Библиографическое описание:

Лялина Я. И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности в трудах Теодюля Рибо [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 1-6.

Выделение психологии в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX-XX веков было тесным образом связано с развитием экспериментальных исследований, применяемых к многочисленным сторонам психической жизни человека. Именно в данный период времени практически во всех странах (России, Германии, Франции, США, Австрии, Англии и др.) происходило открытие психологических лабораторий и институтов экспериментальных исследований. Несмотря на то, что психология, находясь на стадии интенсивного развития, открывала новые возможности для изучения разных аспектов психики человека, все же она отличалась отсутствием четко сформулированных методологических основ, наличием многочисленных точек зрения относительно предмета исследования, поэтому нуждалась в дальнейшем развитии своего категориального аппарата. В связи с этим на рубеже веков произошло разделение психологии на различные школы (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа, Французская психологическая школа, описательная психология и др.). Они занимались изучением связей и законов различных сфер психики как производных сознания, но расходились в понимании сущности самого процесса сознания и возможности его исследования экспериментальными методами. Например, представитель структурализма Э. Титченер рассматривал сознание как систему взаимосвязанных элементов, а сторонники функционализма (Ф. Брентано, К. Штумпф. В. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс) занимались изучением функций, которые оно реализует.

Значимый вклад в развитии психологии как науки был внесен представителями Французской психологической школы, в особенности сторонниками экспериментального направления в изучении различных сфер психической жизни человека (Т. А. Рибо, А. Бине, П. Жане), основоположником которого по праву считается Теодюль Арман Рибо (Théodule Armand Ribot, 1839–1916). Доктор философских наук, профессор и руководитель кафедры сравнительной и экспериментальной психологии знаменитого в тот период времени учебно-исследовательского учреждения Коллеж де Франс (Collège de France), член Французской академии наук, основатель первого во Франции психологического журнала «Философское обозрение» («Revue philosophique», 1876) и общества физиологической психологии в Париже (1885 г.) Т. Рибо сыграл важную роль в развитии экспериментального направления во французской психологии. В своих первых работах Рибо подробно изложил программу новой психологической науки (Т. А. Рибо, 1881, 1895). Он стремился сделать психологию точной и позитивной наукой, лишенной субъективизма, где полученные в ходе исследования данные основывались бы только на результатах проведенных исследований и были лишены метафизических воззрений.

В создании новой программы психологической науки, Рибо полагал, что она должна базироваться на теории эволюции и использовать сравнительные методы изучения. Также при анализе любого психического явления важно учитывать его нарушения, поэтому необходимо применять метод патологического наблюдения, так как, по мнению французского психолога, невозможно познать нормы без исследования существующей патологии какой-либо психической функции.

В своих многочисленных трудах, посвященных изучению практически всех сторон психики человека (волевой, познавательной, эмоционально-аффективной, личностной), Т. Рибо придерживался физиологической теории, полагая, что любое психическое явление порождено деятельностью мозга и нервных центров. В связи с этим, основу психологии, по его мнению, должны составлять естественные науки, в первую очередь биология. Также французский психолог полагал, что при изучении психики важно учитывать характер социальной жизни индивида и его трудовой деятельности.

С позиции разработанной программы новой психологии как чисто опытной науки, Т. Рибо коснулся исследования актуальной и ранее малоизученной проблемы, посвященной сущности эмоционально-аффективной сферы психики человека (Т. Рибо, 1898).

Относительно данной проблемы на рубеже веков существовали две противоположные и конкурирующие теории. Интеллектуальный подход (И. Ф. Гербарт) признавал чувства вторичными явлениями, «которые представляют из себя лишь качества, виды или функции познания» [3, с. 2] и выражаются как «смутное волнение», возникающее в процессе мыслительной деятельности. Противоположная точка зрения принадлежала сторонникам физиологической теории (А. Бэн, Г. Спенсер, Г. Маудсли, Ф. А. Ланге, У. Джеймс) которые, напротив, считали аффективные состояния первичными, самостоятельными, независимыми от мышления и рассматривали все эмоции «как прямое и непосредственное выражение растительной жизни» [3, с. 3]. Сам Т. Рибо придерживался физиологической теории, поэтому на протяжении всего исследования, кающегося психологии эмоций, доказывал ее состоятельность, считая, что любое аффективное состояние обусловлено деятельностью физиологических процессов организма. Также французский психолог коснулся проблемы эволюции аффективной жизни, аффективной памяти, внешних и внутренних условий эмоций, их классификации и патологических нарушений.

Придерживаясь теории Ч. Дарвина, Теодюль Рибо полагал, что наличие разнообразных аффективных состояний у человека есть результат сложного и длительного процесса эволюции живого в борьбе за существование. Исходя из этого, эмоции представляют «организованные проявления аффективной жизни, это — реакция индивида на все то, что касается его сохранения и усовершенствования, его существования или улучшения этого существования» [3, с. 103]. Основой эмоциональной сферы, по мнению Рибо, являются не страдания и удовольствия, как считалось ранее, а двигательные реакции, которые французский психолог связывал со стремлениями, потребностями, влечениями, инстинктами и желаниями. Именно они предполагают «возбуждение двигательных нервов» и служат «выражением всех физических и духовных потребностей человека» [3, с. 6]. Приятные и неприятные состояния (страдания и удовольствия) не являются базой эмоций, а «представляют лишь внешнюю сторону аффективной жизни», «последствия, которые должны привести нас к разысканию и определению причин, таящихся в области инстинктов» [3, с. 7]. Также, по мнению Рибо, страдания и удовольствия не могут быть включены в число первичных эмоций, поскольку характеризуют «общие признаки аффективной жизни» [3, с. 21]. Если эмоция сама по себе представляет сложное, замкнутое и обособленное психическое образование, то страдания и удовольствия, напротив, могут встречаться в различных эмоциональных состояниях (страх, гнев, половая эмоция и др.).

Основываясь на вышеизложенном, в эволюции аффективной жизни Рибо выделил несколько последовательных стадий развития, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Стадии эволюции аффективной жизни

Стадии

Характеристика

Виды эмоций

1. До-сознательная чувствительность

Представлена протоплазматической органической чувствительностью, не доходящей до сознания

Ассимиляция и диссимиляция одноклеточных организмов (притяжение и отталкивание)

2. Появление первичных эмоций (сознательный период)

Период удовлетворения физиологических потребностей (жажда, голод сон и др.); Связан с появлением инстинкта самосохранения;

Основная цель — сохранение вида

Первичные эмоции:

1.                  Общие для человека и животных (страх, гнев, привязанность);

2.                  Свойственные человеку:

·   эмоция сознания собственной личности (положительная — сила, решимость; отрицательная — бессилие, слабость);

·   половая эмоция

3. Превращение первичных эмоций в сложные или абстрактные эмоции

Представлены в высших сферах науки, искусства и нравственности, поэтому недоступны большинству людей и рас.

Предполагают два условия:

1.                  Способность к пониманию и созданию общих идей;

2.                  Способность чувствовать эти идеи.

Пример: «чистое, мистическое, платоническое чувство любви»

Основываясь на положениях, выведенных Т. Рибо, можно заключать, что эмоциональная сфера психики человека есть результат длительного процесса эволюции, приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни. Изначально она представлена физико-химическими процессами, протекающими в одноклеточных организмах, и выражается в притяжении и отталкивании (ассимиляции и диссимиляции). Затем, в результате появления сознания, усложнения условий существования, необходимости удовлетворения базовых физиологических потребностей, появляются первичные эмоции. По взглядам Рибо, они представляют «сложное синтетическое состояние, слагающееся, в существенных чертах из осуществленных или задержанных движений, органических изменений (в дыхании, кровообращении и т. д». [3, с. 17]. Первичные эмоции являются новообразованиями, связанными с «ощущениями, восприятиями или их непосредственными представлениями» [3, с. 108]. Они возникают внезапно, ограничены во времени и всегда «имеют отношение к сохранению индивидуума или вида» [3, с. 17]. Из первичных эмоций берут свое начало смешанные и абстрактные аффективные состояния (религиозное, умственное, нравственное и эстетическое чувства).

На основании анализа эволюции эмоций, Рибо подошел к новому пониманию проблемы природы аффективной жизни. Критикуя интеллектуальный подход, французский психолог пришел к выводу, заключающемуся в первичности аффективной жизни по отношению к интеллектуальной. Подтверждение данного положения можно наблюдать в до-сознательном периоде, в котором развиваются зачатки эмоциональной сферы. На основе этого, базовые и абстрактные аффективные состояния образуются путем психофизиологической комбинации, которая заключает в себе «особое состояние сознания, особые изменения в функциях органической жизни, движения или стремления к движению, остановке» [3, с. 103]. При этом в сознательном периоде существуют эмоции, «которые не происходят ни от какой идеи, а наоборот, служат ее источником» [3, с. 105]. Примеры таких случаев можно встретить в патологических нарушениях аффективной сферы (возникновение «смутной грусти» перед рецидивом заболевания), влиянии психоактивных веществ (вино вызывает радость, спирт придает смелость), в раннем детском возрасте (ребенок изначально живет только эмоциями).

С позиции физиологической теории Джеймса-Ланге, согласно которой физиологические последствия являются причиной, а не следствием выражения той или иной эмоции, Т. Рибо вывел новый механизм развития аффективных состояний:

1.      Появление интеллектуального состояния;

2.      Органические или двигательные изменения;

3.      Эмоциональные реакции (сознание этих изменений).

Подобная схема возникновения эмоций отдает ведущее значение физиологическим особенностям. Это означает, что каждый человек может самопроизвольно вызвать любое чувство, сымитировав его основные двигательные проявления. Стоит отметить, что появление данной теории вызвало споры среди общества ученых XX века. На основании этого стали проводиться многочисленные эксперименты и разрабатываться новые подходы по проблеме роли физиологических механизмов в образовании эмоций (Ч. С. Шеррингтон, У. Б. Кеннон, П. К. Анохин и др.), которые полностью опровергли теорию Джемса-Ланге. Эксперименты, проведенные на животных, показали, что одни и те же физиологические изменения могут сопровождать различные эмоции, а также не аффективные состояния.

В отличие от У. Д. Джеймса и К. Г. Ланге, которые в своих исследованиях занимались изучением базовых эмоций, Теодюль Рибо применил физиологическую теорию и к высшим человеческим чувствам: нравственному, религиозному, эстетическому и умственному. Данные эмоции, по его взглядам, связаны с абстрактными образами и определяются социальными условиями развития индивида. Высшие чувства оказывают влияние на физиологию организма, вызывая в нем различные изменения. Например, религиозное чувство имеет наиболее очевидную зависимость от физиологических механизмов, поскольку связано с инстинктом самосохранения, «с представлением о спасении, в какой бы форме не представлялось оно верующему» [3, с. 109]. Под его влиянием человек ощущает «внутреннюю бурю», трепет, сильное волнение, оказывающее влияние на нервную и сердечнососудистую системы. Нравственная эмоция, в свою очередь, «выражается внутренними и внешними, движениями и действует как инстинкт» [3, с. 111]. «Сочувствие, — пишет Рибо, — приводящее нас в унисон с другими людьми, позволяющее нам чувствовать добро и зло, есть свойство животной жизни, настойчиво требующее известных физиологических условий и не могущее существовать без них» [3, с. 111]. Из этого следует, что в развитии любого чувства главную роль выполняют физиологические процессы.

На основании вышеизложенных положений, французский психолог дал определение одному из главных свойств эмоции, ее интенсивности. Интенсивность эмоций, по мнению Рибо, «прямо пропорциональна количеству сопровождающих их физиологических явлений» [3, с. 114]. Это означает, что величина стимула, вызывающего изменения во внутренних процессах организма, в равной степени изменяет и «аффективный тон».

Также в своем исследовании Т. Рибо коснулся проблемы внешних и внутренних условий эмоций.

Возникновение чувств имеет прямое отношение к функционированию головного мозга человека, «в котором ощущения, исходящие из внутренних органов, отражаются наравне с внешними впечатлениями» [3, с. 126]. Но поскольку любая эмоция является сложным комплексом физиологических процессов, поэтому она не может быть локализована в какой-то отдельной области, а требует деятельности нескольких мозговых и вне-мозговых центров [3, с. 127–128]:

1.                  Чувственных центров зрения, обоняния, осязания и т. д.;

2.                  Различных центров двигательной области, управляющих движениями частей тела;

3.                  Центров, соответствующих явлениям органической жизни:

-          Центры спинного мозга (дыхательный, ускоряющий сердечные ритмы, центр управления деятельностью половой системы и др.);

-          Центры продолговатого мозга (дыхательный, замедляющий сердечные ритмы, термический);

-          Центры «коркового» слоя (сосудистый, термический, железистый, трофический и др.).

Также Рибо предполагал, что внутренними условиями возникновения эмоций могут являться и глубокие химические процессы, происходящие в тканях и жидкостях организма. Подтверждение данной точки зрения можно найти в действии психоактивных веществ, употребляемых человеком. Также в случаях самоотравления ядами организма при возникновении психических заболеваний.

Внешние проявления эмоций Теодюль Рибо подразделял на два слоя [3, с. 142].:

1.                  Первоначальный, зависящий от анатомического и физиологического строения;

2.                  Вторичный, зависящий от строения психологического.

В любом случаем при выражении любой эмоции «ум придерживается одного и того же метода и бессознательно подчиняется одному и тому же управляющему им закону» [3, с. 142].

В данной работе французский психолог первым коснулся рассмотрения важной и впоследствии крайне спорной проблемы наличия аффективной памяти у человека. Иными словами Рибо пытался раскрыть сущность вопроса: «могут ли представления вкусовых и обонятельных ощущений, прежних удовольствий и страданий и пережитых эмоций самопроизвольно возрождаться в сознании или быть вызваны усилием воли без всякого внешнего, привходящего события?» [3, с. 153].

Основываясь на данных собственных наблюдений за людьми взрослого возраста обоих полов при воспроизведении ранее пережитого чувства, французский психолог пришел к выводу о существовании аффективной памяти в двух видах: ложной (абстрактной) и настоящей (конкретной).

Ложная или абстрактная аффективная память «состоит в представлении о каком-нибудь событии с прибавлением известного аффективного отпечатка» [3, с. 173]. В данном случае индивид интеллектуально вспоминает лишь об абстракциях пережитого чувства (той ситуации, при которой эмоция возникла), но сам ее не повторно не испытывает. Такое аффективное состояние «представляет собою не более, как призрак, как подобие и замену настоящего события, как интеллектуализированное состояние, присоединяющееся к чисто интеллектуальным элементам представления» [3, с. 175].

Настоящая (конкретная) аффективная память, напротив, «состоит в воспроизведении в настоящую минуту прошедшего аффективного состояния, со всеми его признаками» (стр. 175). В данном случае эмоция, испытанная ранее, должна «сравняться по силе с первоначальным впечатлением» [3, с. 177].

В результате данного анализа Рибо пришел к следующим основным выводам относительно возможности существования настоящей аффективной памяти у человека [3, с. 188]:

1.         У большинства людей аффективная память отсутствует;

2.         У некоторых существует полу-интеллектуальная, полу-аффективная память, т. е. эмоциональные элементы воспроизводятся лишь с трудом, отчасти при помощи интеллектуальных состояний, с которыми они связаны;

3.         У немногих существует полная аффективная память: интеллектуальный элемент служит лишь средством для вызова воспоминания и исчезает очень быстро.

Стоит отметить, что рассуждения Рибо вызвали многочисленные споры ученых относительно вопроса существования эмоциональной памяти. О. Кюльпе в 1908 году провел исследование по произвольному воспроизведению у ряда испытуемых различных эмоций, в результате которого пришел к выводу о невозможности полного восстановления ранее пережитого чувства. Дискуссия между Т. Рибо и О. Кюльпе в 1908–1910 годах так и не пришла к окончательному разрешению, и вопрос об аффективной памяти остался открытым. Однако, П. П. Блонский в книге «Память и мышление» (1935 г.) отмечал, что «Рибо стоял ближе к истине, отстаивая существование аффективной памяти. Этому сильно содействовало явно выраженное у него стремление опираться на физиологию и психопатологию» [1, с. 43].

В XX веке возникла иная точка зрения, подтверждающая существование лишь непроизвольной аффективной памяти, при которой интеллектуальные элементы не оставляют отражения в сознании индивида, вследствие чего эмоциональная реакция оказывается беспричинной (П. П. Блонский, 1935; Е. А. Громова, 1980; П. В. Симонов, 1987). Такая память на чувства не может быть исследована чисто экспериментальным путем, а значит, обречена на результаты субъективных рассказов испытуемых. В настоящий момент, данная дискуссия так и нашла своего полного решения и требует дальнейших исследований.

Помимо проблемы эмоциональной памяти Теодюль Рибо также коснулся крайне спорного и важного вопроса о возможности классификации аффективных состояний.

Все существующие на тот период времени попытки классифицировать эмоции человека французский психолог подразделял на следующие виды:

1.                  Классификация удовольствий и страданий (Л. Дюмон, А. Бони);

2.                  Эмпирическая и аналитическая (сравнительная) классификации (А. Бэн, Г. Мерсье);

3.                  Классификация представлений (ителлектуалистическая форма эмоций) (Т. Вайц, М. В. Дробиш, И. В. Наловский, Ш. Годжсон).

По мнению Рибо, ни одна из приведенных выше классификаций не способна в полной мере раскрыть многообразие всей аффективной жизни человека. Чем это обосновано? Каждая простая или сложная эмоция имеет бесчисленное множество разновидностей и зависит как от внешних условий существования (эпохи, расы, хода цивилизации), так и от индивидуальных внутренних условий функционирования организма, которые играют первоочередную роль в развитии какого-либо чувства. Единственный путь, по которому можно следовать, по взглядам Рибо, «это путь генетической преемственности: сначала нужно установить простые, первичные эмоции, затем отыскать те сознательные или бессознательные умственные процессы, посредствам которых из них вытекли эмоции сложные и производные» [3, с. 152]. Будучи сторонником патологического наблюдения, французский психолог не только обозначил базовые эмоции, их психологические аспекты и физиологические признаки, но и дал классификацию их нарушений, представленных в таблице 2:

Таблица 2

Генетическая классификация базовых эмоций

Вид эмоции

Определение

Психологические аспекты

Физиологические признаки

Патологии

1. Страх (инстинкт самосохранения в оборонительной форме)

Эмоциональная реакция, вызываемая ярким и упорным представлением о возможном страдании или зле

1. Страх первичный, инстинктивный, бессознательный, предшествующий личному опыту;

2. Страх вторичный, сознательный, появляющийся после опыта

1. По отношению к иннервации мышц (ослабление, конвульсивная дрожь, полное прекращение движения);

2. Вмышцах органической жизни (остановка слюноотделения, холодный пот, мурашки, стеснение в груди, сжатие в горле, прерывистое дыхание);

3. В сосудодвигательном аппарате (сужение сосудов, сильное сердцебиение, бледность и периферическая анемия)

Разновидности фобий (айкмофобия, беленофобия, талассофобия, потамофобия и др.)

2. Гнев (инстинкт самосохранения в наступательной форме)

Сознательное побуждение, заставляющее доставлять другому страдание и испытывать от этого положительное наслаждение

1. Животная форма (форма действительного нападения);

2.Интеллектуализированная форма (форма отсроченного нападения)

1. Расширение кровеносных сосудов, усиление кожного кровообращения, краснота, вздутие;

2. Нервное раздражение мускулов (судороги, резкие движения, прерывистое дыхание);

3. Усиление слюноотделения.

Различные формы мании (дипсомания, эротомания, клептомания и др.)

3. Симпатия

Стремления одного индивида согласовать свое настроение с деятельными или эмоциональными состояниями других

1. Рефлекторная, автоматическая, бессознательная симпатия (подражание);

2. Сознательная симпатия (вызывает у двух индивидов аналогичные аффективные настроения);

3. Интеллектуальная симпатия (гармония чувств и действий, основанных на единстве представлений).

Подражательные движения

Преобладание излишнего эгоизма, ипохондрия, безумие, излишняя чувствительность к людям, животным (зоофилия), предметам

4. Нежная эмоция

Приближение, соприкосновение с другим индивидом, выражающееся в улыбке, поцелуе и иных нежных проявлениях

Простая и первичная эмоция, лежит в основе всех общественных, нравственных и альтруистических проявлений. Происходит от первой инстинктивной привязанности ребенка к матери

Притяжение, расслабление, улыбка, усиление кровообращения, появление слез

Преобладание эгоизма, ипохондрия, безумие, излишняя чувствительность к людям, животным (зоофилия), предметам

5. Гордость

Ощущение превосходства над другим человеком, удовлетворение или довольство собой

Имеет прямое отношение к человеческой личности. Имеет смешанную природу: относится к радости, гневу, совпадает с удовольствием.

Глубокое дыхание, эксцентричная мимика

Безумие от власти, бред величия, мегломания

6. Смирение

Ощущение слабости, бессилия

Связано с человеческим «Я». Имеет смешанное происхождение: образована от печали, боязни.

Уменьшение или задержка движений

Стремление к самоубийству

7. Эмоция любви (половой инстинкт)

Чувство глубокой привязанности к другому человеку или объекту

Имеет смешанное происхождение: образована от радости и нежности.

3 стадии развития:

1. Инстинктивный период;

2. Эмоциональный период;

3. Интеллектуализированный период

Усиление кровообращения и дыхания, центробежные движения

Извращение полового инстинкта (гомосексуализм, некрофилия и др.)

           

Все вышеизложенные базовые аффективные состояния имеются в зачаточном состоянии у низших форм животной жизни и обусловлены действием инстинкта самосохранения. Появление сознания еще более усложняет каждую их них, в результате чего приводит к образованию высших эмоций.

По мнению Рибо, существует несколько путей образования высших аффективных состояний [3, с. 282]:

1.                  Эволюционный путь (при переходе от низших форм жизни к высшим);

2.                  Путь задержки в развитии (например, ненависть как недоразвившаяся форма гнева);

3.                  Путь сочетания (смешения или соединения простых аффективных состояний).

В результате следования какому-то из перечисленных путей, образуются высшие аффективные состояния: социальное, нравственное, религиозное, эстетическое и интеллектуальное чувства. Стоит отметить, что развитие каждой их этих высших эмоций сопряжено с возникновение общества и его институтов, а значит, данные аффективные состояния можно обнаружить только у человека. Дать полноценный ответ на природу возникновения, физиологические механизмы и патологии каждого из этих состояний крайне сложно в силу их индивидуального развития у человека.

Генетический принцип классификации эмоций был применен Т. Рибо не впервые. Деление аффективных состояний на базовые и производные можно обнаружить в трудах Б. Спинозы, В. Вундта и Н. Грота. В современной психологической науке данный вопрос остается дискуссионным. В среднем существует несколько групп классификаций эмоций: исходя из потребностей (Б. И. Додонов); деление на первичные и вторичные (К. Э. Изард); деление на ведущие и ситуативные (В. К. Вилюнас). Но ни одна из них не исчерпывает всего многообразия аффективной сферы человека, поэтому точка зрения Теодюля Рибо, высказанная более ста лет назад, остается актуальной и в рамках современной психологии.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что Т. Рибо при изучении аффективно-эмоциональной сферы личности человека коснулся многочисленных ее сторон (эволюции, классификации, физиологических основ, внешних и внутренних условий и др.). Его труд представляет комплексное изложение уже имеющихся на тот период времени теорий и исследований по данной проблематике. Также в своей работе Рибо доказал, что наличие аффективной сферы у человека есть результат длительного эволюционного процесса, где ведущее место занимают физиологические механизмы. Некоторые из вопросов, поставленных французским психологом более века назад, имеют актуальное значение и для современной психологической науки. В связи с этим данная работа может быть полезна в качестве исторического экскурса в изучении важной, многоаспектной и спорной проблемы сущности аффективной сферы человека.

Литература:

1.                  Блонский П. П. Память и мышление. — М.-Л., 1935. — 215 с.

2.                  Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980.- 181 с.

3.                  Рибо Т. А. Психология чувств. — СПб: типография А. А. Пороховщикова, 1898. — 124 с.

4.                  Рибо Т. А. Современная английская психология: (Опыт.школа): Пер. со 2-го, доп. изд. / Ред. пер. и крит. этюд П. Д. Боборыкина. — М.: Изд. К. Т. Солдотенкова, 1881. — 345 с.

5.                  Рибо Т. А. Современная германская психология: (Опыт.школа): Пер. со 2-го, фр. изд., испр. и доп., Л. Ройзмана. — СПб.: Изд. журн. «Научное обозрение», 1895. — 274 с.

6.                  Симонов П. В. Мотивированный мозг. — М., 1987. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle