Библиографическое описание:

Васильева Г. Н. Развитие физико-математических способностей учащихся [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 24-25.

Согласно данным современной психологии, ни одна психическая особенность человека (в отличие от анатомических или физиологических его особенностей) не дана от рождения. Способности, в том числе и физико-математические, как индивидуально-психологические особенности, являются условием успешного осуществления деятельности, формируются и развиваются в процессе жизни и соответствующей деятельности человека. Задатки творческих способностей ученого – физика-математика – имеются не у всех людей, задатки обычных математико-физических способностей, способностей к успешному усвоению и применению физики-математики имеются у всех детей.

Способности к изучению физики-математики — это те индивидуально-психологические особенности умственной деятельности школьника, которые обусловливают успешное овладение физикой-математикой как учебным предметом, относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики.

Прежде всего выделим условия успешного овладения физикой-математикой. Одним из решающих условий успешного овладения физикой-математикой является активное положительное отношение школьника к физике-математике, интерес к ней, склонность заниматься ею, переходящее в ряде случаев в страстную увлеченность.

Другое важное условие — наличие характерологических черт, таких, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Наряду с условиями успешного овладения физикой-математикой мы выделяем и собственно физико-математические способности умственной деятельности человека.

Способный к физике-математике ученик умеет последовательно, обоснованно, логически рассуждать. Способный ученик стремится к наиболее рациональному — ясному, простому и экономичному решению. При этом он проявляет сообразительность, находчивость, изобретательность в попытках решения задач, особенно не подходящих под стандартные правила, что представляет собой своеобразное проявление в учебных условиях физико-математического творчества.

Для развития физико-математических способностей детей надо всячески стимулировать их самостоятельное творческое мышление, начиная с его элементарных форм и проявлений. Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и родители, помогающие детям овладевать физикой-математикой, должны стараться так организовать занятия с ним, чтобы перед детьми чаще возникали хотя бы несложные проблемы, чтобы они сами пытались самостоятельно решать эти проблемы.

Такое обучение (его называют — проблемное обучение) может осуществляться на различных уровнях и решает проблему. От ученика же требуется лишь запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждений.

Первый уровень проблемного обучения характеризуется тем, что обучающий ставит проблему, формулирует ее, ученик же должен найти пути решения сформулированной обучающим проблемы.

Второй уровень отличается тем, что ученику предлагается самостоятельно и сформулировать и решить проблему, обучающий же только указывает на нее.

На третьем уровне проблемного обучения обучающий даже не указывает проблему, ученик должен увидеть проблему самостоятельно, а увидев, — сформулировать ее и найти возможности и способы ее решения.

Развивать физико-математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены или когда школьника готовят к поступлению в математический вуз. Знание физики-математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий физикой-математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области. Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к физике-математике. Заметив у школьника интерес к физике-математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Для этого в частности можно вовлечь школьника в активное участие в физико-математическом кружке, заинтересовать его работой кружка. Для пробуждения и развития интереса к физике-математике важно популярно показать ее значение для техники и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства. Хорошее средство для формирования интереса к физике-математике — постановка и решение практически значимых для школьника задач.

Включение школьника в доступную его возрасту физико-математическую деятельность — основной путь развития физико-математических способностей.

Развитие у учащихся физико-математических способностей напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, если они не почувствуют роста своих возможностей, то они прекратят углубленные занятия физикой-математикой.

Одна из основных задач внеклассной воспитательной работы заключается в том, чтобы каждый ученик мог найти приложение своим силам, развить свои творческие способности.

В последние годы возникли новые формы внеклассной воспитательной работы: организация клубов, проведение недель физики-математики. Получили дальнейшее развитие традиционные формы работы: факультативы, кружки, олимпиады, вечера, экскурсии. Главное значение различных видов внеклассной работы по физике-математике состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к этим предметам, содействует развитию их физико-математических способностей. Одной из форм внеклассной работы по физике-математике является проведение недель физики-математики. Для младших школьников организуется КВН. Для учащихся старших классов проводится конференция, на которую приглашаются преподаватели вузов, студенты. Такая конференция помогает школе в профориентационной работе. Во время проведения недели старшеклассники пишут сочинения о физике-математике. В эти же дни проходят олимпиады, совершаются экскурсии, выпускаются газеты, проводятся выставки работ и пособий, выполненных учащимися. Интересная и продуманная система внеклассной работы по физике-математике является частью той огромной работы, которая поможет решить важнейшую, непреходящую задачу — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике.

В заключение хочется предложить ряд мер, которые способствовали бы развитию физико-математического мышления школьников.

Необходима реализация системы принципов, проблемности движения от абстрактного к конкретному; проблемное обучение, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие интуитивных компонентов мышления, формирование приемов умственной деятельности.

Литература:

1.     С. Л. Рубинштейн. «Принципы и пути развития психологии».М, 1959 г.

2.     С. Л. Рубинштейн. «О мышлении и путях его исследования».

3.    Л.. С. Выгодский. «Умственное развитие детей в процессе обучения». М, 1965 г.

4.    Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. М, 1969 г.

5.    Л. С. Выгодский. «Развитие высших психических функций».М, Изд-во АПН РСФСР, 1961 г.

6.Г. Ю. Айзенк. «Проверьте свои способности». «Лань»»Союз» Санкт-Петербург, 1996

7.Немов. «Психология» М., ВЛАДОС ИМПЭ им.А. С. Грибоедова, 2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle