Библиографическое описание:

Поляков С. А., Фёдоров С. В. Социально-психологические аспекты формирования имиджа российских силовых структур [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 31-33.

Имидж человека — это то, что говорят о нём за его спиной.

Хау Эдгар Уотсон (1853–1937).

Проанализированы отдельные источники информации по теме диссертационного исследования, рассмотрен и проанализирован ряд диссертационных исследований по проблематике социально-психологических аспектов формирования имиджа.

Ключевые слова: формирование, имидж, организация, образ, силовая структура.

Social psychological aspects of image formation of uniformed personnel

Review some of the sources of information on the topic of dissertation research, reviewed and analyzed by a number of dissertation research on issues of social and psychological aspects of image formation.

Keywords:forming, self-perception, organization, image, force structure

В современных условиях в связи с новым этапом развития пограничных органов и органов безопасности в целом все большее внимание уделяется имиджу сотрудников российских силовых структур. В целом условия формирования имиджа сотрудников силовых структур схожи с условиями формирования имиджа организации, однако имеется ряд особенностей, целью данной статьи является их рассмотрение. Нельзя упускать из виду то, что современный этап развития России, как Государства — сопровождается принципиально новыми процессами в различных областях общественной жизни, а как известно, любые реформы и изменения, приводят к дезадаптации, стрессу, росту неврозов и, как следствие, психических заболеваний различной сложности. Воинские подразделения, являясь частью общества, переживая все социальные процессы, подвержены их влиянию. Данные обстоятельства убедительно указывают на необходимость изучения и диагностики всех категорий военнослужащих, социально-психологической оценки профессиональной деятельности сотрудников воинских подразделений. Данная проблема поднималась ранее в социальной психологии, психологии развития, акмеологии [7, С.121].

Имидж как термин в широком понимании появился в нашей стране в конце 80-х годов, в период активного проникновения в СССР, западной идеологии, западных ценностей. В это же время начинается активное изучение данного, явления отечественными, психологами, социологами.

Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д». [5, С.37]. Специалист в области социологии управления и имиджелогии В. М. Шепель дает такое определение: «Имидж — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания» [9, С.34]. Психолог А. Ю. Панасюк, предполагает следующее определение имиджа: имидж: есть по существу то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терминами лишь в грамматических правилах употребления соответствующих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (политика, адвоката)», «мнение» — в словосочетаниях типа «мнение о человеке (политике, адвокате)». «И говорить об этом автор вынужден потому, что услышал недавно в выступлении одного высокопоставленного чиновника: «создать о себе имидж». Видно, он хотел сказать: «создать себе имидж» или «создать о себе мнение», а получилось... Итак, Ваш имидж — это, то мнение о Вас, которое сложилось у определенной группы людей — от ваших домочадцев до, предположим, вашего электората» [3].

Исходя из вышеперечисленного можно определить, что имидж состоит из двух частей внешней и внутренней.

Внутренняя — самовосприятие человека, через призму поступков деятельности, и отношения окружающих.

Внешняя — восприятие образа человека другими людьми, на основе его внешности, поведения, деятельности.

Так Саватеев А. В. в своем диссертационном исследовании определяет два подхода к пониманию имиджа у каждого из которых есть сторонники «Первый из них определяет наиболее многочисленную часть авторов (Г. М. Андреева, О. И. Гордеева, С. Ю. Головин, Е. В. Егорова-Гантман, Н. И. Конюхов, Е. А. Орлова, А. В. Петровский, Т. Н. Пискунова, И. И. Чернова, В. М. Шепель, Р. Ф. Фурс, М. Г. Ярошевский.) которая рассматривает имидж, как сложившийся в сознании образ (кого либо, чего либо) эмоционально окрашенный и по своим характеристикам близкий к стереотипу. Второй подход сближает другую группу авторов (А. Н. Жмыриков, А. Б. Зверинцев, Ю. А. Панасюк, А. М. Цуладзе как мнение, представление. Которое сложилось у определенной группы людей, о каком-либо объекте [8, С. 47].

Следует понимать, что внешнее восприятие образа может формироваться без прямого контакта с субъектом, на основе различных источников информации. К примеру имидж руководителя крупного звена может складываться на основе сведений о нем от, тех, кто ранее общался с ним, из приказов и распоряжений, отданных им. Другим важным аспектом формирования имиджа, с которым практически согласны все авторы вышеперечисленных определений, это то что имидж формируется в сознании людей как стихийно, так и целенаправленно. Именно второй аспект наиболее важен, так выработка методики и техники определение психологических, социальных, акмеологических особенностей имеджеобразования, закономерностей ее развития позволяет создать и что не менее важно поддерживать положительный имидж сотрудника пограничных органов. Также подавляющее большинство исследователей имиджа сходятся, в том, что имидж представляет собой целостный образ. Так по мнению Перелыгиной Е. Б. «Еще одна важная сущностная характеристика имиджа состоит в том, что он представляет собой целостный образ, который соотносится со своими прообразом, как с целым, а не с отдельными его свойствами. Этим имидж отличается от репутации, которая отображает проявления человека в той или иной отдельно взятой сфере (например, деловая репутация), в то время как имидж стремится охватить все сферы, в которых проявляется человек как индивид личность, субъект деятельности» [4, С.58].

Персональные имиджи сотрудников не существуют сами по себе лишь как образы-представления отдельного человека. Они взаимосвязаны с определенными стереотипными имиджами социальных субъектов и организаций. В связи с этим, как отмечалось выше, имидж современного сотрудника пограничных органов неразрывно связан с имиджем организации, ведомства к которой он принадлежит. В зависимости от содержания и морально-этической окраски доминирующих в определенный исторический период социальных представлений имиджесодержащая информация, о персональном имидже конкретного сотрудника проходит через фильтр стереотипного мышления определенной социальной группы.

Имидж организации — ее образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа организации составляет существующий стиль внутренних и внешних дел и межличностные отношения персонала и официальная атрибутика название, эмблема, товарный знак [2, С.282].

Имидж организации можно определить, как сформировавшийся, действенный, эмоционально окрашенный образ ведомства или отдельных его составляющих, наделённых определёнными характеристиками, основанными на реальных или приписываемых свойствах конкретной организации, обладающих социальной значимостью, для воспринимающего.

К числу факторов, влияющих на формирование позитивного имиджа организации отечественные ученые относят: 1) образ миссии организации (иногда и философию организации); 2) историю организации, её традиции и репутацию; 3) социальную ответственность перед обществом; 4) личность руководителя, качество управления организацией и реализации функций; 5) уровень заботы о персонале; 6) этичность деятельности и отношений и другие. При формировании же имиджа силовой структуры на мой взгляд можно выделить следующие факторы:

1.         Смысл существование организации — ее необходимость для общества, способность защитить его от различного рода угроз безопасности государства.

2.         История организации традиции и ритуалы.

3.         Отношение СМИ к образу организации.

4.         Имидж руководителя организации его умение управлять данной структурой, взаимодействовать с социумом.

5.         Персональный имидж сотрудников организации,- его восприятие населением.

Из вышеперечисленных факторов мы можем выделить следующие понятие: имидж-руководителя который в свою очередь имеет ряд особенностей, связанных со спецификой деятельности руководителя того или иного звена, отрасли, государственной структуры в которой он работает.

Имидж руководителя — представляет собой коммуникативный механизм рефлексивного управления поведения персоналом путем удовлетворения базовых потребностей, подчиненных в безопасности, признании, принадлежности и самореализации.

Наиболее серьезными факторами, влияющими на имидж силовых структур можно отнести два так называемых внутренних фактора.

1.      Имидж руководителя его умение управлять, взаимодействовать с социумом.

2.      Персональный имидж сотрудников, — его восприятие местным населением, а также общественностью в целом.

Для изучения имиджа с позиции эмпирики предполагается применение модульного социотеста А. Я. Анцупова [1, С.59–62]. В частности, его применение в воинской среде, путём соответствующей адаптации для конкретного подразделения, опираясь на его специфику [6, С.64–72].

В настоящий момент написано достаточно большое количество работ по исследованию имиджа, рассмотрены, психологические, социальные, философские, маркетинговые аспекты формирования такого явления как имидж, появилась даже наука — имеджелогия. Есть ряд работ и по формированию имиджа различных организация, в том числе и различных российских силовых структур. Однако нет до сих пор целостной картины формирования имиджа от сотрудника до организации в целом. Социально-психологические процессы, происходящие в наши дни, требуют большего изучения, проблемы формирования имиджа силовой структуры данная статья лишь отобразили ряд направлений, необходимых для изучения этой проблематики, которой социальные психологи наших дней уделяют все более пристальное внимание.

Литература:

1.                  Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 395 с.

2.                  Одегов Ю. Г. Словарь — справочник 1645 терминов: М.: 1994. — 350 с.

3.                  Панасюк А. Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии/Доклад на открытом заседании президиума Академии имиджелогии [М.], 26 марта 2004 года. URL: www.academim.org

4.                  Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. Раздел I. Параграф № 1: Понятие имиджа. –М.: Аспект Пресс, 2001. — 221 с.

5.                  Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» Том 1, 1996. — 416 с.

6.                  Поляков С. А. Изученность проблемы социально-психологической оценки коллектива в психологии труда, педагогике и социальной психологии / С. А. Поляков // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — 142 с.

7.                  Поляков С. А. Социально-психологическая оценка профессионально-важных качеств в профессиональной деятельности военнослужащих. — Акмеология 2013, сборник Методологические и методические проблемы, под ред. Кузьминой Н. В., Жариновой Е. Н. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. — 202 с.

8.                  Саватеев А. В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения, дис. канд. психол. наук: 19.00.05/ А. В. Саватеев. — Москва: Военный университет, 2001. — 191 с.

9.                  Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния: М.: 1994. — 292 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle