возрастной психологии, социальной психологии, психологии отклоняющегося поведения, девиантологии, семейной психологии и акмеологии.

Особенностью данной программы является углубление, расширение и формирование целостных представлений о психологии отклоняющегося поведения у практических психологов, работающих с различными проявлениями девиантного поведения личности.

В программу включены вопросы о феноменологии данного явления, о классификации и психологической характеристике видов девиантного поведения, механизмах его детерминации и функционирования, предлагаются методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности. Специальный раздел посвящен анализу международного опыта работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

В программу введены разделы, рассматривающие вопросы влияния гендерных различий на поведенческие реакции личности; определяющие роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара; освещающие Акмеологический подход к специфике труда психолога.

Современное состояние психологической практики и появление социального запроса на психолого-педагогическую помощь в превенции и психологической коррекции девиантного поведения личности требуют ориентации педагогов и практических психологов в проблемах, характерных для психологии отклоняющегося поведения личности.

Структура программы

Программа состоит из 10 разделов:

Раздел 1. Поведение как психологическая категория

Рассматриваются теоретические основы психологии поведения, вопросы соотношения процессов адаптации-индивидуализации и общие характеристики поведения личности, эталоны оценки поведения как психологического явления.

Раздел 2. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности

Представлены те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Рассматриваются специфические особенности отклоняющегося поведения личности, отличающие его от других феноменов и помогающие констатировать его наличие и динамику у конкретного человека. Изучаются границы отклоняющегося поведения на социальном и личностном уровне.

Раздел 3. Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения

Предложен анализ факторов отклоняющегося поведения, представляющий целостную картину изучаемого явления. Рассматриваются психологические аспекты отклоняющегося поведения, причины и стабилизаторы проблемного поведения личности.

Раздел 4. Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения

Рассматриваются вопросы систематики поведенческих отклонений, представлена характеристика видов отклоняющегося поведения. Акцентируется внимание на психологическом аспекте классификации и предлагается сравнительная характеристика поведенческих феноменов.

Раздел 5. Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности

Рассматриваются вопросы профилактики и психологической коррекции отклоняющегося поведения личности. Предлагаются общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения. Изучаются эффективные методы психологической коррекции отклоняющегося поведения личности.

Раздел 6. Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

Рассматриваются концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании. Дается характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения, и предлагаются новые подходы и технологии социальной и психолого-педагогической реабилитации подростков в специальных учреждениях.

Раздел 7. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности

Рассматриваются вопросы социализации детей, стороны и институты социализации.

Акцентируется внимание на семье, как факторе социализации.

Раздел 8. Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности

Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов. Гендерные различия и их влияние на проявления отклоняющегося поведения личности. Психологические механизмы поло-ролевой социализации.

Раздел 9. Акмеологический подход к специфике труда педагога и психолога

Рассматриваются условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога и психолога. Исследуется личность педагога и психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности.

Изучаются практические вопросы по восстановлению, самосовершенствованию и пониманию себя, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности.

Раздел 10. Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности педагога и психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности

Подводятся итоги работы, принимаются решения, необходимые для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий.

Таблица 1

Тематический план занятий

№ п/п

Название раздела

№ п/п

Тематика занятий

1.

Поведение как психологическая категория

1.

Поведение как психологическая категория

2.

Поведение личности. Соотношение процессов адаптации-индивидуализации

3.

Эталоны оценки поведения личности

2.

Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности

1.

Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения

2.

Границы отклоняющегося поведения на социальном и личностном уровне

3.

Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения

1.

Современные научные взгляды на природу отклоняющегося поведения

2.

Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности

3.

Схема анализа отклоняющегося поведения

4.

Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения

1.

Систематика поведенческих девиаций

2.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

5.

Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности

1.

Система социальных воздействий на поведенческие нарушения личности

2.

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

3.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

4.

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

5.

Методы поведенческой интервенции

6.

Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

1.

Концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании

2.

Характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в СЩА и Великобритании

7.

Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности

1.

Понятие социализации в психологии

2.

Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности

8.

Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности

1.

Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов

2.

Психологические механизмы поло-ролевой социализации

9.

Акмеологический подход к специфике труда психолога

1.

Личность психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности

2.

Акмеологический подход к специфике труда психолога

10.

Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности педагога и психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности

1.

«Круглый стол»Принятие решений, необходимых для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий в области интеграции знания

Итого занятий

24

Раздел 1. Поведение как психологическая категория

Тема 1. Поведение как психологическая категория

Определение понятия «поведение» в психологии.

Термин «поведение» используется для обозначения вида и уровня активности человека. Один из основоположников поведенческой психологии Джон Уотсон (1931) говорил о поведении, как о непрерывном потоке активности, усложняющемся по мере развития организма.

Современное понимание поведения следующее: это взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью индивида. Под внешней активностью понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Под внутренней активностью — мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Существенные свойства человеческого поведения.

Поведение человека социально по своей сути. Оно формируется и реализуется в обществе. Поведение человека тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием.

Тема 2. Поведение личности. Соотношение процессов социализации-индивидуализации

Поведение личности отражает процесс ее социализации — интеграции в социум.

Социализация предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей.

По соотношению процесса адаптации-индивидуализации и по позиции личности в социуме можно выделить 6 вариантов социальной адаптации:радикальная адаптация, гиперадаптация, гармоничная адаптация, конформисткая адаптация, девиантная адаптация, социально-психологическая дезадаптация.

Общие характеристики поведения личности.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения: мотивированность, адаптивность, аутентичность, продуктивность, адекватность.

Тема 3. Эталоны оценки поведения личности.

Способы получения нормы называются критериями.

Принятые в науке критерии: статистический, качественно-количественная оценка, психопатологический критерий, социально-нормативный критерий, индивидуально-психологический критерий.

Нормальным считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону.

Под нормальным поведением понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством и характерное для большинства людей.

Раздел 2. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения личности

Тема 1. Определение понятия и специфические особенности отклоняющегося поведения

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков психологического явления.

К специфическим особенностям отклоняющегося поведения относятся: несоответствие общепринятым и официально установленным социальным нормам; негативная оценка со стороны общества; нанесение реального ущерба самой личности и социальному окружению; стойко повторяющийся, длительный характер поведения (исключение — суицидальная попытка); согласованность с общей направленностью личности; рассмотрение в пределах медицинской нормы; сопровождение различными проявлениями социальной дезадаптации; выраженное индивидуальное и поло-возрастное своеобразие.

Определение понятия «отклоняющееся поведение».

Отклоняющееся (девиантное) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Тема 2. Границы отклоняющегося поведения на социальном личностном уровне.

Границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить.

Изменения в обществе приводят к изменениям норм, а, следовательно, и видов поведенческих девиаций.

Нормы, принятые в обществе, и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы.

На социальном уровне отклоняющееся поведение — это одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.

На личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

Раздел 3. Механизмы детерминации и функционирования отклоняющегося поведения

Тема 1. Современные научные взгляды на природу отклоняющегося поведения.

Вопрос о детерминации отклоняющегося поведения.

Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение. Группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.

Тема 2. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности.

Обзор ведущих психологических концепций о сущности отклоняющегося поведения личности.

Экзистенционально-гуманистический подход рассматривает отклоняющееся поведение как следствие экзистенциональных проблем личности и нарушений ее духовного развития.

Психодинамические теории раскрывают глубинные механизмы личностного функционирования и поведенческих реакций.

Отклоняющееся поведение как результат научения рассматривает регулирующие мотивационные системы и основные механизмы формирования поведения. Изучает влияние когнитивных искажений и негативного жизненного опыта на поведение человека.

Тема 3. Схема анализа отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — условий и психологических причин.

Схема анализа отклоняющегося поведения позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения.

Раздел 4. Классификации и психологическая характеристика видов отклоняющегося поведения

Тема 1. Систематика поведенческих девиаций.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока не привели к созданию единой классификации.

Систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин. Существуют различные подходы к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Тема 2. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий видов отклоняющегося поведения личности.

Психологические классификации основаны на следующих критериях: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения.

Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.

Сформулированы отличительные особенности основных вариантов социального поведения.

Раздел 5. Методы социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности

Тема 1. Система социальных воздействий на поведенческие нарушения личности

Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Существуют различные формы психопрофилактической работы. В соответствии со спецификой девиантного поведения выделяют следующие принципы психопрофилактической работы: комплексность, адресность, массовость, позитивность информации, минимизация негативных последствий, личная заинтересованность и ответственность участников, максимальная активность личности, устремленность в будущее.

Тема 2. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, её готовность к сотрудничеству с психологом.

Ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:формирование мотивации на социальную адаптацию; стимулирование личностных изменений; коррекция форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений.

Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения, так и по субъективным изменениям.

Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации.

Тема 3. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Различные формы девиантного поведения требуют внесения некоторых корректив в использование основных психологических методов.

Основные формы психолого-социальной работы в случае делинквентного, аддиктивного и суицидального поведения. Основные формы отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности.

Тема 4. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

Интеграция психологических знаний привела к углублению понятия «поведение».

В структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, эмоциональные процессы, саморегуляция поведения, когнитивная переработка информации, внешне наблюдаемые проявления и действия.

Основные подсистемы девиантного поведения.

Цели и задачи психологического воздействия. Ведущие принципы поведенческой психологии: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.

Тема 5. Методы поведенческой интервенции

Основные группы методов поведенческой психологии: стимулирование позитивной мотивации; методы коррекции эмоциональных состояний; методы саморегуляции; когнитивное переструктурирование; методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта.

Разнообразие методов не может преуменьшить роль личности консультанта.

Раздел 6. Позитивный международный опыт работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

Тема 1. Концепции девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании

Девиантное поведение несовершеннолетних выступает в качестве одной из характеристик социальной болезни общества.

Психолого-педагогические аспекты основных концепций девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании.

Тема 2. Характеристика основных направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в США и Великобритании

Анализируется положительный опыт США и Великобритании в области превентивной и ресоциализационной работыснесовершеннолетними девиантами по месту жительства в специализированных учреждениях.

Предлагаются новые подходы и технологии социальной и психолого-педагогической реабилитации подростков в специальных учреждениях.

Передовые технологии условно разбиты на 4 уровня: государственный; уровень отдельных штатов и графств как субъектов государства; муниципальный; личностный.

Основной путь устранения дефектов социализации подростков — девиантов заключен в многообразии форм интеграции основных социальных институтов, направленных на координацию всех усилий и создание специальных социально-педагогических условий с целью более успешного формирования социальных навыков у подрастающего поколения.

Раздел 7. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности

Тема 1. Понятие социализации в психологии

Социализация — это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социальных влияний, приобщение его к системе социальных связей.

Процесс развития ребенка немыслим без усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них.

Выделяют 5 сторон социализации: формирование знаний о людях, обществе и о себе; выработка навыков практической деятельности; выработка норм, ролей, позиций, выработка аттитюдов, ценностных ориентаций, включение в практическую деятельность.

Тема 2. Роль социализаторов в развитии детей и формировании позитивного поведенческого репертуара личности

Институты социализации и десоциализации.

Многообразие институтов социализации. Целенаправленный и нерегулируемый процесс воздействия на личность различных социализаторов.

Семья — как фактор социализации.

Основные социализаторы, стиль воспитания в семье, собственно личностный, направленный и творческий потенциал семьи.

Раздел 8. Влияние гендерных различий на поведенческие реакции личности

Тема 1. Гендерные исследования как самостоятельная область научных интересов

Понятие «гендер» в психологии.

Понятие «гендер» используется при определении социальных и культурных характеристик рода.

Различные исследования на установление половых различий и выяснение их происхождения: достоверные, сомнительные, неподтвержденные.

Влияние гендерных различий на проявления отклоняющегося поведения.

Тема 2. Психологические механизмы поло-ролевой социализации

Теории формирования поло-ролевой идентичности: теория идентификации, теория половой типизации, теория самокатегоризации, стадиальная теория.

Гендерная социализация и культурные различия, обусловленные особенностями исторического развития общества.

Раздел 9. Акмеологический подход к специфике труда психолога

Тема 1. Личность психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности

Ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента является поведение и личность психолога-консультанта.

Психологи, проявляющие высокий уровень профессионально важных качеств работают более эффективно.

Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды и новых конструктивных отношений личности.

Тема 2. Акмеологический подход к специфике труда психолога

Профессионализм педагога и психолога в акмеологическом понимании.

Профессионализм деятельности педагога и психолога рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность деятельности, её гуманистическую направленность.

Определение акмеологической модели.

Акмеологическая модель — это система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта — оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития [1].

Основные подходы к системе оздоровления, восстановления и самосовершенствования.

Практические вопросы по восстановлению, самосовершенствованию и пониманию себя, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности педагога и психолога.

Раздел 10. Психолого-акмеологические возможности в эффективном решении актуальных практических задач в профессиональной деятельности психолога, работающего с различными проявлениями девиантного поведения личности

Тема 1. «Круглый стол»

В целях повышения эффективности деятельности психологу необходимо опираться на систему комплексного научного знания о том психологическом явлении, с которым приходится работать. Такой подход обеспечивает успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие профессионалов.

После прохождения курса целесообразно проведение «круглого стола», где принимаются решения, необходимые для оптимизации работы и профессиональных взаимодействий в области интеграции знания: категориально-понятийного аппарата; выбор методов, алгоритмов и технологий решения профессиональных задач, стратегии развития профессионализма педагогов и психологов.

Актуальность данной программы объясняется большой востребованностью знаний о психологической сущности и механизмах функционирования девиантного поведения. Эти знания необходимы для профессиональной ориентации в мире задач, связанных с изучением эффективных подходов в работе с различными проявлениями девиантного поведения личности.

Литература:

1.         Акмеология: Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — СПб.: Питер,2003. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

2.         Выготский Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский. — Собр. соч. в 6 т.: Т.1. М. — 1982. С. 109–148.

3.         Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288с.

4.         Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. — Минск, 1988.

5.         Рубинштейн М. М. Проблема учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176с.

6.         Скрипкина Н. В. Исследование структуры личностного отношения педагогов к детям / Ж-л «Молодой ученый». — Чита, 2010. — № 6 (17). — С.301–304

7.         Скрипкина Н. В. Особенности распределения и характер устойчивости позитивных установок на детей у педагогов / Актуальные вопросы современной психологии: материалы международной заочной научной конференции. — Челябинск, 2011 -142с., С. 92–96

8.         Узнадзе Д. Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.

9.         Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭЕК», 1997. — 416с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle