Библиографическое описание:

Дусалиева Л. А., Фиалко Е. А., Новичкова К. Э. Системность разноуровневой диагностики детей раннего возраста в домах ребёнка [Текст] // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 38-39.

Ранний возраст охватывает период от рождения до 3 лет. В этот период происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики.

Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно, отличаются и задачи развития и воспитания малыша. Они определяются по физическим, психологическим, а также возрастным и индивидуальным особенностям [3].

С момента рождения у младенцев обнаруживаются различные типологические особенности нервной системы. Одни легко возбудимы, у других преобладает процесс торможения. Для ребёнка раннего возраста характерно чувственное познание действительности, которое развивается, углубляется за счёт модальности (зрительных − цвет, форма, величина), слуховых (голос человека, музыкальные звуки, звуки природы), осязательных (воздействие разнообразных предметов на тактильные и вестибулярные ощущения, разнообразные движения). При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Самоценность раннего детства — в остроте восприятия окружающего мира [1].

Обучение детей раннего возраста специфично. Оно осуществляется в форме игры на занятиях и вне их. Главное в обучении — развивать способность детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать и различать.

Целью нашего диагностического направления в деятельности ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звёздочка» является выявление особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания. Для диагностики важно не просто выявить отклонение в развитии той или иной функции в процессе различных видов деятельности ребенка. Эти задачи решаются в процессе контроля за нервно-психическим развитием ребенка раннего возраста и их теоретические и методические основы были разработаны еще в 30-е годы в клинике Н. М. Щелованова, затем дополнены в исследованиях Н. М. Аксариной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт. В процессе диагностики важно определить механизм нарушения развития, структуру ведущего нарушения и связанных с ним вторичных нарушений, выявить возможные причины отклонения в развитии, а также сохранные звенья и функции. Без этих данных невозможно правильно определить наиболее эффективные методы и средства преодоления имеющихся у конкретного ребенка проблем в развитии.

В ранней диагностике отклонений развития ребенка выделяют непосредственно:

-       уровень педагогической диагностики (базовый);

-       уровень психологической диагностики (основной);

-       уровень медицинской диагностики (дополнительный).

Цель педагогической диагностики −выявление актуального уровня развития ребенка в соответствии с основными показателями (педагогическими критериями) данного возраста, определение зоны его ближайшего развития и выявление начальных проявлений или предпосылок нарушений развития, возникновения дезадаптации. Полученные данные помогут определить характер и объем педагогической помощи ребенку.

Субъектами педагогической диагностики являются: учитель-дефектолог, педиатр, невролог, психолог. Цель психологической диагностики − углубленное изучение характера имеющихся нарушений, их причин, уровня потенциальных возможностей ребёнка, а также проблем и резервов социальной ситуации развития ребенка [2].

Субъектами психологической диагностики являются психологи, учителя-дефектологи, проводящие изучение в специально организованных условиях.

Диагностика обследования ребёнка, находящегося в нашем детском учреждении, проводится на протяжении всего времени. Дети до 1 год развития обследуются каждый месяц. После 1 года − каждые три месяц; а с 2 лет − каждые полгода.

Первичное обследование ребенка при поступлении его в наше учреждение проходит по шкале Доскина В. А. нервно-психического развития детей первого года жизни. Данная диагностическая карта позволяет более подробно изучить поступившего ребёнка по всем показателям, оценить его реальные возможности на данный момент. При переводе из карантинного бокса в группу, дефектолог обследует ребёнка вновь по всем показателям, делает свои заключения и дает рекомендации по дальнейшему его развитию до следующего эпикризного срока.

В возрасте после 1 года дефектологом используется удобная для обследования шкала психомоторного развития по ГРИФФИТС (в переводе Кишинян Е. С.). Удобна она тем, что средние данные ребёнка описаны не по эпикризным срокам (т. е. через 3 месяца), а ежемесячно, так как в свой эпикризный срок ребёнок может быть госпитализирован или находиться в карантине. Также используются дефектологами в диагностическом обследовании детей в возрасте после 1 года «Показатели развития детей» под редакцией Печоры К. Л., Голубевой Л. Г., так как в данных показателях хорошо описаны сенсорные и моторные навыки, соответствующие данному возрасту.

При тестировании микромоторики ребёнка до 1 года уместно применять систему КАТ/КЛАМС. В этой системе хорошо описана деятельность ребёнка с различными предметами, патология формирования микромоторики и нарушения тонуса в дистальных отделах кисти.

Для недоношенных детей 1 года жизни используются «Показатели нервно-психического развития» доношенного и недоношенного ребенка.

В карантинную группу поступают и те дети, которые уже находятся в данном детском учреждении. Как правило, это дети после госпитализации.

Соответственно ведется дневник наблюдений за детьми в «адаптационный период» в карантинной группе. Записи наблюдений ведутся дефектологом, психологом, неврологом до нормализации поведения ребенка, что дает достаточно объективную оценку индивидуальным возможностям на данный период.

Весь диагностический процесс обследования ребенка любого возраста (от 0 до 3 лет) ведется с использованием специального дидактического материала, пособий, если они непосредственно требуются в работе с ребёнком (погремушки разной текстуры, подвесной, контрастный модуль (чёрно-белый), звукоиздающие предметы, игрушки для исследования ртом, заводная, движущаяся игрушка, пирамидки, мячи разных размеров, бубен, барабан, дидактические материалы с сюжетным характером (лото, мазаики, книжки для младенцев); наборы-конструкторы ЛЕГО, набор игрушек для игры с водой, с песком, кубики, стройматериал и т.д).

Таким образом, разноуровневая диагностика обеспечивает системность и целостность изучения формирующейся личности ребёнка, не выявление отдельных проявлений нарушения психофизического развития, а установление связей между ними, определение причин.

Литература:

1.                       Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А. Настольная книга педагога-дефектолога — 3-е издание — М.: изд-во «Феникс» 2007 г. –с. 200

2.                       Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонения в развитии детей раннего возраста.− М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 88 с.

3.                       Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др.; Под ред. Г. М. Ляминой. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с. Ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада).

4.                       Решетнева Г. А., Минка И. Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии. − М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997–96с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle